Ключевые слова: государственное регулирование, нефтегазовый комплекс, инвестиционная политика, методологический инструментарий, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, бюджетное финансирование, нефтегазовые доходы.
Инвестиционная политика в России должна содействовать развитию внутренних производств, обеспечению прав и гарантий собственности. Устранение значительного количества негативных проявлений возможно при эффективном прогнозировании, осуществлении деятельности в рамках правового поля национального законодательства и норм международного права, предоставлении достоверной информации регулирующим и контрольным органам государственной власти о ходе реализации нефтегазовых проектов. Для предприятий важны профессионализм управленческого и исполнительского состава, возможность практического внедрения разработанного инструментария, требующая для большинства проектов применения системно-функционального подхода, результативное и оперативное реагирование на возникающие изменения как социальной направленности, так и форс-мажорного характера, вызванные технологическими, экологическими, природно-климатическими или иными факторами, выполнение взятых обязательств в установленные сроки, способность обходить административные барьеры, наращивать уникальные компетенции. Объективные финансовые и технологические данные о состоянии проекта, эффективное распоряжение инвестиционными потоками, их транспарентность и подотчетность необхдимы для осуществления дальнейших капиталовложений. Нефтегазовые компании также стремятся повысить устойчивость финансового состояния и, вследствие этого, уровень капитализации, необходимые в условиях изменчивости цен на нефть и нестабильности фондовых рынков.
Результативность менеджмента компании определяется рядом показателей, в т.ч. доходностью на вложенный капитал, созданием торгового бренда, обеспечивающего рост его стоимости, проведением эффективной антициклической политики и оперативным реагированием на одно-стороннее изменение условий заключенных соглашений со стороны других участников, ограничивающих воздействие внешних факторов на внутренние процессы; также в режиме реального времени осуществляется мониторинг технологического состояния на предприятиях. Системно-функциональный подход позволяет увязать воедино разрозненные аспекты, в т.ч. управленческие и производственные составляющие. Цифровые технологии способны обеспечить прозрачность данных о текущем состоянии проекта и перспективах его развития.
В управленческой иерархии предприятий существуют различные уровни разрешения долгосрочных и оперативных вопросов, что в свою очередь способствует развитию институциональной платформы в НГК. Инвестиции также предполагают баланс производства и потребления
углеводородов; это позволяет вносить корректировки в стратегические планы реализации проектов, совершенствовать их инфраструктуру. Функциональные обязанности предусматривают полноту ответственности по конкретным сферам деятельности, впоследствии соединенных в единую систему; то же характерно в отношении нескольких собственников в рамках общего проекта. Реализация проектов призвана содействовать росту капитализации нефтегазовых компаний, осуществлению новых направлений с более высокой нормой доходности, повышению устойчивости взаимодействий между различными субъектами на внутреннем энергетическом рынке, заключению долгосрочных контрактов, развитию сервисного сегмента, что, в конечном итоге, находит отражение в структуре национального ТЭБ [16].
Методология реализации государственной инвестиционной политики в НГК
Нефтегазовые проекты призваны максимизировать социально-экономический эффект в регионах присутствия. Внедрение новейших технологических решений позволяет выделить наиболее инвестиционно привлекательные, исключить убыточные, не имеющие социальной ориентированности направления; непрофильные проекты могут выделяться для сторонних организаций. Уменьшение расходов возможно благодаря оптимизации кадрового состава, транспортировки углеводородов, транспортно-логистических цепочек и других статей затрат. Инвестиции непосредственно связаны со сроками реализации проекта, обеспечением его бесперебойного функционирования, применением технологических решений в части моделирования и прогнозирования потоков капиталовложений. Оперативное воздействие служит неотъемлемой составляющей достижения долгосрочных целей и передовых мировых показателей, способствует выделению ключевых направлений развития проектов, критериев их результативности. Инвестиционная политика является составным элементом механизма ГР НГК, позволяет распределить функциональные обязанности и ответственность между исполнителями.
Внедрение цифровых технологий, позволяющих свести воедино разрозненные данные, предполагает возможность реализации принципиально иных управленческих решений с учетом накопленного опыта, содействует масштабированию производственных процессов. Менеджмент нефтегазовых компаний исходит из поставленных на внутренний баланс запасов МСБ, объективной возможности их разработки, имеющихся в распоряжении различных видов ресурсов, социально-экономических обязательств, особенностей регионов осуществления деятельности. Различные предприятия используют собственные методики расчета требуемых капиталовложений под конкретный проект, позволяющие определить целесообразность и преимущества от вхождения в него; при этом специфика форм и инструментов ГР может различаться для каждого из проектов или по сегментам НГК.
Системно-функциональный подход предполагает возможность маневрирования при осуществлении регулирующего воздействия. Аналогично рассчитываются показатели эффективности и применимости определенных форм и инструментов ГР в целом и в рамках определенных проектов. Изменчивость нефтяных котировок не должна являться показателем снижения результативности оперативного управления предприятий. Крупнейшие нефтегазовые компании обычно занимаются реализацией нескольких стратегических проектов, различающихся нормой доходности и условиями осуществления, каждый из которых требует значительных капиталовложений. Предпочтения в их выборе основываются на экономической эффективности, применении внутренних критериев и разработанного методологического инструментария. В исходные модели также закладывается возможность значительного увеличения сроков реализации проекта и первоначально запланированного объема требуемых инвестиций. Для предприятий необходимо верно определить точку вхождения в проект на определенных условиях, учитывать возможность их дальнейшего изменения. Капитализация предприятий может определяться не только имеющимися в распоряжении запасами МСБ, активами и административным ресурсом, но и возможностью реализации таких проектов в установленные сроки. Для этого необходимы стабильное финансирование, условия осуществления проектов, разработанные критерии эффективности, в т.ч. первоочередные приоритеты капиталовложений, позволяющие удовлетворить требуемую норму доходности, достигнуть иные целевые ориентиры.
Немаловажным аспектом является установление устойчивых долгосрочных взаимодействий с финансовыми организациями, т.к. объемы финансирования проектов зачастую имеют верхний допустимый предел. Тактические задачи предприятий могут варьироваться на различных этапах развития проекта, что необходимо для реализации внутренних приоритетов, отражается на показателях экономической эффективности, в т.ч. объемах производства, сроках исполнения, сравнении полученных результатов с изначально запланированными. Реализация нефтегазовых проектов связана с организационной структурой предприятий, задействованием ими цифрового и технологического потенциала. Альтернативные сценарии, модели развития и методологические инструменты способны принести различные ожидаемые показатели. Объем предполагаемого финансирования также зависит от эффективности прошлых инвестиций. Цифровые технологии позволяют вычислить их оптимальный объем, выделить направления сокращения издержек, система-тизировать разрозненные элементы; возможны различные вариации использования математического инструментария при осуществлении капиталовложений.
Проведение детализированного анализа позволяет добиваться наилучших мировых показателей по ключевым показателям эффективности нефтегазовых производств, в т.ч. в части минимизации затрат, реализации различных внутренних приоритетов, увеличения объемов извлекаемого сырья на долгосрочную перспективу при действующих технологиях. Стратегические цели предприятий и их управленческих органов могут значительно различаться между собой; эффективность деятельности оценивается по ряду критериев, в т.ч. в отношении долгосрочного наращивания преимуществ, совершенствования профессиональных компетенций менеджмента, соответствия заявленным требованиям в части увеличения объема мощностей, производимой продукции и размера капитала. Кроме того, существуют различные стратегии качественного и количественного роста предприятий.
Масштаб капиталовложений в конкретный нефтегазовый проект определяется множеством различных факторов. Предприятия могут одновременно осуществлять альтернативные проекты, стремиться минимизировать затраты на них. В ходе их реализации могут возникнуть новые перспективные направления, позволяющие укрепить стратегические преимущества; соответственно, эффективность функционирования предприятий оценивается по итоговым показателям различных проектов и векторов деятельности. Это невозможно без применения современных
финансовых технологий, уникального управленческого инструментария, расчета оптимального уровня расходов для каждого конкретного этапа развития проекта, использования как существую-щих инвестиционных подходов и методов, так и принципиально новых. Предприятия разрабатывают собственные критерии результативности, опираются на существующую институциональную платформу, участвуют в практической реализации разработанных под конкретные проекты предложений. Следует учитывать возможные временные разрывы в финансировании, усложнение внутренних процессов при одновременной реализации нескольких проектов, что может подразумевать корректировку направлений инвестиционных потоков.
Объем привлекаемых в НГК капиталовложений зависит от инвестиционного климата, эффективности функционирования институтов, прав и гарантий собственности, обеспечения безо-пасности на предприятиях, развития межгосударственных взаимодействий, необходимых для
решения внутренних энергетических вопросов. Для предприятий важны возможность донесения собственных предложений до органов государственной власти, устойчивость проводимой бюджетно-налоговой политики, экономических и административных методов регулирующего воздействия. Ключевые инвестиционные положения находят отражение в стратегических и программно-целевых документах развития НГК; для отдельных проектов возможны индивидуальные условия и меры ГР. Осуществление инвестиций в НГК предполагает прогнозирование дальнейших форм и инструментов ГР при различных сценариях, в т.ч. в рамках экологического направления [1].
Цели и задачи нефтегазовых компаний исходят непосредственно из экономической и политической ситуации, соблюдения экологических стандартов, исполнения требований к производству и выпускаемой продукции. Институциональная основа предполагает эффективность юридических институтов, судебной системы, гарантии устойчивости инвестиций, точечное использование результативных форм и инструментов ГР НГК, нацеленных на улучшение качества функционирования предприятий, повышение прозрачности их деятельности. Значимыми аспектами служат проведение предсказуемой денежно-кредитной политики, обеспечивающей стабильные усло-вия функционирования для промышленных производств, содействующей импортоопережению в НГК, эффективная политика предоставления межбюджетных трансфертов, доступа к средствам Фонда национального благосостояния (ФНБ) для реализации стратегически значимых проектов. Повышение финансовой устойчивости предприятий свидетельствует об уменьшении значимости цикличности и негативных проявлений конъюнктуры в мировой и национальной экономике, изменении структуры потребительского спроса, развитии ВИЭ, прочих нефтегазовых производств, принятии необходимых технологических решений. Также учитываются покупательная способность денежной единицы, в которой осуществляются расчеты по заключенным контрактам, условия финансирования нефтегазовых проектов, их возможные изменения, проведение мониторинга качества строительства и контроля производимой продукции.
Следует учитывать возможность одностороннего изменения условий контрактов со стороны партнеров, их исполнения в неполном объеме в установленные сроки, значительного увеличения связанных расходов по прочим направлениям деятельности. Для предприятий также важны достоверность прогнозов, прагматичное использование ресурсов, совместное решение возникающих вопросов между несколькими сторонами проекта, взаимодействия с различными института-ми, населением в регионах присутствия. Ключевым критерием является улучшение отраслевых показателей функционирования, в частности продуктивность извлечения углеводородов, сокращение издержек в различных сегментах НГК, использование энергоэффективных технологий, задействование цифровой платформы, обеспечение технологической и экологической безопасности на производствах [14].
При реализации нефтегазовых проектов могут привлекаться консалтинговые компании, экспертное сообщество для разработки и практического осуществления предложений [19 – 26]. Примером взаимодействия с институтами и органами государственной власти на различных уровнях выступает АСИ, которое занимается снятием административных барьеров, расширением существующих практик, содействует внедрению наиболее результативных форм и инструментов ГР НГК, в т.ч. в части вопросов недропользования, предсказуемости бюджетно-налоговой политики, привлечения инвестиций для развития производств, обеспечения экологических стандартов, исполнения социальных обязательств, трудового законодательства, обучения местного населения, переезда более квалифицированных сотрудников и др. ГР должно соответствовать ситуации, месту и времени, подразумевает определенные этапы в своем проведении. Кроме того, важны прозрачность законодательства в НГК, одностороннее толкование НПА, равные правовые условия и возможности для различных компаний. Экологическое право сопряжено с природоохранным законодательством, необходимостью сохранения окружающей среды, проведением и строительством инфраструктурных объектов.
Комплексное и объективное рассмотрение вопросов государственной инвестиционной политики осуществляется через задействование механизмов и инструментов институциональной платформы. В рамках зарубежных проектов российских компаний существенное значение отводится политическим рискам [11]. Решение о целесообразности капиталовложений принимается по итогам учета совокупности факторов глобальной и региональной нефтегазовой повестки, внешнеэкономической политики, в т.ч. профессиональных компетенций местного населения, снижения административных барьеров. ГР выполняет контрольную функцию за соблюдением энергетическими компаниями национального законодательства.
Нефтегазовые предприятия закладывают в резерв часть ресурсов для реализации будущих проектов, предусматривающих возможность нескольких источников финансового обеспечения. Некоторые из них осуществляются по взаиморасчетам в результате слияний и поглощений, финансируются за счет инвестиционных, хедж-фондов и прочих организаций, консолидирующих значительные активы. Часть финансового обеспечения может происходить за счет лизинга оборудования, предоставления лицензионных участков в пользование другим компаниям; это характерно как для внутренних, так и зарубежных нефтегазовых проектов. Предприятия стремятся масштабировать собственное производство [18], привлекать специалистов из других государств для его осуществления. Оплата может производиться не только по итогу выполненных работ и услуг, но и по завершению реализации проекта, в т.ч. в виде долевого распределения прибыли или в рамках режима СРП. На спаде экономического цикла эффективность отдельных нефтегазовых компаний зависит от административного ресурса, наличия государственной поддержки, уровня взаимодействий с международными финансовыми организациями и институтами.
Реализация проектов предполагает проведение риск-менеджмента и детализированной аналитики, может осуществляться за счет прибыли предприятий, бюджетного финансирования, средств суверенных фондов, выхода на фондовые рынки капитала и других источников, благодаря которым могут быть исполнены связанные направления. В соответствии с заключенными контрактами, часть прибыли поступает государству, акционерам, в дальнейшее развитие проекта, строительство инфраструктуры, на закупку оборудования и др. Заемное финансирование со стороны кредитных организаций может предоставляться не только под проекты, но и основные направления функционирования предприятий, различные виды расходов. Государство может выступать поручителем, задействовать институты и внутренние механизмы, в целом стимулировать удовлетворение внутреннего спроса и внешнеэкономическую деятельность предприятий, обеспечивать расширение производств, сокращение затрат, создание благоприятного инвестиционного климата. Выпуск акций и облигаций характерен для крупномасштабных проектов; российские банки и другие финансовые организации должны более продуктивно участвовать в реализации нефтегазовых проектов в зарубежных странах, содействовать увеличению внешнеторгового товарооборота, привлечению российских и международных институтов. Это способствует развитию внутреннего фондового рынка, призвано обеспечить экономически устойчивое развитие национального НГК.
Нефтегазовые предприятия стремятся инвестировать в наиболее надежные проекты и перспективные направления, заинтересованы в государственной поддержке. Для этих целей могут создаваться дочерние компании или обособленные подразделения; распространенной является практика, при которой холдинговая структура отвечает по их обязательствам только в размере доли уставного капитала. Зачастую применяется подход, в рамках которого различные фонды накоплений вкладывают финансовые ресурсы в нефтегазовые проекты, однако при этом не участвуют в их прямом управлении и развитии. Основные расходы обычно связаны с сектором upstream – проведением ГРР и добычи, которые частично обеспечиваются на заемном рынке, а также приростом стоимости акционерного капитала предприятий [10].
ГР может существенно различаться для крупных энергетических корпораций и относительно небольших предприятий, основным источником развития которых выступают накопленные внутренние резервы и нераспределенная прибыль, позволяющие разрабатывать углеводородные залежи. При этом, финансовые организации чрезвычайно заинтересованы в предоставлении долгосрочного заемного капитала на внутреннем энергетическом рынке и в рамках международных проектов. Их развитием могут заниматься институты с государственным участием; как и предприятия, для этих целей они привлекают капитал из различных направлений, в т.ч. за счет предоставления бюджетных кредитов. Для стратегически значимых проектов характерно частичное бюджетное финансирование; подобная практика распространена во множестве зарубежных стран. Множество предприятий стремятся стать более независимыми в части предпринимаемых по отношению к ним мерам государственного воздействия, минимизировать количество посредников до сбыта конечным потребителям, связанные с ними расходы, уменьшить налоговую нагрузку в т.ч. за счет лоббирования корпоративных интересов, задействования возможностей институтов. Часть средств ФНБ впоследствии перераспределяется в развитие отдельных нефтегазовых проектов.
Несмотря на предпринимаемые государственные меры в части налоговой амнистии капитала и улучшения инвестиционного климата, значительное количество предприятий и проектов по-прежнему остаются зарегистрированными в оффшорных зонах. Дополнительные поступления предприятий распределяются не только на выплаты дивидендов акционерам, но и на НИОКР, внедрение цифровых решений. Источники инвестиционных ресурсов могут существенно различаться в связи со спецификой конкретного нефтегазового проекта, региональных особенностей, условий добычи. В ходе развития проекта потребность в привлекаемых инвестиционных ресурсах может существенно возрасти; так, последующие этапы финансируются за счет первоначальной прибыли, а заемное финансирование – предоставляется траншами, что связано не только со значительными объемами капитала, но и проводимым риск-менеджментом, анализом дальнейших перспектив. Одновременно могут быть задействованы несколько источников привлечения капитала с учетом внутренних особенностей проекта, при этом реализовываться комплекс управленческих мер. На современном этапе масштабные инвестиции привлекаются в сектор глубокой нефтегазопереработки [2].
Разработка методологического инструментария инвестиционной политики в НГК
Цифровые технологии позволяют выделить оптимальные для конкретного проекта источники финансирования. В основе инвестиционной привлекательности находятся рентабельность, требуемая норма прибыли, перспективы развития, удовлетворение спроса на углеводороды, вопросы энергетической безопасности, социально-экономические возможности. В качестве источников обеспечения проектов могут выступать производимая продукция, разведанные ресурсы, добываемое сырье или доля в их уставном капитале. В разработке нефтегазовых запасов одновременно могут принимать участие как государственные компании и крупнейшие корпорации, так и относительно небольшие частные производители, образующие совместные предприятия. Выбор организационно-правовой формы зависит от условий налогообложения и объемов налоговых выплат. В основе финансово-экономической деятельности таких предприятий находится расчет различных сценариев развития, проведение риск-менеджмента, распределение функциональных обязанностей, потоков капитала, доходов и др. Участниками нефтегазовых проектов могут становиться предприятия, не имеющие прямого отношения к ТЭК, а предоставляющие капитал, возможность оперативного и стратегического управления отраслевым компаниям. Одной из современных тенденций мирового энергетического рынка выступает их открытость и подотчетность, планомерный выход из иностранных юрисдикций с благоприятным режимом налогообложения, позволяющих скрывать размеры поступающих доходов. Условия финансирования и сбыта конечной продукции являются индивидуальными для каждого конкретного проекта; активную роль в их дальнейшем совершенствовании могут взять АСИ и РФПИ.
Особенности финансового обеспечения нефтегазовых проектов различаются в зависимости от государства или региона их расположения, склонности к риску инвесторов, достаточности ресурсной базы, наличия необходимого опыта и технологий. Привлечение различных институтов и фондов обусловливает необходимость в государственной поддержке, получении обязательств в осуществлении проектов. Условия финансирования могут измениться в ходе их реализации. Кроме того, происходит трансформация самого рынка капитала: более активно выделяется финансовое обеспечение на разработку относительно некрупных месторождений. Подобные проекты в меньшей степени подвержены приостановке в результате экономических и политических факторов; в результате более достоверно прогнозируются объемы требуемых ресурсов, сроки реализации, геологические условия добычи. Предприятия стремятся максимизировать добычу углеводородов, устранить административные барьеры в ходе реализации инвестиционной стратегии, разрабатывают собственные критерии эффективности проектов и предложений, осуществляют функциональное распределение обязанностей, в т.ч. контрольную функцию, проводят риск-менеджмент, всесторонне учитывают факторы воздействия, принимают в расчет экспертные мнения. Инвесторы должны быть заинтересованы в реализации проектов, проявлять гибкость в отношении их возможной корректировки, содействовать улучшению институциональной инфраструктуры, организационно-правовых основ осуществления инвестиционной деятельности, развитию внутреннего рынка ценных бумаг, минимизации любых видов расходов, связанных с посредниками [6].
Экономические условия осуществления и предоставляемые меры государственной поддержки для масштабных и относительно некрупных нефтегазовых проектов могут значительно различаться. Инвесторы стремятся минимизировать риски и, преимущественно, собственные обязательства, участвуют в выборе членов совета директоров и правления проектов, в разработке организационно-управленческой структуры предприятий и компаний-операторов. Технологическая составляющая проектов находится в компетенции соответствующих подразделений, в то время как расширение рынков сбыта, установление необходимых взаимодействий – в рамках функциональных обязанностей правления. Прагматичная бюджетно-налоговая политика способствует привлечению дополнительных капиталовложений в НГК. Наиболее масштабные проекты задействуют институциональных инвесторов, потенциал глобального и национального фондовых рынков, современные финансовые технологии, возможности налогового законодательства.
В наибольшей степени в реализации проектов заинтересованы государства и компании, нуждающиеся в бесперебойном энергообеспечении на приемлемых условиях, стремящиеся обеспечить собственную энергетическую безопасность. Предприятия самостоятельно формируют собственные инвестиционные возможности, разрабатывают направления развития проектов, пре-доставляют их участникам необходимую аналитическую информацию. Кроме того, они стремятся проводить ГРР в различных регионах, содействовать увеличению стоимости активов для их последующей реализации по более высоким ценам. В отдельных случаях проекты выводятся на IPO, организуются фонды по привлечению капиталовложений, создаются иные организационно-правовые структуры, позволяющие наиболее прагматично задействовать капитал для реализации конкретного проекта. Следует отметить, что отдельные участники могут обладать несопоставимо большими возможностями воздействия на ход их реализации.
Российские компании и институты также активно анализируют передовую зарубежную практику привлечения инвестиций, в т.ч. в разработку нетрадиционных и трудноизвлекаемых за-пасов. В частности, финансовые организации в результате исполнения обязательств или по иным условиям могут становиться участниками или акционерами без возможности стратегического, оперативного управления, принятия технологических решений. Вхождение новых участников в нефтегазовый проект может привести к снижению налоговой нагрузки или использованию административного давления на них. Создание холдинговых структур с центром принятия решений и дочерними компаниями, которым передается оперативное управление отдельными направлениями зачастую может быть связано с проведением государственной налоговой политики.
Финансовые технологии в полной мере призваны раскрыть потенциал нефтегазовых проектов, повысить их устойчивость в среде функционирования, привлечь дополнительные инвестиции, устранить риски, содействовать развитию национального фондового рынка. На объем инвестиций напрямую влияют ценовая конъюнктура нефтяных биржевых котировок, уровень капитализации, финансовые и административные возможности энергетических компаний; в свою очередь, это способствует привлечению институциональных инвесторов. В данном контексте также возможна разработка нескольких сценариев, определяющих развитие проектов и факторы, необходимые для их реализации. В них могут задействоваться различные механизмы, передовые цифровые технологии, что напрямую влияет на развитие глобального финансового рынка, структуру ТЭБ с учетом изменений регионального потребительского спроса на углеводороды.
Крупнейшие корпорации развивают собственные научные направления, нацелены на внедрение уникальных технологических решений во всех отраслевых сегментах, укрепляют взаимодействия со связанными с НГК организациями. Это позволяет разрабатывать проекты, ранее являвшиеся нерентабельными, одновременно вкладывать инвестиции в несколько перспективных направлений, альтернативную энергетику и др. Адаптация наиболее успешных инвестиционных практик требует учета региональной и местной специфики; в условиях осуществления санкционной политики это характерно для импортоопережения в нефтегазовой промышленности [8]. Следует обратить внимание на инвестиционный опыт глобальных мэйджоров, национальных нефтегазовых компаний добывающих государств, внедрения технологических разработок на различных этапах производственных процессов, вопросы их передачи сторонним организациям.
В рамках некоторых нефтегазовых проектов существует несоответствие между приемлемым риском и доходностью. Относительно небольшие предприятия способны генерировать прорывные технологические решения, последующей задачей которых выступает их практическое внедрение и масштабирование; значительную часть их стоимости обычно составляет интеллектуальный труд. Подобные предприятия могут располагаться по кластерному типу, образуя тем самым синергетический эффект, либо в непосредственной близости от нефтегазовых производств. Привлечение инвестиций в данный сегмент НГК сопряжено с необходимостью совершенствования государственной научно-технической политики.
Повсеместное внедрение технологий Шестого технологического уклада содействует значительному повышению общей производительности национального НГК, формированию необходимой административно-правовой и институциональной среды, позволяет сократить сроки реализации проектов и затраты на них [3]. Внедрение технологических решений обусловливает целесообразность корректировки существующего механизма ГР НГК. Аналогичный опыт внедрения инновационных разработок, углубления анализа существующих вопросов и перспектив развития доступен в ряде других отраслей и промышленных производств. Также необходимо учитывать стратегические миссии добывающих государств и крупнейших корпораций, формирующих общую экономическую систему, глобальную энергетическую повестку, развитие связанных с НГК производств и направлений, обеспечивающих достижение национальных и корпоративных долгосрочных интересов на основе их баланса, повышение конкурентоспособности, необходимость прагматичного государственного воздействия. При этом изменились условия осуществления научно-технической деятельности, часть которых в перспективе будут выполнять технологии искусственного интеллекта.
Инвестиции в научно-техническое направление в совокупности с расширением долгосрочных отраслевых и институциональных взаимодействий являются одними из драйверов экономически устойчивого развития НГК. На наиболее перспективные активы обычно претендуют несколько предприятий, старающиеся задействовать административный ресурс; они могут объединяться для их получения с целью повышения рентабельности, выхода на приемлемый уровень добычи и других показателей производства. Технологические решения могут проистекать из современных тенденций на финансовых рынках. Нефтегазовые компании стремятся разрабатывать собственные цифровые технологии, финансировать исследования в научных институтах и сторонних организациях, участвовать в становлении российских технологических компаний, их выходе на рыночные объемы производства, в целом содействовать развитию инновационной среды. Инвестиции предполагают детальное изучение таких компаний, перспектив их роста, внедрения разрабатываемых технологических продуктов в производственные и управленческие процессы [4].
При этом, предприятиями может быть сформирована собственная методика по выявлению подобных инновационных проектов, их получению и практическому применению для реализации внутренних целей и задач. Из нескольких сценариев развития выбирается наиболее приемлемый для конкретной ситуации, учитывающий внутренние и внешние факторы, особенности организации и управления внутри компании. Возможно создание отдельной дочерней организации, специализирующейся на поиске наиболее перспективных проектов, отвечающих заданным технологическим требованиям; в наибольшей степени это характерно для цифровой трансформации предприятий. Масштабные инвестиции требуют одобрения совета директоров, правления или акционеров компании, являются неотъемлемой составляющей финансово-экономического блока, обычно разрабатываются внутрикорпоративными отделами планирования [13].
Внедрение нефтегазовыми предприятиями технологических решений может являться индивидуальным; они обеспечивают бесперебойность функционирования, получение конкурентных преимуществ. Организационно-правовая форма дочерних компаний обычно позволяет головной организации не отвечать по их обязательствам. Технологии Шестого технологического уклада содействуют перестройке организационной структуры компаний, повышению уровня их капитализации, инновационности производств, решению значимых внутренних вопросов, выявлению «слабых мест», переходу на новые стандарты производимой продукции, качественным улучшениям в отношении распоряжения активами [3]. Кроме того, разработанные технологические решения могут являться предметом торговых сделок для других компаний или сторонних организаций.
Перспективные инновационные направления и проекты могут поступать по различным векторам получения информации, в частности, предложения по покупке или совместной реализации проектов – от других нефтегазовых предприятий. В свою очередь, технологические компании также могут объединяться в пулы для взаимного продвижения собственных интересов. Отдельные инвестиционные проекты находятся в закрытом режиме, а не представлены на различных форумах, иных мероприятиях. В отношении принимаемых инновационных решений также учитываются позиции различных научных институтов и экспертов; при этом, необходимы благоприятная инвестиционная среда, содействующая внедрению новейших технологий, развитый внутренний фондовый рынок.
Крупнейшие зарубежные фонды капитала активно инвестируют в нефтегазовый сектор, расширяют взаимодействия с основными поставщиками и потребителями углеводородов, доверяют деятельность управляющим органам компаний или корректируют их действия. Управленческие вопросы неразрывно связаны с инвестиционной составляющей, содействуют переходу на следующий уровень технологического развития предприятий, выбору наиболее приоритетных направлений, отвечающих установленным критериям, развитию технологического сектора [9]. Инвестиционная политика нефтегазовых компаний по степени диверсификации капиталовложений существенно различается между собой. Развитие отдельных проектов может содействовать слиянию и поглощению компаний из сопряженных отраслей; при этом учитываются территориальное расположение объекта капиталовложений, а также момент принятия инвестиционного решения. Предоставление государственных гарантий в отношении прав собственности в инновационных компаниях содействует развитию научно-технологического направления в целом.
Внутри предприятий могут происходить структурные преобразования сообразно намеченным инвестиционным программам; возможен поиск передовых технологий на зарубежных рынках, обусловливающих комплексное развитие производств и проектов. В отношении применения технологий важны юридические аспекты заключенных контрактов, отстаивание корпоративных интересов. Инвестиции нефтегазовых компаний могут не быть напрямую связаны с их основной деятельностью; при принятии решений управленческие органы предприятий способны отойти от выбранных инвестиционных принципов, корректировать методику выбора проектов. За счет точки приложения воздействия осуществляются развитие новых перспективных направлений, расширение регионов сбыта продукции, реализуются долгосрочные приоритеты компаний. Инвестиции напрямую затрагивают технологические и производственные процессы. Особое внимание уделяется правовой стороне инвестиционных вопросов; учитываются фаза экономического цикла, участие в совершенствовании инфраструктуры, институциональной платформы, улучшении инвестиционного климата. Различные виды деятельности в своей совокупности способны принести значительный синергетический эффект. Развитие инновационного направления на предприятиях сопровождается выделением определенного бюджета.
Нефтегазовые компании передают другим организациям часть работ в различных сегментах; это обусловливается не только вопросами повышения эффективности, но и другими экономическими и политическими аспектами. На энергетическом рынке нарастает конкурентная составляющая, содействующая улучшению производительности проектов и предприятий. Специфика характерна для взаимоотношений между обособленными юридическими подразделениями внутри холдинговых структур. Крупнейшие корпорации стремятся извлекать максимальные преимущества из собственного положения на рынке, в т.ч. за счет снижения издержек в результате роста конкуренции среди организаций, связанных с НГК. Расширение отраслевых взаимодействий возможно в результате внедрения новейших технологий. Так, небольшие предприятия могут сокращать расходы при реализации проектов и осуществлении текущей деятельности за счет использования финансового инструментария, основанного на выбранных методологических принципах, подходах и методах с учетом внутренний специфики.
В данном аспекте также учитывается зарубежный опыт, в т.ч. становления мировой нефтегазовой отрасли в историко-экономическом разрезе [5]. Так, правительства и национальные нефтяные компании планомерно улучшали условия контрактов по разработке углеводородных месторождений иностранными государствами и глобальными топливно-энергетическими мэйджора-ми; в целом ряде случаев происходила национализация активов. Индивидуальными также являются условия раздела добычи; это может быть характерно для различных лицензионных участков, находящихся в рамках единого проекта. Компаниям-участникам может предоставляться дисконт на добываемое сырье и производимую продукцию в рамках срока действия контракта или на определенный период; при этом учитывается объем налоговой нагрузки, отдельных платежей и выплат.
Российская регулирующая практика также выходит на глобальный уровень. Ответственность и обязательства участников нефтегазовых проектов могут существенно различаться. Предприятия стремятся учитывать все нюансы национального законодательства и международного правового поля, пути обхода существующих регуляторных ограничений. Стратегическое сотрудничество и платежеспособность потребителей являются основными условиями, определяющими порядок расчетов за поставляемые энергетические ресурсы. Так, в газовом секторе одной из наиболее популярных форм расчетов служит система «take or pay»; также могут использоваться доле-вое финансирование, поручительство в отношении реализации проектов и др. [7] Условия контрактов способны претерпеть изменения при выходе на промышленные объемы производства; например, часть активов предоставляются в аренду или лизинг недропользователям с оговоренными условиями финансового обеспечения. В зарубежных странах общепринятой является практика раздела прибыли или продукции; кроме того, стороны контракта предоставляют друг другу взаимные обязательства, а ответственность между ними распределяется сообразно его условиям [15].
Стороны контракта учитывают возможности экономических и политических изменений, что закладывается в инвестиционные планы. Особо следует отметить особенности долевых взаимоотношений, условий перехода прав собственности, обязательства недропользователей, инвесторов и финансовых организаций, создание специально созданных дочерних структур, преимущественные права и особые условия для собственников и акционеров. Неисполнение одной из сторон взятых на себя обязательств регулируется условиями контракта, национальным и международным законодательством. Не следует недооценивать роль международных институтов в формировании национальной инвестиционной политики. Участие в проекте ведущих нефтегазовых компаний значительно увеличивает вероятность его практической реализации, в т.ч. в отношении развития инфраструктуры, потенциала фондового рынка, выхода на заданные объемы производства, транспортировки в установленные сроки, а также в определенной степени позволяет воздействовать на потребительский спрос.
Зарубежные участники российских нефтегазовых проектов должны содействовать их реализации, развитию инфраструктурной системы, привносить конкурентные преимущества, превышающие экономические и политические риски развития, совершенствовать организующую и контрольную функции. Кроме того, это содействует ускорению осуществления сделок в НГК, в т.ч. на рынках ценных бумаг [6, 11]. Предприятия заинтересованы в долгосрочных взаимоотношениях с финансовыми организациями, при этом могут создавать внутренние структуры, обеспечивающие привлечение необходимых ресурсов под реализацию проектов. В данном аспекте использование потенциала российских финансовых институтов является одной из составляющих энергетической безопасности. Объем инвестиций в конкретный проект обычно увязан с разведанными запасами МСБ, объемами добычи, производства и транспортировки, совокупностью различных факторов воздействия. В ходе реализации проекта важнейшим вопросом является его стратегическое планирование. Различные проекты внутри одной компании могут быть не связаны между собой, что призвано повысить ее экономическую устойчивость; в свою очередь, факторы воздействия – тесно переплетены друг с другом и приносить непрогнозируемые результаты. Обычно они рассматриваются в своей совокупности, а их оценка призвана служить объективным критерием реализации инвестиционных проектов. Разработка ее методики является одним из составных элементов применения системно-функционального подхода внутри нефтегазовой компании.
Выводы и рекомендации
Инвестиционные проекты непосредственным образом сопряжены с вопросами совершенствования недропользования в континентальной части, усиления конкуренции между компаниями за право приобретения лицензионных участков, пользования и распоряжения. В большинстве случаев возникает необходимость в проведении стабильной и гибкой налоговой политики, содействующей реализации проектов, позволяющей более эффективно осуществлять их прогнозирование, планировать инвестиционные затраты на долгосрочную перспективу. Предприятия заинтересованы в скорейшем выходе на проектную мощность и последующем поддержании достигнутых уровня добычи и производства, в т.ч. за счет использования новейших технологических решений. Следует учитывать возможные изменения на рынках сбыта, объема и структуры требуемого финансового обеспечения, его разделения на различные этапы и направления строительства и производства, качественных и количественных параметров проекта, сроков его реализации. Так, происходят уточнение запасов МСБ, необходимого уровня добычи углеводородного сырья, корректировка издержек, контроль за технологическим состоянием производственных объектов [12].
Управленческие решения принимаются на основании поступающей новой информации; в отношении крупнейших проектов – предложения по их реализации выносятся на государственный уровень. Информация о ходе проведения проектов может выдаваться недостоверной. Новейшие технологии позволяют всесторонне учитывать специфику и факторы воздействия на ход их осуществления, извлекать дополнительные объемы углеводородов. При этом, предприятия должны задействовать имеющиеся в распоряжении технологии, оборудование и другие виды активов. На уровень капитализации компаний, ее положительную деловую репутацию влияет исполнение социальных обязательств. Особое внимание также уделяется ликвидности капитала, возможности использования методов проектного финансирования.
Нефтегазовые компании предпочитают функционировать в условиях благоприятной экономической ситуации, разветвленной сети взаимодействий по актуальным вопросам, позволяющей доносить собственную позицию до органов государственной власти, находить прагматичные решения при сотрудничестве с другими организациями в рамках механизма ГР экономики. Их задачей выступает устранение рисков при осуществлении производственной деятельности, рост стоимости акционерного капитала, в т.ч. за счет формирования холдинговых структур, снижения налоговой нагрузки, исполнения взятых обязательств, включая создание внутренних резервных фондов, корпоративных банков или иных финансовых организаций. Это существенно повышает экономическую устойчивость нефтегазовых компаний, позволяет развивать внутрикорпоративную структуру, внешнеэкономические взаимодействия; таким образом они участвуют в становлении национального финансового рынка. Принятие инвестиционных решений также учитывает особенности трудовых взаимоотношений на предприятиях, условия труда, предоставления социальных гарантий, затрагивает все сегменты нефтегазового производства.
Отдельные проекты или дочерние структуры нефтегазовых компаний могут быть зарегистрированы в иностранных оффшорных юрисдикциях. Налоговая амнистия является одной из мер ГР НГК, содействующей возврату капитала и улучшению инвестиционного климата. Данные аспекты также находят отражение в корпоративных документах стратегического планирования и национальной регуляторной практике, призванной содействовать экономически устойчивому развитию НГК. Соответственно, необходима наработанная методика принятия регулирующих решений с учетом передового зарубежного опыта, позволяющая предприятиям полностью реализовать имеющийся в распоряжении инвестиционный потенциал, выявлять наиболее перспективные направления капиталовложений с учетом обеспечения энергетической безопасности при их осуществлении. В ряде случаев государство может выступать участником нефтегазовых проектов, содействовать привлечению инновационных технологий, расширить спектр взаимодействий и направлений сбыта продукции, в т.ч. стратегических партнеров. В отдельных случаях это является фактором проведения более мягкой экономической и административной политики по отношению к конкретному проекту. Обычно они реализуются при комплексном регулирующем воздействии и обеспечении экономической устойчивости [17].
Литература
1. Алекперов В. Ю. Нефть России: прошлое, настоящее и будущее / В. Ю. Алекперов. – М.: Креативная экономика, 2011. – 432 с.
2. Беилин И. Л. Методологические подходы к развитию региона нефтегазовой специализации: дис. … д-ра экон. наук: 5.2.3 / И. Л. Беилин. – СПб., 2024. – 390 с.
3. Глазьев С. Ю. Экономика будущего: есть ли у России шанс? / С. Ю. Глазьев. – М.: Книж-ный мир, 2017. – 634 с.
4. Дмитриевский А. Н. Ресурсно-инновационная стратегия развития экономики России / А. Н. Дмитриевский, А. М. Мастепанов, В. В. Бушуев // Вестник РАН. – 2014. – Т. 84. – № 10. – С. 867 – 873.
5. Ергин Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть / Д. Ергин. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 944 с.
6. Звягинцева Н. А. Развитие системы регулирования рынка ценных бумаг Российской Федерации как механизма привлечения инвестиций: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.10 / Н. А. Звягинцева. – Иркутск, 2015. – 555 с.
7. Мартынов В. Г. Природный газ – основа устойчивого развития мировой энергетики / В. Г. Мартынов [и др.]. – М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2021. – 173 с.
8. Мастепанов А. М. Влияние западных санкций на развитие энергетики России. Регулиро-вание энергетической политики / А. М. Мастепанов // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2019. – № 6. – С. 5 – 24.
9. Международная практика прогнозирования мировых цен на финансовых рынках (сырье, акции, курсы валют) / под ред. Я. М. Миркина. – М.: ИМЭМО РАН, 2014. – 456 с.
10. Миловидов К. Н. Мировые инвестиции в нефтегазовый сектор апстрим / К. Н. Миловидов // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2019. – № 2. – С. 46 – 54.
11. Нарышкин С. Е. Иностранные инвестиции и развитие экономики России: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 / С. Е. Нарышкин. – СПб., 2010. – 446 с.
12. Новак А. В. Будущее российской нефти в эпоху энергоперехода / А. В. Новак // Энергетическая политика. – 2021. – № 12. – С. 4 – 13.
13. Сафонова Т. Ю. Исследование эндогенных и экзогенных факторов влияния на результаты прогнозирования развития нефтегазовой отрасли на фоне трансформации структуры топлив-но-энергетического баланса: дис. … д-ра экон. наук: 5.2.3 / Т. Ю. Сафонова. – М., 2023. – 410 с.
14. Сечин И. И. Альтернативы мировой энергетики: трансформационные тренды и риски / И. И. Сечин // Мировая экономика и международные отношения. – 2021. – Т. 65. – № 10. – С. 33 – 44.
15. Стиглиц Дж. Ю. Люди, власть и прибыль: Прогрессивный капитализм в эпоху массового недовольства / Дж. Ю. Стиглиц. – М.: Альпина Паблишер, 2021. – 430 с.
16. Телегина Е. А. Международные инвестиции в мировую энергетику и роль России на глобальных энергетических рынках / Е. А. Телегина. – М.: Информ-Знание, 2005. – 448 с.
17. Трофимов С. Е. Практические вопросы реализации государственной нефтегазовой политики / С. Е. Трофимов. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 400 с.
18. Уэст Дж. Масштаб: Универсальные законы роста, инноваций, устойчивости и темпов жизни организмов, городов, экономических систем и компаний / Дж. Уэст. – М.: Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2018. – 512 с.
19. BP Energy Outlook: 2020 edition // BP Global. – 160 p.
20. IEA World Energy Investment 2018 // IEA, 2018. – 293 p.
21. IEA World Energy Outlook 2021 // IEA, 2021. – 384 p.
22. IHS Markit [Electronic resource]. – Access mode: https://ihsmarkit.com.
23. Oil & Gas Journal [Electronic resource]. – Access mode: https://www.ogj.com.
24. Oil Market Analytics [Electronic resource]: Rystad Energy. – Access mode: https:// www.rystadenergy.com/products/market-solutions/oil-market-analytics.
25. OPEC Annual Statistical Bulletin [Electronic resource] // Organization of the Petroleum Exporting Countries. – Access mode: https://www.opec.org/opec_web/en/publications/202.htm.
26. Platts [Electronic resource]. – Access mode: http://www.platts.com.