Китай вплотную подобрался к тройке мировых лидеров по добыче нефти
В начале ноября 2012 г. Министерство земельных и природных ресурсов КНР опубликовало данные, согласно которым в 2011 г. в Китае было добыто 203 млн т нефти, что вывело страну на 4 место в мире. В последние годы быстро повысилась зависимость Китая от импорта нефти и газа, которая в 2011 г. достигла 56 %.
В первом полугодии 2022 г. Китай увеличил добычу нефти на 4 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, добыв 102,88 млн тонн нефти. А закупки нефти у России вышли на рекордный уровень, составив 1,98 млн барр./сутки. Зависимость Китая от импортных углеводородов, конечно, существенна, но основным фактором послужила крайне низкая цена, по которой Россия продавала углеводороды странам АТР.
М. Ромни и Б. Обама поддерживают будущий экспорт СПГ из США. Это может расстроить планы Газпрома в отношении поставок газа в страны АТР
Независимо от исхода выборов, экспорт СПГ из США неотвратим. Это может расстроить планы Газпрома в отношении поставок газа в страны АТР. Успехи на рынке АТР могли бы компенсировать Газпрому потери от контрактов в Европе. В первом полугодии 2012 г. прибыль Газпрома снизилась на 34 %. По мнению экспертов, компании следует уделить большее внимание развитию восточного направления. Однако Газпром упорно продолжает развивать менее эффективное западное.
Эксперты были правы. Изменение цепочек поставок в 2022 г. создали дефицит газа в Европе. В течение 3 лет анонсирован рост производства СПГ на 150 млн т, при этом 70 % от общего объема приходится на США. 10 % всего добываемого природного газа в Соединенных Штатах перерабатывается в СПГ. Рост поставок СПГ в Европу привел к тому, что регазификационных мощностей стало экстренно не хватать, танкеры-газовозы по нескольку суток стоят у СПГ-терминалов в ожидании разгрузки, некоторые просто используются для хранения.
Министр энергетики указал на еще одну очень важную проблему на шельфе
А. Новак 8 ноября 2012 г. заявил, что до 2030 г. планируется выйти на объем добычи на шельфе до 100 млн т нефти и 200 млрд м3 газа, общая потребность в судах и платформах составит 1400 единиц. Важно обратить внимание на то, что эти платформы и суда должны оборудоваться российским оборудованием.
В апреле Минэнерго РФ заявило о невозможности активной добычи нефти на шельфе до 2035 г. Оптимистичный сценарий развития нефтяной отрасли предполагает, что к 2035 г. добыча на шельфе снизится в два раза, до 15 млн т, согласно базовому сценария – в три раза, до 9 млн т в сравнении с уровнем 2021 г. Соответственно, снижается и количество необходимых единиц техники. Однако возрастает роль транспортных судов, которые будут задействованы в перевозках нефти в страны АТР по СМП. Так, российские верфи получили заказы на более чем 1 тыс. судов до 2035 г. Объем инвестиций – 5,5 трлн руб. Для ТЭК строится 32 судна, в том числе 15 танкеров-газовозов для проекта «Арктик СПГ», 10 танкеров-челноков ледового класса для проекта «Восток ойл», 6 газовозов и один танкер для НОВАТЭКа, а также аварийно-спасательные суда.