USD 70.4999

0

EUR 79.2207

0

BRENT 42.77

0

AИ-92 43.06

-0.02

AИ-95 47.14

+0.02

AИ-98 52.88

-0.14

ДТ 47.6

+0.13

11 мин
31
0

Арктический центр: кто обеспечит создание объектов сложной морской техники

В связи с открытием в арктическом регионе громадных запасов углеводородов руководство ряда стран проявляет к этому региону повышенный интерес. Великобритания, Исландия, Бельгия, Швеция, Нидерланды, Германия, Финляндия, Япония, Китай и другие страны, так или иначе, обозначают свои претензии и интересы к Арктике. Россия – главная по протяженности арктического шельфа и Северного Морского пути. Для нас освоение арктического шельфа и Северного морского пути – национальная задача.

Анализ текущих и перспективных задач энергетического и транспортного комплексов Российской Федерации позволяет определить номенклатуру типов судов и других гражданских объектов морской техники, создание которых наиболее актуально в Арктике и требует разработки инновационных технических решений.

К ним, в первую очередь, относятся:

- буровые и добывающие платформы для освоения нефтегазового потенциала, в том числе для работы на предельном мелководье;

- подводные эксплуатационные комплексы для освоения глубоководных месторождений углеводородов и месторождений на акваториях с длительным или круглогодичным ледовым покровом;

- комплекс судов технического, обслуживающего и служебно-вспомогательного флота (суда снабжения, краново-монтажные, трубоукладчики и др.) для обеспечения обустройства и эксплуатации морских промыслов нефти и газа;

- крупнотоннажные танкеры для вывоза сырой нефти с шельфовых и береговых месторождений;

- крупнотоннажные суда для транспортировки сжиженного природного газа и т.д.

Главный вопрос заключается в том, какую роль в процессе создания всех перечисленных объектов морской техники способны сыграть предприятия отечественного судостроения. В каких формах может быть осуществлено их участие.

Говоря о проблемах и перспективах развития отечественного судостроения в новейший период российской истории, следует обратить ретроспективный взгляд на 2007 год, когда была принята «Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» (Стратегия), утвержденная Приказом Минпромэнерго РФ, создавшая основу для дальнейших серьезных шагов в области модернизации и развития отечественного судостроения.

В качестве основной ниши развития в Стратегии определена область наукоемких судов и морской техники, предназначенных для эксплуатации в экстремальных ледовых и гидрометеорологических условиях арктического шельфа и Северного Морского пути. Для достижения сформулированных в Стратегии целей по созданию конкурентоспособного арктического флота Правительство РФ предприняло ряд последовательных шагов. Первым из них явилась разработка и утверждение федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы» (ФЦП РГМТ). В данной программе, в соответствии с установками Стратегии, был взят курс на создание научно технического задела (НТЗ), как базиса для дальнейшего развития судостроительной промышленности. Было выделено несколько направлений, по которым должен создаваться НТЗ. Важно подчеркнуть, что ключевыми направлениями являлись освоение шельфа и создание концептуальных проектов новой морской техники. Исследования и разработки по другим направлениям, касающимся научных исследований, технологий энергетики, машиностроения и приборостроения - интегрировались в итоге в решение задач освоения шельфа и Северного морского пути и получили практическое воплощение в проектах сложной морской техники.

Необходимо учесть, что реализация программы началась в середине 2009 года, в достаточно сложное для страны кризисное время, когда надвигалось существенное падение производства. Однако правительство проявило мудрость и волю в этот трудный момент и не отложило планов по модернизации судостроительной промышленности. В настоящее время эта программа находится на экваторе своей реализации, по ней создан целый набор серьезнейших инновационных решений и разработок, которые в настоящее время активно предлагаются к внедрению нашим нефте-газодобывающим и судовладельческим компаниям и судостроительным верфям. По количеству объектов интеллектуальной собственности, полученным в результате научно-технической деятельности (патенты, полезные модели, ноу-хау, программное обеспечение), программа входит в тройку лучших федеральных целевых программ РФ.

Государственная программа «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» (ГП), разработанная Мипромторгом России совместно с Крыловским научным центром, была утверждена распоряжением Правительства РФ в декабре 2012 года. В ней органично учтен опыт реализации ФЦП РГМТ, введены новые инструменты и подходы для эффективного развития судостроительной промышленности, и создания научно-технического задела. Применительно к решению приоритетных государственных задач освоения шельфа Арктических морей, Северного морского пути и судоходства по внутренним водным путям в районах крайнего Севера и Дальнего Востока формируется три главные комплексные цели формирования НТЗ в части гражданской морской техники: обеспечение безопасности человеческой жизни, обеспечение экологической безопасности, повышение экономической эффективности. Каждая из целей достигается по обозначенным в Программе направлениям, которые оцениваются основными индикаторными показателями, определяющими эффективность научно-технических разработок. В программе выделяются семь базовых технологических платформ: судно ледового плавания, ледокол, речное судно, скоростное пассажирское (грузопассажирское) судно, технически сложное судно, буровая платформа разведочного или промышленного бурения, добывающая (технологическая) платформа.

Каждую базовую платформу можно рассматривать как некую корзину (портфель), в которую складываются прогрессивные технологии, предназначенные для обеспечения проектирования и строительства перспективного морского объекта в части гидродинамики, прочности, ледовых качеств, энергетики, электротехники, судовой акустики и др. Непрерывная научно-техническая деятельность обеспечивает постоянное пополнение существующего набора технологий, замену устаревших решений и методов инновационными, соответствующими мировому уровню. При этом процесс идет по качественно расширяющейся спирали, благодаря чему обеспечивается создание конкурентоспособной морской техники. В этом случае уже на начальной стадии создания требуемого сложного объекта у проектанта окажется в наличие необходимый НТЗ. Это соответствующим образом отразится как на качестве, так и на сроках создания морского объекта.


Создание НТЗ невозможно без совершенствования методов исследований, поэтому в ГП много места уделяется вопросам модернизации и обновления экспериментальной базы. Необходимо понимать, что новейшая экспериментальная база, такая, например, какой располагает Крыловский государственный научный центр, это залог национальной безопасности страны, гарантия того, что в стране может быть создана техника любой сложности, как в гражданском, так и в оборонном секторах. В Крыловском научном центре проведена комплексная модернизация по всем научным направлениям, а также идет строительство новых сложнейших объектов. В этом году завершается строительство самого современного в мире ледового бассейна, обладающего всеми возможностями по моделированию воздействия ледяных образований на все типы морской техники. В 2012 году начато строительство универсального оффшорного бассейна, позволяющего исследовать влияние волнения, ветра, течений на поведение объектов на морском шельфе. В совокупности два этих объекта дают возможность создавать самую современную технику, способную безопасно и эффективно эксплуатироваться в экстремальных и ледовых гидрометеорологических условиях Арктических морей и побережья.

В современных условиях успешное развитие научно-технического прогресса связано с широким использованием компьютерного моделирования. При этом важно понимать, что речь идет не о вытеснении физического эксперимента численным, а о взаимообогащении и гармоничном развитии обоих направлений. С одной стороны физический эксперимент позволяет выявить новые физические явления и эффекты, определяющие новые закономерности перспективного объекта, и отладить компьютерную модель. С другой стороны, созданная с помощью физического эксперимента адекватная модель позволяет спрогнозировать поведение объекта в широком диапазоне изменения параметров, выполнить его оптимизацию и, в конечном счете, повысить достоверность и эффективность принимаемых технических решений. С этой целью в Крыловском центре создается мощный суперкомпьютерный кластер, ориентированный на использование как коммерческого, так и собственного программного обеспечения.

Создание НТЗ предопределяет необходимость проведения энергичных интеграционных шагов по его внедрению в реальные проекты морских объектов. Взаимодействие с потенциальными заказчиками в лице верфей и нефтегазовых и судовладельческих компаний показало, что на настоящем этапе их, в первую очередь, интересуют не отдельные технические решения, а комплексное создание объектов «под ключ».

В число потенциальных заказчиков объектов «под ключ» входят компании «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «Росморпорт», «Атомфлот», «Совкомфлот» и др. Технологиями создания объектов «под ключ» на настоящий момент располагают мощные иностранные компании. Возможности внедрения российских разработок через эти компании, к сожалению, минимальны. Для увеличения шансов отечественных производителей по внедрению морских технологий в проектируемые и строящиеся объекты требуется создание российской компании, способной конкурировать с иностранными в конкурсах на строительство объектов «под ключ».

Начальный этап интеграции, направленной на создание такой компании, относится к 2012 году, когда к Крыловскому научному центру в качестве филиала был присоединен Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии.

Затем, в рамках интеграции проектного потенциала, Крыловский научный центр по согласованию с Минпромторгом РФ приобрел по договору купли-продажи акции ОАО «ЦКБ «Айсберг» – ведущего российского бюро в области ледоколостроения. Отметим, что в составе ФГУП «Крыловский государственный научный центр» с 1998 года входит ЦКБ «Балтсудопроект», которое за последние годы спроектировало ряд значимых и к настоящему времени построенных объектов сложной ледовой техники: платформы «Полярная звезда» и «Северное сияние», дизель-электрический ледокол «Москва», научно-экспедиционное судно «Академик Трешников», судно снабжения проекта 22420, которое строится на Амурском заводе. Таким образом, под эгидой Крыловского научного центра, обладающего высоким научным потенциалом, сформировали мощный проектный потенциал, фактически превышающий по своим возможностям все известные в мире проектные структуры, работающие в области создания ледовой и арктической техники.

Следующим интеграционным шагом стало выдвижение идеи создания на базе Крыловского научного центра Арктического центра (АЦ), в котором одним из главных направлений станет комплексное управление проектированием и строительством судов и морских сооружений. Этот новый для Российской Федерации проект основывается на крепких и долгосрочных взаимоотношениях Крыловского центра с большинством верфей, с производителями оборудования и проектными компаниями, причем как отечественными, так и иностранными. Для реализации АЦ к Крыловскому научно-проектному потенциалу требовалось добавить производственный потенциал. Однако, в условиях большой загруженности российских верфей оборонными заказами, найти постоянного российского партнера, способного обеспечить долгосрочное строительство объектов по проектам АЦ в настоящее время затруднительно.

Поэтому следующим рациональным шагом явилась подготовка соглашения о сотрудничестве с западным партнером. Этим партнером стала немецкая компания Nordic Yards, включающая в себя три современные судостроительные верфи, и обладающая всеми технологиями по строительству сложной морской техники. Между компанией Nordic Yards и Крыловским научным центром подписано генеральное соглашение о совместных разработках в области проектирования и строительства морских объектов.

При подготовке соглашения стороны исходили из понимания, что применительно к объектам, интересующим заказчиков из РФ и других стран, весь инжиниринг обеспечивается российской стороной. Строительство же объекта ведется на верфях компании Nordic Yards. В развитие соглашения на прошедшей в апреле ганноверской выставке был представлен совместный стенд Крыловского центра и компании Nordic Yards. Экспозиция стенда включала модели разрабатывавшихся компаниями морских объектов. Вниманию участников выставки была также представлена информация о совместных планах компаний по созданию полноценного Арктического центра.


Совместную выставочную экспозицию двух компаний в Ганновере посетили Президент РФ В.В.Путин и федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. Со стороны госпожи Меркель Крыловскому научному центру последовало предложение о возможной проработке научно-исследовательских судов в арктическом исполнении в интересах Германии. На той же выставке было подписан ряд контрактов между Крыловским научным центром и Nordic Yards, касающихся совместных работ по перспективным объектам морской техники, которые будут создаваться в интересах РФ и ФРГ в ближайшее время.

Дополнительно стороны договорились о совместной работе в рамках исполнения проекта строительства морской преобразовательной платформы DolWin gamma для ветропарка в Северном море в Германии.

Другие подписанные контракты закрепляют договоренности сторон по совместному участию в проектировании и строительстве: судна-кабелеукладчика, ледокольного судна обеспечения и аварийно-спасательного судна, портового ледокола, ледокольного портового буксира, буксиров легкого ледового класса. Еще одним перспективным направлением взаимодействия станет разработка технических предложений по созданию самоподъёмной ледостойкой буровой платформы для круглогодичного бурения эксплуатационных скважин на шельфе и ледостойкого бурового судна.

В настоящее время обеими компаниями предпринимаются дальнейшие шаги по организации работ над обозначенными проектами морской техники. Сотрудничество Крыловского научного центра с Nordic Yards даст возможность не только интегрировать усилия двух компаний, но также приведет к дополнительному мультипликативному эффекту. Российские специалисты смогут пройти курс обучения и стажировки за рубежом, ознакомиться с современными технологиями проектирования и строительства морской техники.

Взаимодействие с немецкой компанией является пилотным проектом для Крыловского научного центра и одним из примеров эффективности сотрудничества с иностранными верфями и определяет начало процесса кооперации с мировыми лидерами, чьи компетенции в добавление к отечественным создадут синергетический эффект. Поэтому уже сейчас ведутся переговоры с целым рядом других иностранных компаний – потенциальных партнеров Крыловского центра.

Сегодня можно считать, что основные предварительные шаги к созданию АЦ, как центра научной компетенции, проектного потенциала и производственного потенциала – совершены, и осталось только найти конкретные организационно-юридические формы для закрепления достигнутых договоренностей и сотрудничества соответственными организационно-юридическими актами. Арктический центр будет обладать научно-техническим базисом, включая экспериментальную базу, проектным потенциалом и соответствующими верфями, которые способны построить объект по разработанному проекту.

При этом научное сопровождение проектирования и строительства объекта, а также непосредственное их проектирование предполагается осуществлять силами ФГУП «Крыловский государственный научный центр» с возможным привлечением российских и иностранных партнеров.

Следует отметить особую роль Минпромторга РФ, проводящего последовательную политику поддержки судостроительной промышленности. Создание АЦ во многом является интеграционным результатом инициатив Министерства промышленности и торговли. Концепция центра также получила одобрение вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Олеговича Рогозина, посетившего в ноябре 2012 года Крыловский научный центр.

Конечной целью создания АЦ, осуществляемого при государственной поддержке, является прорыв предприятий судостроительной промышленности на рынок заказов отечественных, а в перспективе и иностранных компаний – потребителей морской техники. Активное участие российской стороны в работах центра позволит впоследствии осуществлять грамотную политику локализации и постепенного импортозамещения в судостроительной промышленности России.

Если первые проекты в достижении положительного конечного результата (строительство объекта «под ключ»), окажутся достаточно успешными, АЦ завоюет собственный авторитет на рынке и, соответственно, благополучно завершит начальный этап своего развития. Дальнейшие этапы развития будут связаны с повышением авторитета центра и постепенной переориентацией на отечественные верфи и компании.

Все это позволяет с оптимизмом смотреть на дальнейшее развитие отечественного судостроения, его арктической составляющей и доказывает, что предпринимающиеся руководством страны шаги заложили крепкий фундамент для развития научного, проектного и производственного потенциала Российской Федерации.




Статья «Арктический центр: кто обеспечит создание объектов сложной морской техники» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№5, 2013)

Авторы:
Система Orphus