– Константин Владимирович, весь мир переживает непростое время, но ведь наша страна не в первый раз оказывается на пороге кризисных изменений, и за свою историю ваша компания уже проходила через ряд сложных моментов, связанных с общеэкономическими потрясениями. Какой опыт удалось наработать и как он может быть использован сегодня?
– Бизнес в России – это всегда борьба, а каждый новый кризис – это и новые сложности, и новые возможности. Мы всегда делали ставку на собственные силы, на собственное производство. Такая тактика не раз оправдывала себя и позволяла использовать экономические катаклизмы на благо предприятию.
Так, например, многие наши конкуренты пострадали в результате кризиса 2008 года. Дело в том, что комплектующие в России стоят дороже, чем на азиатском рынке, поэтому эти предприятия приобретали их в Азии, в Китае, где выгоднее. Но когда курс доллара вырос, компании, закупающие сырье и материалы в долларах, оказались в очень невыгодном положении. К этому времени наша компания научилась изготавливать очень многое самостоятельно и заметно снизила свою зависимость от иностранных поставщиков. Приборы автоматического управления, исполнительные механизмы, керамические элементы дроссельных узлов, уплотнения – все с маркировкой «РУСТ 95». Это безусловно придало компании определенную стабильность и усилило позиции на рынке.
К 2014 году на промплощадке предприятия были организованы порядка 20 цехов, в том числе собственное литейное производство. Мы получили полный производственный цикл, от проектирования до финальной обработки изделия, что позволяет нам решать самые разнообразные задачи.
– Какие, например?
– Пару лет назад заказчик поставил задачу: в два раза уменьшить количество примесей в продукции. Специально под этот заказ наши специалисты разработали новую технологию плавки и обеспечили выполнение поставленного заказчиком условия. Если бы мы заказывали литье на стороне, подобный результат был бы получен очень нескоро.
– Возможность браться за уникальные по сложности заказы – это заслуга специалистов или специфика организации производства?
– Это взаимосвязано. Специалисты обладают необходимыми компетенциями, чтобы организовать производство именно таким образом. Хороших специалистов найти сложно, а в арматуростроении это вообще штучный товар, поэтому в «РУСТ 95» мы готовим их сами, помогает преемственность поколений, возможность обучаться у более опытных наставников.
Что касается возможностей производства, то, как я говорил, «РУСТ 95» – это производство полного цикла.
Завод расположен в г. Колпино под Санкт-Петербургом. На 12,5 га разместились десятки цехов, испытательные стенды, лаборатории, склады.
В составе предприятия четыре механических цеха: два изготавливают мелкие детали и два обрабатывают крупногабаритное литье. Есть цех термической обработки, сварки и наплавки. Кроме сварочных работ, здесь осуществляется наплавка уплотняющих поверхностей сплавом стеллит и газоплазменное напыление карбидом вольфрама. В покрасочном цехе оборудование красят и обрабатывают специальными покрытиями для работы, в частности, в агрессивных средах. На гальваническом участке производится цинкование, анодирование и никелирование. Обратите внимание, даже оборудование для этих процессов спроектировано на нашем предприятии.
Литейный цех включает ряд подразделений, в том числе подразделение цветного литья, обеспечивающее арматуру производства «РУСТ 95» деталями собственных приводных устройств. Производство оснащено оборудованием, позволяющим подразделениям наших цехов выпускать отливки любой степени сложности. Применение электрошлакового переплава дает возможность получать высокое металлургическое качество металла, свободный от вредных примесей плотный слиток. Кроме того, немногие предприятия в России берутся производить сплавы, близкие по свойствам к зарубежным аналогам, а мы имеем такую возможность.
Одно из технологических подразделений предприятия, участок производства уплотнений, выпускает изделия из резины и пластика. Так как продукция уникальна, найти стандартные готовые комплектующие невозможно. Поэтому предприятие закупило оборудование и начало выпуск собственных комплектующих.
– Для этого нужна серьезная научная составляющая.
– Наукоемкость изначально заложена в ДНК нашего предприятия. Основатель «РУСТ 95» – заведующий кафедрой автоматизации РГУ нефти и газа (НИУ)
Keywords: pipeline fittings, import substitution, full production cycle, foundry, oil and gas equipment.
им. И.М. Губкина профессор Логинов Владимир Иванович. В 90-х годах компания началась с организованной им конструкторской группы, чьи разработки оказались настолько востребованы, что потребовалась организация производства. И сейчас в структуре компании есть и конструкторское бюро, и инжиниринговое подразделение. Кроме того, мы сотрудничаем с научно-исследовательскими и проектными институтами, занятыми в нефтегазовой сфере. Их порядка пятисот по всей стране. Для усиления этого направления я принял решение создать специальный отдел по работе с институтами. Cегодня специалисты этого подразделения находятся в непосредственном контакте с учеными и проектировщиками, ведь наше предприятие выпускает не массовую, а скорее, эксклюзивную продукцию. А уже наши конструкторы разрабатывают изделия и адаптируют их под существующие технологические линии заказчика, и в каждой детали, выпускаемой нашим предприятием, есть труд инженеров и конструкторов. Оборудование, производимое «РУСТ 95», технологически довольно сложное, а от его надежности зависит безопасность. Ошибка в конструкции или брак могут нанести серьезный вред людям и окружающей среде. Каждая партия, а в некоторых случаях и каждая единица товара, проходит лабораторный контроль.
Для обеспечения контроля качества продукции работает служба ОТК, есть лаборатория разрушающего и неразрушающего контроля, где применяются все современные технологии: ультразвук, магнитопорошковые и капиллярные проникающие вещества.
– «РУСТ 95» – предприятие полного производственного цикла, и это, безусловно, одно из ключевых преимуществ. А за счет чего еще вы повышаете конкурентоспособность?
– Во-первых, мы постоянно перестраиваемся. Мы ищем нестандартные решения, ловим волну. Мы пересмотрели коммерческую политику, отказавшись от дилерских структур, чтобы стать более гибкими, не терять маржу и быть ближе к заказчику, напрямую общаться с нефтегазовыми компаниями.
Во-вторых, мы не зависим от иностранных производителей. Я всегда был против работы с зарубежными поставщиками. Мы получали много предложений заключить договор с итальянцами или китайцами. Но технологическая цепочка нашего предприятия подразумевает работу здесь и сейчас, поэтому мы стараемся оптимизировать закупки и не используем зарубежные компоненты. Даже в выборе лакокрасочных материалов мы отдаем предпочтение российским производителям.
– Какие предприятия в основном используют ваше оборудование?
– Например, наше оборудование установлено на промышленных объектах «Газпрома», который предъявляет очень высокие требования к качеству, и продукция «РУСТ 95» этим требованиям соответствует. Также его применяют на НПЗ и ГПЗ. Перерабатывающие предприятия традиционно предпочитают иностранное оборудование, но когда возникали перебои с поставками, то они обращались к нам и получали эквивалентное замещение без потерь в качестве и цене.
– С какими трудностями приходится сталкиваться сегодня и вызывают ли какие-то тенденции опасения?
– Как и большинство компаний, мы работаем на постоплате. Хотелось бы, чтобы наши основные заказчики – нефтегазовые компании – уменьшили сроки отсрочки платежа. Кроме того, есть некоторые сложности в работе с банками, от которых малый и средний бизнес ожидает большей лояльности и внимательности, в частности это касается сроков рассмотрения просьб.
Опасения могут быть связаны только с положением иностранных компаний в России. Рынок есть рынок и мы видим плюсы в том, что зарубежные производители стали менее активны или ослабили свои позиции за счет скачка курса валют и повсеместного импортозамещения. В то же время в сложившихся условиях существует вероятность, что российский рынок откроется для азиатских стран, их продукция более дешевая, и, воспользовавшись ситуацией, на рынок может зайти любая недобросовестная компания.
– Сложно загадывать на будущее, но что Вы можете сказать о ближайших планах компании, ее месте на рынке?
– Могу сказать, что мы сильны в нашей сегодняшней номенклатуре, где нам удавалось конкурировать с иностранцами, мы подошли к производству облегченной арматуры, усиливаем сервисное направление, а также смотрим на новые направления, связанные с электроникой.
Сегодня «РУСТ 95» ориентирован на арматуростроение, и в будущем мы продолжим развивать это направление, где планируем освоить много новых позиций. Традиционно предприятие производило в основном тяжелую, сложную арматуру, но, изучив рынок, мы увидели большой интерес к так называемому сегменту «easy lite» (легкая арматура) и уже в этом году начнем поставки этой продукции.
Также в планах на ближайшую перспективу выделить сервис и ремонт в отдельное направление. Еще недавно мы обеспечивали сервис только оборудования «РУСТ 95», но в последние два года к нам стали обращаться с просьбами произвести сервисную поддержку стороннего оборудования. Пока в общей выручке сервис составляет 7,5 %, но в этом году мы должны заметно увеличить эту цифру.
Есть еще идея, касающаяся подготовки кадров, – создание обучающего центра, как мы называем, «Колледжа будущего». Проблема квалифицированных кадров, знающих производственные процессы не только в теории, но и на практике, остро стоит для многих предприятий отрасли, в том числе и для крупных нефтяных компаний, которые обращаются к нам с просьбой помочь их сотрудникам освоить особенности работы с современной арматурой. Моя идея заключается в том, чтобы на нашей производственной площадке наши специалисты обучали молодых работников компаний-заказчиков. В перспективе это улучшит в индустрии знание номенклатуры, возможностей и особенностей арматуры. Сегодня мы начали строить такой колледж, а в перспективе хотим заключить договор с Минобрнауки и разработать программу, по которой специалисты будут проходить укороченный курс.
В целом, я надеюсь, что строительные проекты в нефтегазовом комплексе России не будут заморожены, тогда мы не только сохраним свою позицию на рынке. Не все компании смогут перестроиться и использовать появившиеся возможности. Если это произойдет, то мы, возможно, и увеличим нашу долю за счет ушедших с рынка иностранных предприятий. Ретроспективный анализ четко обозначает тенденцию к росту нашего производства. Мы качественно изменились за последние пять лет, изменили структуру бизнеса, стали открывать новые направления. Прошлый год стал лучшим для нашей компании, и мы намерены воплотить в жизнь все свои планы, и не исключаю, что кризис в этом только поможет.