USD 87.992

0

EUR 95.1844

0

Brent 79.47

0

Природный газ 2.161

0

6 мин
893

На волне: Тенденции в электроэнергетике

В отличие от инвестиционной деятельности, где применение той или иной технологии определяется технико-экономическим обоснованием, в своей инновационной деятельности компании руководствуются не экономическими, а стратегическими критериями. Инновации определяются стратегическими вызовами. Какие тенденции доминируют сегодня в электроэнергетике и какие цели ставят перед собой зарубежные энергетические компании?

На волне: Тенденции в электроэнергетике

К ключевым факторам своего стратегического развития многие зарубежные компании относят снижение негативного влияния энергетических объектов на окружающую. Они стремятся к снижению выбросов CO2, увеличение доли перерабатываемых отходов и т.д.

Основные инновационные технологии в данной сфере:

  • переход на возобновляемые источники энергии (согласно данным ООН, в 2008 г. мировые инвестиции в ВИЭ достигли 140 млрд долл, что превысило мировые инвестиции в угольную и газовую электроэнергетику, составившие 110 млрд долл; в 2010 г. аналогичные показатели составили 187 и 157 млрд долл соответственно);

  • вводятся технологии, позволяющие производить золошлаковые отходы (ЗШО) в пригодном для дальнейшей переработки виде.

Эта тенденция является основополагающей для компаний, представляющих страны ЕС, Японию и Южную Корею.

В России, ввиду отсутствия сопоставимого по уровню требований экологического законодательства и рынка квот на выбросы, эта тенденция практически не проявляется. Исключение составляют, в основном, российские филиалы иностранных энергетических компаний Enel, E.On и Fortum, экологические показатели которых существенно ухудшают консолидированные показатели материнских компаний в этой сфере. Тем не менее, в долгосрочной перспективе тенденция будет оказывать значительное влияние на деятельность российских энергетических компаний.

Одна из основных целей долгосрочного развития большинства зарубежных энергетических компаний – повышение энергоэффективности. Для повышения КПД компании разрабатывают инновационные технологии, строят новые энергетические мощности с их применением. Повышение энергетической эффективности одновременно обеспечивает снижение объёма вредных выбросов.

Эта тенденция является объективным фактором и в полной мере распространяется на российские энергетические компании, особенно в условиях устойчивого увеличения цен на ископаемые виды топлив.

Еще один важный фактор – диверсификация структуры топливных балансов компаний (снижение доли традиционных ископаемых топлив). Эта задача не всегда формулируется явным образом и часто озвучивается в качестве одного из направлений снижения выбросов CO2. Компании стран ЕС обеспечивают диверсификацию структуры топливного баланса за счёт перехода на возобновляемые источники энергии, а японские компании рассматривают в этом качестве переход на СПГ (ВИЭ они упоминают в гораздо меньшей степени).

Тенденция – одна из объективных в развитии компаний, так как обеспечивает снижение зависимости от поставщиков топлива. В долгосрочной перспективе она актуальна и для российских энергетических компаний (в случае, если поставщики топлива не входят в состав компании, или наоборот).

В России по прежнему бытует мнение о сохранении в ближайшие десятилетия роли газа и угля (с применением технологий чистого угля) как основного вида топлива для производства электроэнергии. При этом крупные российские энергетические компании включают в стратегические планы развития определенную долю генерации на ВИЭ. В частности, в планы РусГидро, помимо гидроэнергетики, входит приливная энергетика и энергия ветра, интересы ИнтерРАО распространяются на биотопливо, ветрогенерацию, солнечную и гидроэнергетику. Тем не менее, если Европа к 2020 году планирует довести долю ВИЭ в общем объеме производимой электроэнергии до 20%, аппетиты России гораздо скромнее – 4,5% в 2020 г. против нынешних 1,5% (2010 г.).

Еще один интересный тренд – повышение энергоэффективности компаний-клиентов. Он характерен для ведущих компаний развитых стран и компаний АТР. Эти компании стремятся не только к повышению собственной энергетической эффективности, но и к повышению эффективности использования энергии своими клиентами. В результате применения инновационных технологий в сфере энергосбережения не только снижается количество вредных выбросов от деятельности электростанций, но и обеспечивается снижение потребности в строительстве новых генерирующих мощностей. В этой сфере наиболее активно внедряются те инновационные технологии, которые обеспечивают меньшие удельные затраты на внедрение (к количеству сэкономленных кВт\ч) по сравнению с удельной стоимостью строительства новых генерирующих мощностей. В долгосрочной перспективе к этому перейдут и в России.

Повышение надёжности энергоснабжения потребителей является априори ключевой задачей энергетических компаний. С целью повышения надёжности энергоснабжения компании активно развивают технологии диагностики и прогнозирования технического состояния элементов энергетической системы, технологии так называемого интеллектуального учета (Smart Metering) и интеллектуальных сетей (Smart Grid), используемые при передаче и распределении электроэнергии. Эти технологии позволяют создать полностью интегрированную, саморегулирующуюся и самовосстанавливающуюся энергосистему, способную определять, в какие моменты приходится пиковая нагрузка на сеть, и как быстро распределить нагрузку, чтобы не происходило сбоев в энергоснабжении.

Эти технологии реализуются в рамках пилотных проектов в США, Китае, Канаде, Евросоюзе, Индии, Японии. Если в зарубежных странах тенденция обусловлена, с одной стороны достаточно активным развитием альтернативной энергетики, а с другой - необходимостью выплачивать штрафы и неустойки, оговоренные в договорах, то в России в настоящее время подобные механизмы развиты недостаточно. В долгосрочной перспективе связь между уровнем надёжности и финансовым результатом деятельности российских энергетических компаний будет увеличиваться.

На сегодняшний день повышение надежности энергоснабжения в России – жизненная необходимость в силу существенной изношенности оборудования, вызывающей все учащающиеся аварии и отключения. В процессе модернизации устаревшее оборудование необходимо менять не на аналогичное, а на принципиально новое.

Также, зарубежные энергетические компании стремятся увеличить степень автоматизации производственных процессов на энергетических объектах и применяют инновационные технологии в этой сфере (внедрение АСУ ТП, SCADA-систем и др.), что позволяет повысить производительность труда, снизить влияние человеческого фактора и в целом обеспечить повышение эффективности управления производственными процессами. Российские энергетические компании по мере возможности осуществляют переход к автоматизированным системам управления. В долгосрочной перспективе эта тенденция будет оказывать значительное воздействие на эффективность деятельности компаний.

Один из важнейших вопросов – продление ресурса работы оборудования электростанций, установленного несколько десятилетий назад. Это характерно, прежде всего, для компаний Северной Америки и Японии. Положительным моментом продления ресурса оборудования является возможность дальнейшей эксплуатации оборудования в перспективе нескольких лет, негативным моментом является то, что эксплуатируемое оборудование будет продолжать работать с характеристиками экономической эффективности, характерными для предыдущего этапа развития технологий. Тем не менее, некоторые инновационные технологии позволяют добиться достаточно хороших показателей по повышению эффективности оборудования при продлении ресурса. В полной мере тенденция актуальна и для России.

Основной тенденцией в освоении компаниями инновационных технологий в управлении является автоматизация процессов управления, что позволяет повысить эффективность управления процессами, обеспечить их прозрачность и снизить влияние человеческого фактора.

Одним из передовых комплексных решений в области автоматизации процессов является применение ERP-систем (Enterprise Resource Planning System) – cистем планирования ресурсов предприятия. Используемый в ERP-системах программный инструментарий позволяет проводить производственное планирование, моделировать поток заказов и оценивать возможность их реализации в службах и подразделениях предприятия, увязывая его со сбытом. Как правило, ERP - системы строятся по модульному принципу и в той или иной степени охватывают все ключевые процессы деятельности компании.

Сюда же относятся и технологии интеллектуального учета (Smart Metering) и интеллектуальных сетей (Smart Grid), а также системы управления проектами в процессе строительства энергетических объектов.

Аналогичные подходы постепенно начинают применять российские энергетические компании. В долгосрочной перспективе эффективность компаний во многом будет зависеть от качества бизнес-процессов и уровня их автоматизации.



Статья «На волне: Тенденции в электроэнергетике» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№1-2, Январь 2012)

Комментарии

Читайте также