USD 94.5054

+1.15

EUR 104.4481

+0.8

Brent 74.62

-0.03

Природный газ 2.925

+0.01

6 мин
722

Частные инвестиции в газомоторную инфраструктуру

Частные инвестиции в газомоторную инфраструктуру

Российский рынок газомоторного топлива активно развивается. Главным стимулом динамичного роста новой отрасли является государственная поддержка. Масштабные планы руководства страны по переводу отечественного автотранспорта на природный газ требуют создания обширной газозаправочной сети. Мировая практика показывает, что самым эффективным решением для ускоренного создания газомоторной инфраструктуры является привлечение частных инвестиций. Комплексным развитием рынка занимается специализированная компания «Газпром газомоторное топливо». Сегодня она разрабатывает и предлагает частному бизнесу различные варианты сотрудничества.

Инвестиционная привлекательность российского рынка газомоторного топлива обусловлена рядом причин. Во-первых, он находится в фазе динамичного роста. Действующая на территории страны сеть газовых заправочных станций показывает стабильный рост продаж компримированного природного газа. Так в период с 2008 по 2013 год реализация этого вида топлива выросла на 26% или 85 млн м3. Одновременно с этим в России увеличивается количество газобаллонных автомобилей. Только за прошлый год их продажи возросли в два раза. Автопроизводители налаживают серийный выпуск различных моделей газомоторного транспорта: в первую очередь автобусов и коммунальной техники.

Во-вторых, развитие газомоторной отрасли – государственная задача. План по газификации автотранспорта в мае прошлого года был поставлен Президентом России Владимиром Путиным. Согласно целевым показателям к 2020 году на использование природного газа в качестве моторного топлива должно перейти до 50% общественного транспорта крупных городов. В данных условиях потребление компримированного природного газа составит порядка 10 млрд м3 в год.

Для реализации планов правительства страны и комплексного развития новой отрасли «Газпром» создал специализированную компанию – «Газпром газомоторное топливо». Сегодня её ключевая задача – строительство обширной газозаправочной сети. Для эффективного воплощения столь масштабного инфраструктурного проекта компания разрабатывает и предлагает участникам рынка схемы сотрудничества. В первую очередь они предназначены для предпринимателей, которые хотят реализовать свои бизнес-идеи в области создания газомоторной инфраструктуры.

Газовая франшиза

Российским предпринимателям хорошо знаком такой инструмент партнерства как франшиза. Он давно практикуется частными инвесторами при сотрудничестве с крупными жидкотопливными операторами. Схема работы по франчайзингу при строительстве газовой АЗС мало чем отличается от «бензинового» аналога. Предприниматель за собственные средства строит АГНКС и оплачивает компании роялти за использование бренда. «Газпром газомоторное топливо» в свою очередь осуществляет рекламную поддержку, обеспечивает согласование подключения и выделения объемов газа, а также консультирует в выборе оборудования. Это значительно экономит время инвесторов, не обладающих специальными знаниями в газовой отрасли.

Когда новая газовая заправочная станция выходит на определенный уровень загрузки компания может произвести выкуп объекта по фиксированной стоимости.

Для обеспечения потребителей гарантией качества реализуемого топлива компания предусмотрела обязательный пункт – заключение договора на поставку газа только с дочерней компанией Группы Газпром.

Главное преимущества франшизы – это принцип «одного окна». Все согласования производятся компанией, а инвестор лишь встраивается в отлаженный бизнес-процесс.

Короткие инвестиции

Следующий вид сотрудничества – финансовое инвестирование. Он предназначен для предпринимателей, которым интересен быстрый возврат вложений. Согласно заключенному договору инвестор строит газовую АЗС строго в соответствии с требованиями компании. Они включают в себя местоположение объекта, его внешний вид и технические характеристики. Партнер может предложить для строительства АГНКС и собственный участок, если он будет соответствовать необходимым требованиям. По завершению всех работ и проведения экспертизы компания выкупает АГНКС по фиксированной стоимости.

Взаимодействие с частными инвесторами – важный аспект развития газомоторного рынка. Подобное сотрудничество позволяет значительно ускорить развитие газозаправочной инфраструктуры, а бизнесменам совершать предсказуемые инвестиции на новом и перспективном рынке.

Комментарий

Перспективы использования газомоторного топлива

Р. Галиулин,

ИФПБ РАН

Приоритетным направлением замены традиционных видов моторного топлива во многих странах мира является природный газ как в компримированном (сжатом), так и сжиженном виде. Причиной выбора этих видов природного газа в качестве газомоторного топлива является их преимущество по таким характеристикам, как экологичность, энергообеспеченность и низкая стоимость. Так, применение природного газа в сравнении с традиционным нефтяным топливом понижает содержание вредных компонентов выхлопных газов: оксидов углерода, азота и углеводородов соответственно до 80, 70 и 45%. Использование природного газа в качестве моторного топлива преследует две основные цели: 1) экономию средств на приобретение топлива, так как цена эквивалентного количества газа значительно (до 30-50%) ниже, чем дизельного топлива или бензина; 2) обеспечение устойчивого топливоснабжения в перспективе с учетом динамики добычи нефти и газа, их сравнительных запасов и прогнозов истощения месторождений.

Какие же меры, способствующие успешному развитию индустрии газомоторного топлива, имеются на сегодняшний день? Так, в большинстве стран, в которых природный газ используется в качестве моторного топлива, действует система стимулирования, включающая как меры поощрения, так и меры принуждения. При этом на государственном и региональном уровнях приняты нормы прямого действия, способствующие расширению использования природного газа на транспорте. Меры стимулирования, применяемые в отношении природного газа можно условно подразделить на организационные, нормативно-технические и финансовые. Так, к числу организационных мер можно отнести: запрет на использование дизельного топлива на автомобилях малой и средней грузоподъемности (пассажиро-вместимости); запрет на использование любых углеводородных видов моторного топлива, за исключением, в частности, компримированного природного газа, в муниципальных и мусоросборочных автомобилях; запрет на строительство автозаправочных станций (АЗС) без блока заправки машин компримированным природным газом и др. К числу нормативно-технических мер можно отнести: благоприятные нормы технологического проектирования автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), освобождение баллонов от периодического переосвидетельствования на весь паспортный срок эксплуатации и др. К числу финансовых мер можно отнести: выделение грантов и дотаций на приобретение автомобилей, работающих на компримированном газе, газобаллонного оборудования и строительство АГНКС; ограничение предельной розничной цены на компримированный природный газ и др.


Насколько выгодно сегодня инвестировать в строительство газомоторных АЗС?

Иван Хромушин,

Аналитик

Газпромбанк

Рынок газомоторного топлива в России имеет серьезный долгосрочный потенциал роста. При значительно более низкой цене по сравнению с традиционными бензином и дизтопливом развитие продаж газомоторного топлива представляет собой премиальный канал сбыта для российских производителей газа, требующий однако значительных вложений в инфраструктуру. Наиболее привлекательные возможности имеются для компаний с крупными существующими сетями АЗС и мощностями по производству газомоторного топлива. При этом дополнительный потенциал, позволяющий быстрее окупить затраты, открывает возможность постепенного сокращения спреда между газомоторным и традиционными видами топлива.

Для развития рынка также необходима работа по стандартизации и сертификации газового оборудования на наиболее популярные модели автомобилей, получению одобрений на использование газомоторного топлива и применения дополнительного оборудования у производителей, организации заводского выпуска би-топливных моделей автотранспорта, разработки системы льгот для транспорта, использующего газомоторное топливо, в т.ч. по транспортному налогу, стоимости парковок и т.д. Данные меры повысят безопасность использования газомоторного топлива, уверенность потребителей и увеличат привлекательность его использования на транспорте.

Схема работы по франчайзингу может быть привлекательна для операторов уже имеющих газозаправочные станции в составе своих сетей, либо имеющие возможность обустройства газовой инфраструктуры на существующих АЗС.

Для потенциальных инвесторов наиболее привлекательными может стать сотрудничество с операторами сетей АЗС (в том числе по франчайзингу) и производителями газомоторного топлива. Для владельцев сетей АЗС привлекательным может стать заключение долгосрочных контрактов с производителями газомоторного топлива.



Статья «Частные инвестиции в газомоторную инфраструктуру » опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№7-8, 2014)

Комментарии

Читайте также