USD 102.9979

+0.09

EUR 108.3444

-0.36

Brent 73.66

+0.42

Природный газ 3.375

0

30 мин
229

Особенности реализации инвестиционной политики в нефтегазовом комплексе России на современном этапе экономического развития

В статье представлены методолого-практические положения осуществляемой государством и нефтегазовыми предприятиями инвестиционной политики, направленной на обеспечение устойчивого функционирования отрасли, адаптацию к технологическим изменениям. Применение новых методологических подходов и принятие современных управленческих решений требуют внесения изменений в производственно-сбытовые цепочки, масштабных капиталовложений, учитывают природно-климатические условия реализации проектов, экологические, геологические факторы и др. Инвестиционные решения в НГК включают особенности взаимодействий государства и предприятий, внутреннюю специфику разработки нефтегазовых месторождений, связаны с комплексным внедрением цифровых технологий. Инвестиционная политика предприятий зависит от поставленных на баланс запасов ресурсно-сырьевой базы, специфики национального законодательства, стабильности и предсказуемости бюджетно-налоговой политики, условий недропользования. Технологическое лидерство в нефтегазовой отрасли, в т.ч. в вопросах развития сектора СПГ, комплексного освоения углеводородных запасов арктического и континентального шельфа России, позволяет выйти на опережающие темпы экономического развития, повысить экономическую эффективность реализации нефтегазовых проектов.

Особенности реализации инвестиционной политики в нефтегазовом комплексе России на современном этапе экономического развития

Ключевые слова: государственное регулирование, нефтегазовый комплекс, опережающее развитие, инвестиционная политика, инвестиционный потенциал, бюджетное финансирование, нефтегазовые доходы.

Нефтегазовый сектор российского фондового рынка находится в стадии становления, требует масштабных капиталовложений, необходимых для полноценного перехода в следующую стадию технологического развития. Деятельность финансовых подразделений предприятий направлена на повышение их экономической устойчивости, рост стоимости акционерного капитала, который напрямую зависит от эффективности управления и функционирования, наличия необходимой ресурсно-сырьевой базы, широкого спектра взаимодействий и долгосрочных контрактов на поставку продукции. В свою очередь, крупнейшие российские корпорации в рамках основной деятельности стремятся соединить все сегменты нефтегазового производства, сократить непроизводительные расходы, повысить прозрачность и подотчетность для акционеров. Это особенно актуально в связи с тем, что предприятия являются более гибкими в инвестиционном отношении, восприимчивыми к изменениям по сравнению с государственными ведомствами [22].

Ключевые направления и показатели инвестиционных программ предприятий рассчитываются благодаря современным цифровым технологиям. Их устойчивость обеспечивается постановкой на собственный баланс новых разведанных запасов, приобретением и поглощением других компаний, покупкой активов, обладающих значительными перспективами роста, профессиональным управленческим и кадровым составом. Отечественный топливно-энергетический рынок развивается более быстрыми по сравнению со среднемировыми темпами; особо следует выделить приток капиталовложений в нефтегазовый сектор Арктического региона. Инвестиционные решения в НГК требуют применения кардинально новых подходов ввиду внутренней специфики взаимодействий государства и предприятий, внесения изменений в производственно-сбытовые цепочки, масштабных капиталовложений, экологических, геологических факторов, природно-климатических условий и др. Изменения затрагивают отдельные формы и инструменты ГР НГК, непосредственно влияют на проводимую государственную политику в части привлечения инвестиций в российскую экономику и ТЭК.

Потребность в дополнительных капиталовложениях отражается на структуре механизма ГР НГК, устойчивости функционирования нефтегазовых компаний, опосредованно влияет на макроэкономическую ситуацию. Контроль государства в отношении собственной ресурсной базы позволяет не допустить необоснованного воздействия глобальных энергетических корпораций в отношении стратегически значимых проектов и месторождений [3]. Несмотря на роль данных процессов в вопросах национальной и энергетической безопасности, в определенной степени это также находит выражение в инвестиционном потенциале страны. Финансовая устойчивость и инвестиционные возможности для реализации стратегических проектов крупнейшими российскими нефтегазовыми компаниями предопределяется их административным ресурсом, ликвидностью капитала [15].

Методологические подходы к проведению инвестиционной политики в НГК

Инвестиции в различные сегменты НГК служат одним из критериев его экономически устойчивого развития, отражаются на основных показателях функционирования, структуре мирового и национального ТЭБ. В данном аспекте акцент ставится на динамике производства и потребления ТЭР в разрезе по странам и регионам. Одним из индикаторов объемов требуемых капиталовложений является цена на нефть, предопределяющая рентабельность проектов и – например, в случае с арктическим шельфом – возможность разработки месторождений. Так, в периоды повышающей фазы экономического цикла инвестиции в сектор upstream обычно возрастают и, наоборот, сокращаются во время кризисных явлений в мировой экономике [4, 13]. Другими индикаторами выступают, в частности, платежеспособность потребителей, наличие долгосрочных контрактов на поставку углеводородов, объемы и глубина их переработки, перспективы развития ВИЭ. Вопросы долгосрочных капиталовложений требуют проведения аналитических исследований, в которые закладываются риски изменения биржевых котировок; в результате инвестиционные прогнозы разрабатываются в рамках различных сценарных вариантов [9, 12].

Для нефтегазовых предприятий гибкость и универсальность проводимой инвестиционной политики, возможность маневрирования финансовыми ресурсами обусловлены в т.ч. изменением регуляторных факторов, отражены в собственной миссии, цели и задачах внутренних документов стратегического развития. Реализация отдельных проектов может быть отложена на неопределенный срок по инвестиционным причинам; в частности, это послужило одним из основных факторов прекращения разработки Штокмановского месторождения. Для ведущих корпораций также характерно маневрирование между осуществлением различных внутренних проектов и освоением запасов ресурсно-сырьевой базы зарубежных стран.

Государство и крупнейшие акционеры определяют инвестиционную политику предприятий в условиях волатильности котировок на нефть и значимости повсеместного внедрения принципиально новых научно-технических решений. Данные вопросы в значительной мере характерны для относительно небольших компаний, не обладающих необходимыми административными и финансовыми ресурсами, напрямую отражаются на уровне их капитализации, экономических и инвестиционных показателях. Так, реализация нефтегазовых проектов может предполагать убытки предприятий во время их осуществления, что свойственно для некрупных отраслевых участников; это также служит фактором снижения административных и управленческих расходов. Наибольшие затраты предприятий характерны для сектора upstream; крупнейшие из них зачастую планомерно снижают инвестиции, что обусловлено относительно невысокой рентабельностью новых проектов, учетом геологических, природно-климатических, экологических факторов, необходимостью строительства новой инфраструктуры, валютных рисков, условий практической реализации осуществляемой государством денежно-кредитной политики [19].

На инвестиции непосредственное воздействие оказывают внутренние технологические НИОКР, проводимая политика импортоопережения в НГК; на основании инвестиционной политики рассчитываются прогнозы и финансовые показатели предприятий. Важнейшим направлением их качественного улучшения служит глубокая переработка углеводородов с учетом экологических и политических рисков, подписания международных договоров и соглашений, изменений национального законодательства. Значимыми аспектами остаются рост различных видов расходов, целевое использование финансовых ресурсов по связанным направлениям деятельности предприятий, повышение энергоэффективности производств, которое достигается в т.ч. за счет расширения прагматичных внутренних взаимодействий. Темпы роста макроэкономических показателей напрямую влияют на структуру ТЭБ. Постепенное истощение крупнейших углеводородных залежей в ряде российских регионов и планомерное освоение перспективных нефтегазоносных участков Восточной Сибири и Дальнего Востока также находят отражение в структуре инвестиционных затрат предприятий.

В некоторых зарубежных странах часть крупнейших проектов полностью или частично финансируются из средств суверенных фондов, созданных за счет дополнительных нефтегазовых доходов [10]. Инвестиционные затраты характерны при полном удовлетворении внутреннего энергетического спроса в отдаленных и труднодоступных районах со сложными природно-климатическими условиями. Инвестиции в российский НГК зависят от внутренних возможностей национальной экономики, соответствия ключевым аспектам и тенденциям глобального энергетического рынка; в частности, капиталовложения в разработку месторождений арктического и континентального шельфа обладают значительной внутренней спецификой по сравнению с освоением запасов континентальной части. Инвестиционная политика нефтегазовых компаний предполагает устойчивость и долгосрочность капиталовложений, привлечение заемного капитала на приемлемых условиях. В свою очередь, предоставляющие его финансовые организации также должны соответствовать ряду критериев надежности: обеспечение гарантий, высокий инвестиционный рейтинг и др.

Доступ к финансированию облегчается при совместном освоении проекта со стороны нескольких нефтегазовых компаний, их долгосрочном сотрудничестве, приобретении ликвидных и высокодоходных активов, реализации продукции на перспективных рынках сбыта, внедрении в производство новейших научно-технических разработок. Предприятия заинтересованы в повышении уровня рыночной капитализации и максимизации финансово-экономических результатов деятельности, в т.ч. за счет создания положительной деловой репутации, исполнения социальных обязательств, задействования потенциала шестого технологического уклада, применения новейшего информационно-технологического инструментария, адаптации в кратчайшие сроки к цифровым изменениям на мировом топливно-энергетическом рынке, корректировке отдельных положений национального законодательства и норм международного права [2]. В этой связи в полном объеме учитывается инвестиционный опыт зарубежных нефтегазовых корпораций и небольших отраслевых предприятий. Объем инвестиций в НГК напрямую увязан с ценами на углеводородные ресурсы, что находит отражение в структуре механизма ГР, уровне государственного вмешательства во внутренние процессы энергетических предприятий. Их основа, наибольший удельный вес приходится на сегменты ГРР и добычи, что связано с планомерным усложнением геологических и природно-климатических условий разработки запасов углеводородов, истощением наиболее крупных и рентабельных месторождений.

Нефтегазовые компании заинтересованы в повышении результативности распределения финансовых ресурсов, устойчивости объектов капиталовложений, выделении приоритетных аспектов внутренней инвестиционной политики, снижении непроизводительных затрат, стратегическом партнерстве при реализации энергетических проектов, стабильности инвестиционных потоков, их планировании на долгосрочную перспективу. Это отражается в динамике отраслевых и макроэкономических показателей, структуре национального ТЭБ, применении передовой мировой практики инвестиций с учетом внутренней специфики, анализе различных рисков и факторов воздействия, в результате которых предприятия способны отказаться от реализации перспективных проектов. При создании совместных предприятий особое внимание уделяется структуре акционерного капитала, надежности привлекаемых к их осуществлению финансовых институтов, объемах и доходности инвестиций, предоставлению государственных гарантий, что напрямую влияет на показатели функционирования компаний [6].

Значительные масштабы капиталовложений характерны для всех сегментов НГК на внутреннем рынке, определяются всесторонним обеспечением высоких требований к экологической безопасности, анализом внутреннего и внешнего спроса на углеводороды, энергоемкостью национальной экономики, модернизацией изношенных производственных мощностей и инфраструктуры. Также в полной мере следует учитывать инвестиции, содействующие развитию ВИЭ, разработку ТрИЗ и месторождений, на которых произошло существенное снижение добычи. Дополнительные объемы финансовых ресурсов направляются на предотвращение сокращения поставок в рамках действующих контрактов, т.е. предприятия заинтересованы в сохранении и укреплении достигнутых позиций. Активизируется строительство производств, ориентированных на глубокую переработку углеводородов, удовлетворение внутреннего и экспортного энергетического спроса, в т.ч. в развивающихся странах Северо-Восточной Азии.

Инвестиции показывают ключевые направления стратегического развития национального НГК, строительства и совершенствования инфраструктуры, качественные изменения в ТЭБ, специфику заключения и исполнения нефтегазовых контрактов, особенности национального законодательства в топливно-энергетической сфере. Усложнение условий добычи в совокупности с инфляционными факторами свидетельствует об их планомерном увеличении в части проведения НИОКР и внедрения цифровых технологий во все стадии производственных процессов. Сопутствующими аспектами, характеризующими их динамику, являются нетрадиционные углеводороды, в частности, развитие сланцевых технологий. Анализ инвестиционной политики нефтегазовых предприятий также требует разделения по региональному признаку [16].

Принятие инвестиционных решений требует анализа цикличности глобальной экономики; дефицит капиталовложений повышает необходимость в укреплении антициклической формы ГР НГК. В обратном случае может наблюдаться резкое изменение динамики макроэкономических показателей, в результате которого значительное количество участников внутреннего рынка будут стремиться извлечь прибыль из его неэффективности. Результирующим итогом служит равновесие производства и потребления, в т.ч. за счет рыночного саморегулирования. Размер инвестиций и динамика нефтяных цен являются взаимозависимыми, определяют объемы и сроки введения в промышленную эксплуатацию новых производственных мощностей. Таким образом, НГК испытывает постоянную потребность в дополнительных капиталовложениях, что также отражается на структуре ТЭБ. При этом для государства и предприятий важно нивелировать риски ценовой волатильности, оптимизировать затраты на технологическую модернизацию, сервисную составляющую, позволяющие достигнуть ведущих мировых показателей в части разработки месторождений [14]. Объем инвестиций предопределяется потребительским спросом на конкретные виды продукции, экологичностью производств как ключевого фактора увеличения доли разработки газовых месторождений в общей структуре инвестиционных расходов национального НГК.

Аналитические исследования обычно проводятся в региональном разрезе и распределении по сегментам НГК. На объем инвестиций оказывают воздействие деятельность международных и национальных институтов, а также принимаемые на межгосударственном уровне решения, например в рамках сделки «ОПЕК+». В силу того, что природный газ является более экологичным, значительный объем дополнительных капиталовложений направляется на разработку именно газовых и газоконденсатных месторождений, развитие сектора СПГ, региональные программы газификации, строительство внутренних и экспортных ответвлений трубопроводной системы. Это является характерной особенностью при разработке и реализации проектов в различных акваториях континентального шельфа России.

Следует отметить, что государства-потребители отечественных углеводородов стремятся изыскивать внутренние возможности и ресурсы для снижения собственной энергетической зависимости, повысить открытость и инвестиционную привлекательность национальной экономики, в частности активизируют проведение ГРР и разработку внутренней МСБ, на долевой основе участвуют в реализации зарубежных нефтегазовых проектов, развитии ВИЭ, внутреннего фондового рынка, корректируют национальное законодательство в ТЭК. Немаловажной характеристикой является невысокое качество добываемого на некоторых месторождениях углеводородного сырья, следовательно, дополнительные капиталовложения направляются в его глубокую очистку и переработку, внедрение новейших технологий для разработки нетрадиционных залежей и ТрИЗ, развитие инвестиционных процессов в данном направлении.

Одним из факторов развития НГК служит прогнозирование инвестиционных потоков в региональном разрезе, характерное как для крупнейших отраслевых корпораций, так и относительно небольших предприятий на внутреннем и экспортных рынках. Объем инвестиций в НГК напрямую зависит от ценовой динамики на углеводороды; определяющей характеристикой выступает структура глобального ТЭБ, ее различные прогнозные сценарии, вследствие которых предлагаются меры по улучшению инвестиционного климата с учетом внутренней специфики [8, 9]. Для инвесторов важны стабильность законодательства, бюджетно-налоговой политики, прозрачные условия недропользования и реализации нефтегазовых проектов. Предприятия стремятся развивать высокорентабельные направления, что в определенной степени позволяет нивелировать колебания глобального и национального фондового сектора, одновременно входить как в нефтяные, так и в газовые проекты, при этом сохранить независимость в принятии управленческих решений за счет подключения к разработке месторождений сервисных структур. Зарубежные участники российского топливно-энергетического рынка должны привносить существенный вклад в повышение его эффективности, в частности принимать уникальные управленческие и технологические решения, обеспечить доступ к мировым рынкам капитала [7].

Капиталовложения выступают значимой составляющей долгосрочного повышения нефтяных цен, инфляционных факторов, удорожания внутренних компонентов, используемых при производстве. В рамках реализации крупнейших проектов важно соединить в целое разрозненные факторы, расширить производственные мощности; в значительной мере это продиктовано планомерным ухудшением геологических условий добычи, а также иными факторами, связанными с разработкой внутренней МСБ. Нефтегазовая промышленность является одним из технологических лидеров национальной и мировой экономики, объектом приложения цифровых решений, позволяющих повысить экономическую эффективность проектов.

Производственные издержки возрастают по мере планомерного истощения месторождений. Реализация стратегически значимых проектов может предполагать одновременную разработку нескольких месторождений в рамках единой производственно-сбытовой сети с целью существенного сокращения издержек. Прогнозируемые объемы инвестиций существенно различаются для конкретных территорий, провинций или проектов. Предприятия стремятся сократить себестоимость добычи и транспортировки углеводородов до конечных потребителей. Накопленный управленческий и технологический опыт в определенной мере компенсирует рост расходов, связанных с ухудшением естественных геологических и природно-климатических условий добычи. Месторождения вводятся в промышленный оборот исходя из стратегических позиций и нормы доходности на вложенный капитал. Развитие новых нефтегазоносных провинций сопряжено со значительными рисками, в определенной мере уравновешиваемых прогнозами по дальнейшей добыче, требует строительства необходимой инфраструктуры, производственных мощностей по очистке и переработке углеводородного сырья.

Эффективность недропользования предполагает бережное отношение к запасам МСБ, ее дальнейшее воспроизводство. В перспективе себестоимость добычи российских углеводородов продолжит находиться на уровне существенно ниже среднемировых значений. Инвестиционное развитие НГК служит неотъемлемой составляющей национальной и энергетической безопасности, напрямую увязано с прогнозами ценовых изменений, политической и экономической конъюнктуры, используемым административным ресурсом в части освоения месторождений, реализацией нефтегазовых проектов и распоряжением поступающими доходами. Первоопределяющими являются объективные возможности внутреннего экономического роста, в частности разработка наиболее крупных и рентабельных залежей.

Капиталовложения в НГК в региональном разрезе напрямую зависят от поставленной на баланс МСБ, имеющейся в распоряжении инфраструктуры, геологических, экологических и иных условий добычи. Их планомерное увеличение также обусловлено проводимой государственной политикой, объемами извлекаемых запасов, инфляционным фактором, повышением цен для конечных потребителей. Таким образом, экономически устойчивое развитие НГК предполагает постепенное наращивание инвестиций в рамках реализации стратегических направлений на внутреннем и зарубежных рынках, секторы продукции глубокой переработки и строительства СПГ-производств [5, 11].

Ключевые направления инвестиционной политики в НГК

На современном этапе российский капитал способен принимать более активное участие в развитии зарубежных нефтегазовых рынков, освоении местной МСБ. На внутреннем рынке динамика инвестиционных вложений и анализ затрат свидетельствуют о необходимости первоочередной разработки ресурсной базы Восточной Сибири и Дальнего Востока и лишь впоследствии – углеводородных месторождений арктического шельфа; кроме того, значительные затраты необходимы для поддержания текущего уровня добычи. Инвестиции в развитие Арктики и других нефтегазоносных провинций требуют проведения прагматичной бюджетно-налоговой политики, характерной для системы недропользования в целом; это позволяет разрабатывать залежи с невысокой рентабельностью, на которых произошло падение добычи. Цикличность нефтяных котировок учитывает определенную вероятность резкого падения цен на отдельном этапе, аналогичного прошедшим периодам, что ставит вопрос о целесообразности разработки нефтегазовых месторождений арктического шельфа со значительным убытком.

Приток капиталовложений может существенно различаться в зависимости от региона расположения или конкретного проекта. Например, по результатам произведенных расчетов экономической эффективности использования ресурсов арктического и континентального шельфа на примере разработки уникального Штокмановского месторождения с разведанными запасами
3,9 трлн м3 природного газа и 56 млн т газового конденсата на основании имеющихся открытых данных возможно судить о целесообразности разработки прочих нефтегазовых залежей региона. Следует учитывать значительную отдаленность от береговой линии по сравнению с другими месторождениями, а также значительные перспективы создания одного из крупнейших в мире СПГ-проектов. В условиях нестабильной политической конъюнктуры и начавшейся второй волны финансово-экономического кризиса функционирование Shtokman Development AG было «заморожено», завершены все работы. В 2015 г. иностранные партнеры Total и Statoil (Equinor) перестали быть его акционерами, а в 2019 г. совместное предприятие было ликвидировано ввиду санкционных угроз в адрес единственного разработчика ПАО «Газпром» и его зарубежных активов.

Сектор СПГ, особенностью которого является отсутствие привязки к конечному потребителю, служит значимым направлением развития внутреннего газового рынка. Инвестиции призваны обеспечить необходимую норму доходности на вложенный капитал с учетом применения современных управленческих методов и подходов, новейших научно-технических решений, привлечения сервисных компаний и сторонних организаций для практической реализации проектов. Разработка нетрадиционных углеводородов требует использования уникального высокотехнологического оборудования и инструментария. Значительные объемы капиталовложений направляются на проведение дополнительных ГРР в различных регионах, импортоопережение промышленных производств.

Цифровые технологии, применяемые при проведении анализа мирового нефтегазового рынка, способны выявить новые актуальные тенденции и направления его развития, позволяют уточнить оценку запасов углеводородов. Ценовая конъюнктура напрямую влияет на стоимость и объективные возможности используемого в различных сегментах НГК оборудования, которое российские предприятия также способны экспортировать. При этом учитываются инфляционный фактор, определенный дисконт при продаже оборудования, не являющегося инновационным. Высокие цены на нефтегазовые ресурсы и иные благоприятные факторы, сопутствующие уникальным технологическим решениям, способствуют разработке новых месторождений нетрадиционных углеводородов ввиду планомерного истощения действующих залежей.

Длительный срок окупаемости капиталовложений в НГК свидетельствует о необходимости устранения и минимизации экономических и политических рисков в рамках зарубежных проектов, планомерное введение в промышленную эксплуатацию месторождений континентальной части. Инвестиционные стратегии большинства компаний строятся на прогнозе постепенного
роста цены на нефть, вызванного объективными инфляционными ожиданиями и производственными аспектами; вследствие этого возможна практическая реализация новых масштабных международных проектов. Крупнейшие предприятия обычно концентрируются на нескольких подобных направлениях и участвуют в их разработке. Характерной особенностью выступает тот факт, что компании с государственным участием с момента их основания вкладываются в инвестиции по сравнению с частными в долевом соотношении к объему собственных активов, что изначально вызвано поставленными на баланс запасами, наличием производств, инфраструктуры, оборудования, транспортной сети и административных возможностей. В результате удельные затраты на добычу углеводородов становятся дешевле, а на выпускаемую продукцию – сокращаются благодаря возможности привлечения ведущих управленческих и технических кадров [12, 18].

Некоторые из крупнейших нефтегазовых корпораций, в частности TotalEnergies, наращивают инвестиции в возобновляемую энергетику ввиду отсутствия высокорентабельных углеводородных проектов в континентальной части регионов осуществления деятельности. Компании с государственным участием благодаря использованию административного ресурса способны привлекать бюджетное финансирование и средства внебюджетных фондов для наращивания экономического потенциала. Предприятия стремятся инвестировать в развитие как внутренних производств и проектов, так и в зарубежных странах; однако при этом могут быть наложены законодательные ограничения на инвестиции в иностранные активы. Кроме того, наиболее перспективные внутренние проекты могут находиться на балансе других предприятий.

Объемы капиталовложений в разработку месторождений обусловлены преимущественно затратами на проведение ГРР и добычи, требуют применения современных технологических решений. Прогноз инвестиционных потоков обычно учитывает возможность применения гибкой бюджетно-налоговой политики, позволяющей результативно разрабатывать даже истощенные месторождения в сложных геологических и природно-климатических условиях. Первоочередная разработка наиболее рентабельных залежей экономически обоснована, позволяет апробировать новые технологии и сократить общие издержки, в т.ч. за счет уменьшения непроизводительных расходов.

Процессы планомерного истощения продуктивных месторождений, обусловливающих существенный рост себестоимости добычи, характерны для всех нефтегазоносных регионов мира. В вопросах инвестиционной политики в НГК существуют определенные тенденции, в частности поиск решений для конкретных проектов по снижению затрат на добычу и транспортировку углеводородов, постепенное увеличение оплаты труда квалифицированных специалистов, выполнение работ и услуг для сторонних организаций и институтов. В отдельных случаях новейшие технологические и цифровые решения внедряются повсеместно в национальный НГК. Российские компании предпринимают дополнительные действия по участию в зарубежных инвестиционных и нефтегазовых проектах, в т.ч. в регионах с нестабильной политической ситуацией, что служит значимым фактором снижения затрат на их практическую реализацию [17].

В структуре инвестиционных затрат российских нефтегазовых предприятий постепенно возрастает доля, приходящаяся на разведку и освоение нетрадиционных запасов. Предприятия заинтересованы в приемлемых условиях финансирования проектов, долгосрочном сбыте производимой продукции, содействующему развитию внутренних производств, выстраивании эффективной холдинговой структуры с результативным распределением функциональных обязанностей между входящими в ее состав организациями. Для эффективных инвестиций важно понимание дальнейшей динамики глобального и национального ТЭБ, что находит отражение в биржевых котировках, причинно-следственных связях, различных рисках.

Предприятия стремятся поставить на баланс дополнительные разведанные запасы, расширить административные возможности, призванные повысить устойчивость, проводить прагматичную политику по распределению прибыли, привлечению и осуществлению дальнейших капиталовложений. Объем запасов, имеющиеся в распоряжении производства и эффективность управления предопределяют уровень их капитализации. Часть прибыли направляется на реализацию дополнительных инвестиционных возможностей, повышение результативности технологических процессов, разработку сырьевых ресурсов с наименьшими затратами. В совокупности это позволяет расширить проведение геолого-разведочных и буровых работ, обеспечить воспроизводство МСБ.

Нефтегазовые компании более активно инвестируют в развитие ВИЭ, разработку нетрадиционных углеводородов, стремятся привлекать высококвалифицированные кадры, использовать наиболее производительные технологии, при этом не допустить рейдерских захватов со стороны финансовых и иных организаций в случае неисполнения взятых обязательств. Возможность самостоятельного проведения инвестиционной политики не должна выступать инструментом, способствующим недобросовестным слияниям и поглощениям, в частности за счет ликвидации отдельных структурных подразделений, реализации производств или части акционерного капитала по ценам ниже рыночных с целью погашения данных обязательств.

Инвестиции в НГК предполагают эффективное размещение имеющихся в распоряжении капитала, свободных денежных средств по различным направлениям, в т.ч. в перспективные проекты; инвестиционная политика обычно рассматривает несколько вариантов их финансового обеспечения. Предприятия могут создавать резервные фонды для покрытия рисков, в т.ч. экологического характера. Капиталовложения требуют объективного понимания производственных возможностей предприятий; основополагающим инвестиционным принципом является их стабильность. Выбор инвестиционных направлений в определенные сегменты НГК, технологический сектор является задачей управленческих органов предприятий, отчасти обусловливает стратегические приоритеты, позицию на внутреннем рынке. Часть прибыли направляется в доход собственников, остальное – в ключевые проекты по развитию; ее размер в значительной мере определяется ценовой конъюнктурой на нефть, накоплением финансовых ресурсов в благоприятные периоды. Инвестиции обычно осуществляются в соответствии с ходом реализации нефтегазовых проектов. В условиях повышения нефтяных цен предприятиям выгодно направлять свободные денежные средства и прибыль в дальнейшее развитие, ставить на государственный и внутренний баланс новые месторождения [20].

Инвестиционные проекты в НГК представляют собой осуществление долгосрочных капиталовложений, предполагают проведение анализа затрат и рисков, в т.ч. в отношении изменений источников финансирования. Подобная аналитика в результате применения технологий четвертой промышленной революции и шестого технологического уклада позволяет выделить оптимальные направления капиталовложений, осуществлять контроль и корректировку результатов, эффективно распределять функциональные обязанности между исполнителями, сопоставлять полученные результаты с изначально запланированными. Разработка инвестиционных участков предполагает расчет ее экономической эффективности и целесообразности. В отдельных случаях наиболее результативно может применяться исторически сложившаяся практика, в других – передовые информационно-технологические методы и подходы. Реализация сходных проектов может иметь различные риски, равно как в отношении нескольких сегментов НГК в рамках единого проекта. Объемы капиталовложений, направляемые на их реализацию, способны существенно корректироваться в связи с изменением конъюнктуры, целей и задач собственников и операторов, появления более привлекательных инвестиционных объектов; при этом могут существовать несколько центров, определяющих направления их развития.

Важно учитывать инвестиционный опыт глобальных топливно-энергетических корпораций; в частности, предложения по капиталовложениям могут исходить от управляющих органов и их структурных подразделений или определяться государственной политикой, целями и задачами в регионах присутствия. В свою очередь, контроль за исполнением может быть как всеобъемлющим, связывающим воедино все структурные подразделения, так и точечным, осуществляться преимущественно по итогам определенных этапов в ходе реализации проекта. Не должно быть разрозненных структурных подразделений; эффективность предполагает нацеленность всех участников экономических отношений на достижение необходимых результатов. Важен максимальный охват своевременной и достоверной информации, ее обобщение и практическое использование, учет всех факторов и возможных рисков. Определенные предложения по проектам поступают от их участников, различных институтов, экспертного сообщества.

Экономический эффект от реализации выражается не только в финансовых показателях, но и в позициях регионов присутствия об их целесообразности. Корректировка регулирующего воздействия может производиться на нескольких этапах с учетом позиций различных ведомств; происходит внесение предложений по его улучшению, в т.ч. исходящих по принципу «снизу – вверх». Производится расчет инвестиционных затрат и направлений финансовых потоков, выделенных под конкретные этапы проекта или на определенные периоды времени; устанавливается жесткая ответственность за ход реализации проектов, осуществляется оперативное и стратегическое управление на уровнях подразделений и центра принятия решений, между которыми необходимы оперативная двусторонняя связь, взаимный обмен информацией. Могут быть определены ключевые критерии экономической результативности, в т.ч. финансовые показатели и сроки исполнения, проводиться мониторинг за ходом исполнения проектов в режиме реального времени или по итогам временных периодов с учетом всей информации, рисков, причинно-следственных связей и направлений дальнейшего развития [6].

Проведение аналитических исследований затрагивает все направления и аспекты инвестиционной политики предприятий, в т.ч. в части вхождения в конкретные проекты, контроля за их реализацией и полученными результатами. Принятие конечных решений требует всестороннего учета различных позиций в отношении их развития; учитываются передовые тенденции инвестиционной политики в зарубежных странах как в корпоративном секторе, так и в рамках институтов с государственным участием, капиталовложений суверенных государственных фондов [10]. Это позволяет выделить инвестиционную специфику, причинно-следственные связи, особенности регулирующих процессов и применения инструментария в зарубежных странах, ключевые принципы функционирования инвестиционных процессов на государственном и корпоративном уровнях. Накопленный опыт также возможно результативно адаптировать применительно к российским условиям.

Вхождение предприятий в стратегически значимые проекты или допуск к ним иностранных компаний обычно требует одобрения органов государственной власти. Значительная корректировка может затрагивать уже одобренные проекты по размещению инвестиций; при этом выделяются наиболее успешные практики, происходит обобщение различных методов и подходов, разрабатываются предложения по совершенствованию механизма ГР НГК в рамках инвестиционного направления, выделяются ключевые аспекты и источники финансового обеспечения нефтегазовых проектов на приемлемых условиях [15].

Понимание причинно-следственных связей и логики осуществления инвестиционной деятельности в зарубежных государствах и нефтегазовых компаниях, ключевых принципов, подходов и методов, которыми они руководствуются при ее реализации, проистекает из того, что за определенные направления отвечают конкретные структурные подразделения, аккумулирующие поступающую информацию, содействует дальнейшему развитию. Методологический инструментарий инвестиционной политики подбирается сообразно конкретному проекту, после чего происходит проработка целесообразности его практической реализации, источников и условий финансового обеспечения. При этом учитываются возможные ошибки при осуществлении капиталовложений, устраняются негативные проявления внутренней и внешней конъюнктуры. Инвестиционные процессы предполагают концентрацию на достижении необходимых результатов при минимизации воздействия кратковременных колебаний, цикличность в осуществлении капиталовложений и ее прагматичное использование, разнонаправленность отдельных процессов в механизме ГР НГК и некоторых предприятиях. Нивелирование подобных колебаний может предполагать рост затрат, увеличение времени исполнения проектов. В совокупности это свидетельствует о необходимости стратегического планирования при проведении инвестиционной политики, соединении разрозненных элементов в единую систему. Важны последовательность применяемых регулирующих мер, способствующая реализации нефтегазовых проектов, возможность их корректировки по мере развития с учетом накопленного опыта, полученных итогов, их соответствия утвержденным критериям эффективности, что содействует осуществлению экономического потенциала, выработке стратегических подходов.

Так, на первоначальном этапе производится проработка всех деталей и рисков проекта, рассчитываются требуемые инвестиции, сроки исполнения, ожидаемый социально-экономический эффект и иные результаты его реализации. Затем осуществляется управление инвестиционным процессом: проведение НИОКР, строительство необходимой инфраструктуры, приобретение оборудования, его планомерный ввод в промышленное производство. Также происходит контроль за эксплуатацией, проведение риск-менеджмента, нефтегазосервисных работ, сбор и обобщение поступающей информации, корректировка существующих и разработка дальнейших направлений развития проекта. Важны максимизация конечных результатов, обоснованные финансовые расходы [16, 20].

Выводы и рекомендации

Несмотря на волатильность цены на нефть, в целом наблюдаются тенденции наращивания капиталовложений в НГК, происходит слияние государственных и частных топливно-энергетических предприятий, предполагающее повышение конкурентоспособности новых структур на глобальном рынке. Реализация крупнейших проектов требует участия нескольких сторон; приоритетом большинства из них выступает разработка континентальных, а не шельфовых углеводородных запасов, внедрение новейших цифровых технологий, позволяющее сократить расходы, уменьшить риски, повысить эффективность производств. Практическая реализация подобных проектов предполагает учет различных позиций и экспертных мнений, стабильность бюджетно-налоговой политики, в отдельных случаях – предоставление особых государственных условий, позволяющее реализовать проект при заданных финансовых и инвестиционных ресурсах в установленные временные рамки. Государство принимает на себя определенные обязанности в отношении исполнения стратегических нефтегазовых проектов [1].

Инвестиционная политика нефтегазовых предприятий предполагает учет случайной составляющей в ходе ее исполнения, комплексное воздействие в рамках обсуждаемых вопросов, позволяющее максимизировать конечный результат от реализации проектов. Важны гибкий подход к осуществлению финансирования, прогнозирование потоков капиталовложений, адаптация к новым факторам воздействия, приведение деятельности в соответствие с ними. Отсутствие гибкости и экономической устойчивости предприятий способно привести к невозможности практической реализации проекта или отдалению сроков его осуществления. Нефтегазовые компании стремятся расширить производство, диверсифицировать направления развития, в т.ч. с целью снижения зависимости от нефтяных котировок [22].

Основными вопросами в ходе реализации нефтегазовых проектов являются аспекты организующей функции: экологической безопасности и качества строительных работ в установленные сроки. Для инвесторов важны результативное размещение капиталовложений, их высокая доходность, транспарентность данных, применение высококвалифицированных трудовых ресурсов, контроль за ходом реализации проектов. Именно открытость и подотчетность в совокупности с функциональным распределением ответственности позволяют объективно оценить результативность заключенных соглашений, управленческих процессов, устранить внутренние разнонаправленные тренды, способствовать сокращению издержек и непредвиденных расходов, выделению дальнейших перспективных инвестиционных направлений, повышению достоверности разрабатываемых сценариев развития НГК. В данном аспекте в полной мере проявляется системно-функциональный подход, позволяющий выбрать оптимальные направления капиталовложений и источники их финансового обеспечения. Следует также выделить необходимость достижения тактических ориентиров в установленные сроки, возможность воздействия при изменении внутренних и внешних условий среды, значимость гибкости механизма ГР НГК.

В ходе реализации проектов могут появляться более перспективные краткосрочные ориентиры и стратегические цели; внедрение цифровых технологий способствует их развитию в условиях неопределенности, а сокращение излишних расходов и проведение эффективного риск-менеджмента – переходу на следующий этап в развитии национального НГК. Сопутствующим условием выступают модернизация и ремонт оборудования, трубопроводов и других элементов
целостного отраслевого механизма, мониторинг их технологического состояния, нацеленные на достижение мировых показателей качества, что содействует разрешению текущих вопросов, расширению отраслевых взаимодействий как на внутреннем рынке, так и с зарубежными государствами и компаниями, позволяющими удовлетворить их спрос на углеводороды в соответствии с законодательством, установленными требованиями и ограничениями [21].

Литература

1. Громов А.И. Ключевые драйверы, вызовы и неопределенности развития мирового нефтяного рынка в ближайшей и среднесрочной перспективе / А.И. Громов // Энергетическая политика. – 2016. – № 6. – С. 56–63.

2. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах / С.Ю. Глазьев. – М.: Книжный мир, 2018. – 768 с.

3. Глазьев С.Ю. Экономика будущего: есть ли у России шанс? / С.Ю. Глазьев. – М.: Книжный мир, 2017. – 634 с.

4. Гурвич Е.Т. Нефтяной суперцикл и бюджетная политика / Е.Т. Гурвич, И.В. Беляков,
И.В. Прилепский // Вопросы экономики. – 2015. – № 9. – С. 5–30.

5. Дмитриевский А.Н. Перспективы инновационного развития отечественного нефтегазового комплекса / А.Н. Дмитриевский, Н.И. Комков, М.В. Кротова // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2015. – Т. 6. – № 3. – С. 62–76.

6. Еремин Н.А. Основные принципы методологии комплексной оценки запасов углеводородов в нефтегазовых инвестиционных проектах / Н.А. Еремин, Ю.Г. Богаткина, В.Н. Лындин // Нефтяная провинция. – 2019. – Т. 17. – № 1. – С. 31–50.

7. Звягинцева Н.А. Развитие системы регулирования рынка ценных бумаг Российской Федерации как механизма привлечения инвестиций: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.10 / Н.А. Звягинцева. – Иркутск, 2015. – 555 с.

8. Конопляник А.А. Стабильность инвестклимата: уроки истории / А.А. Конопляник // Нефтегазовая вертикаль. – 2018. – № 18. – С. 14–23.

9. Конторович А.Э. Долгосрочные и среднесрочные факторы и сценарии развития глобальной энергетической системы в XXI веке / А.Э. Конторович, М.И. Эпов, Л.В. Эдер // Геология и геофизика. – 2014. – Т. 55. – № 5–6. – С. 689–700.

10. Лебединская Е.В. Роль нефтегазовых фондов в России / Е.В. Лебединская // Вопросы экономики. – 2012. – № 3. – С. 98–119.

11. Макаров А.А. Стратегические перспективы развития энергетического комплекса России / А.А. Макаров, Т.А. Митрова // Проблемы прогнозирования. – 2018. – № 5. – С. 81–96.

12. Международная практика прогнозирования мировых цен на финансовых рынках (сырье, акции, курсы валют) / под ред. Я.М. Миркина. – М.: ИМЭМО РАН, 2014. – 456 с.

13. Миловидов К.Н. Мировые инвестиции в нефтегазовый сектор апстрим / К.Н. Миловидов // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2019. – № 2. – С. 46–54.

14. Михайлов А.Ю. Взаимосвязь цен на нефть и макроэкономических показателей в России / А.Ю. Михайлов, Д.В. Бураков, В.Ю. Диденко // Финансы: теория и практика. – 2014. –
Т. 23. – № 2. – С. 105–116.

15. Нарышкин С.Е. Иностранные инвестиции и развитие экономики России: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 / С.Е. Нарышкин. – СПб., 2010. – 446 с.

16. Новак А.В. Увеличение объема инвестиций в энергетическую инфраструктуру: взгляд России / А.В. Новак – Федеральный справочник. Топливно-энергетический комплекс. – 2015. – Т. 16. – С. 19–23.

17. Пармон В.Н. Энергоресурсы Сибири – наука и институциональные инновации / В.Н. Пармон [и др.] // Энергетическая политика. – 2019. – № 1. – С. 22–39.

18. Плакиткин Ю.А. Глобальный энергетический переход и современные мировые трансформации в прогнозах развития энергетики / Ю.А. Плакиткин // Энергетическая политика. – 2023. – № 8. – С. 8–25.

19. Симоненко В.Е. Инвестиции в мировом сегменте разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений: дис. … канд. экон. наук: 08.00.14 / В.Е. Симоненко. – М., 2015. – 152 с.

20. Телегина Е.А. Международные инвестиции в мировую энергетику и роль России на глобальных энергетических рынках / Е.А. Телегина. – М.: Информ-Знание, 2005. – 448 с.

21. Трофимов С.Е. Практические вопросы реализации государственной нефтегазовой политики / С.Е. Трофимов. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 400 с.

22. Энергетический бюллетень. Инвестиции в ТЭК: рост после кризиса на рынке нефти. – М.: Аналитический центр при Правительстве РФ, 2018. – № 61. – 28 с.



Статья «Особенности реализации инвестиционной политики в нефтегазовом комплексе России на современном этапе экономического развития» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№2, Февраль 2025)

Авторы:
Комментарии

Читайте также