USD 93.5891

+0.15

EUR 99.7934

+0.07

Brent 90.16

-0.21

Природный газ 1.655

-0.03

4 мин
522
0

Судно-катамаран для обеспечения морской нефтегазодобычи

Освоение Арктической зоны и шельфовых месторождений России, становится возможным только в случае обеспечения инфраструктуры, в которой важнейшая роль отводится логистике. В «классической» логистической схеме, транспортные и обеспечивающие задачи возлагаются на специализированные суда – суда снабжения и обеспечения буровых установок и объектов оффшорного комплекса, что с одной стороны приводит к увеличению затрат на постройку и поддержание флота судов, необходимых для обеспечения всех аспектов работ, а с другой – увеличивает периоды простоя технологического оборудования.    Для решения этих проблем ЗАО «НПП ПТ «Океанос» предлагает концепт универсального судна обеспечения с архитектурно-конструктивным типом «катамаран» и модульным наполнением функциональным оборудованием.

Судно-катамаран для обеспечения  морской нефтегазодобычи

Судно представляется в качестве платформы-носителя, обладающего всей необходимой инфраструктурой и мощностями для установки различных типов и видов оборудования. В качестве модульного функционального оборудования, к примеру, могут использоваться:


Рис. 1 Многофункциональное судно-катамаран, общий вид

1. Комплексы:

  • подводного телеуправляемого аппарата осмотрового и/или рабочего класса (ТПА/РТПА)
  • подводного автономного необитаемого аппарата (АНПА)
  • жесткого водолазного скафандра (ЖВС)
  • беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)


Рис. 2 Рабочий телеуправляемый аппарат


2. Водолазный комплекс, в т.ч. глубоководный (ВК, ГВК);

3. Средства борьбы с разливами нефти (ЛАРН);

4. Комплексы океанографических, экологических, биологических исследовательских зондов и аппаратуры;

5. Экологические и океанографические лабораторные модули;

6. Противопожарные системы и спасательное оборудование (в том числе и телескопические лестницы с компенсацией качки);

7. Комплексы сейсморазведки;

8. Плашкоуты или иные плавсредства (в том числе и ледокольные приставки) для открытого моря и мелководных прибрежных акваторий;

9. Комплексы контейнеризованного вооружения.


Учитывая возможную функциональную нагрузку, можно сформулировать следующие требования к судну-носителю:

  • оборудованные шахты или др. места спуска, пригодные для спуска-подъема ТПА/РТПА/АНПА/беседок (колоколов) ВК (ГВК)/ЖВС и имеющие защиту от дрейфующего колотого льда;

  • оборудованные места спуска плашкоутов и иных плавсредств в условиях развитого волнения моря;

  • единая, свободная усиленная рабочая палуба, площадью не менее 300 м2 для размещения контейнеров и модулей системы;

  • независимое электропитание;

  • резервные грузоподъемные средства;

  • запаса остойчивости и ограничение углов крена;

  • системы динамического позиционирования класса не ниже DYNPOS2;

  • комфортное размещение экипажей модульной полезной нагрузки.

Очевидно, что в случае катамаранной компоновки, с увеличенными полезными площадями и объемами по сравнению с однокорпусным судном, данные требования выполняются без затруднений и в полном объеме. Более того, они в значительной части (мунпул, СПУ с компенсацией качки и направляющими, система горизонтальной грузообработки) находятся в мировом тренде выполнения инспекций, обслуживания и ремонта донного оборудования (IMR), а также ремонта скважин (Light Vertikall Intervention) с применением башеноподобных установок MHS (Module Handle System / Module Handle Tower) спуска/подъема дистанционно-управляемых инструментов, ТПА / РТПА, элементов донного и технологического оборудования.

Для выполнения требований обеспечения работы АНПА / плавсредств и водолазов в рамках концепта реализуется трансформируемая опускная кормовая рабочая площадка. Она может использоваться в 3-х режимах: горизонтального спуска («док»), наклонного спуска («слип») или как часть рабочей палубы (при этом она спроектирована с учетом соответствующих нагрузок и обслуживается системой горизонтальной грузообработки).

Аналогичные отечественные проекты и мировой опыт

Несмотря на бытующее мнение о том, что катамараны не приспособлены к использованию в арктических морях, практический опыт, а также анализ тенденций мирового (в первую очередь скандинавского и австралийского) судостроения доказывает совершенно обратное.

На европейском континенте лидером по строительству катамаранов является Норвегия – страна с суровыми морскими условиями. Например, в 2013 году было сообщено о сдаче компанией Broeden (Норвегия) катамарана с ледовым классом, полностью соответствующего условиям экологического контроля Еврокомиссии.

ВМФ Норвегии также создал серию ударных ракетных катеров катамаранной компоновки. Очевидно, что строительство новых боевых кораблей специально для действий в северных и арктических морях наглядно демонстрирует высокий потенциал катамаранов и отсутствие в реальности непреодолимых ограничений по ледоходности для данного класса кораблей. Шесть катамаранов Skjold являются самыми быстрыми водоизмещающими боевыми кораблями в мире и обладают скоростью до 60 узлов на тихой воде.

В США был выдан патент за номером US20070039532 на ледокольный катамаран. В рамках его реализации был спущен на воду Marcon High-Speed SWATH Catamaran – высокоскоростное судно, специально предназначенное для эксплуатации на Аляске в качестве экспедиционного, что подразумевает самые жесткие условия эксплуатации.

Отечественные судостроители также уделяют серьезное внимание многокорпусным судам с прицелом на освоение Арктики. ФГУП Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) еще в 2012 году, базируясь как на опыте СССР в эксплуатации судов сейсморазведки типа «Искатель», так и современной аналитике, опубликовал программный доклад «Инновационные проекты судов для обслуживания месторождений на арктическом шельфе». В данном докладе был отдельно выделен проект катамаранов: полным водоизмещением 2600-2800 т для выполнения сейсморазведки и океанографических/геофизических исследований, водоизмещением 400-500 тонн для сейсморазведки на мелководье. Специалисты КГНЦ определили высокую эффективность использования катамаранов в качестве судов обеспечения сейсморазведки, но в силу наличия собственных конкурентных предложений, не стали развивать идею многофункциональности.

Помимо теоретических работ КГНЦ, на территории России осуществляется и практическая реализация внедрения судов-катамаранов, так уже построено несколько проектов – Балтийский СЗ «Янтарь» построил корпуса катамарана типа SWATH для лоцманских судов, СРЗ «ЗАО РИФ» построил серию катамаранов для внутренних водоемов, компания «Русское Море» спустило на воду катамаран для обслуживания рыбных ферм. ОАО «КАМПО» поставило для ВМФ РФ порядка 12 катамаранов по совместному проекту с ЗАО «Квартет-СПб» проекту 23370 для обеспечения рейдовых водолазных работ.

Особо подчеркнул возросшую роль судов катамаранного типа недавний пожар (04.12.2015 г.) в Каспийском море на добывающей платформе № 10 месторождения «Гюнешли», Азербаджанской компании SOCAR, когда наиболее практичным судном-спасателем, в силу заложенной многофункциональности, стал скоростной перевозчик персонала катамаран «Muslim Magomayev» постройки австралийской компании Incat Tasmania по проекту Incat Crowther, обеспечивший в условиях шторма устойчивую платформу для ведения широкого спектра аварийно-спасательных работ.



Статья «Судно-катамаран для обеспечения морской нефтегазодобычи» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№5-6, Май 2016)

Авторы:
Комментарии

Читайте также