После Москвы, проводившей пасмурным небом и сильным дожем, Екатеринбург гостеприимно встретил ярким солнцем, напомнившим, о приближающемся лете. Порадовал также теплый прием, оказанный виновником торжества, – компанией РОТЕК.
Сначала нас, журналистов из Москвы, было немного, но мы смогли насладиться историей завода, его работой и перспективах развития, о которых довольно увлеченно, если не сказать самозабвенно, около получаса рассказал главный конструктор УТЗ Алексей Култышев – самый молодой главный конструктор в отрасли.
Если коротко, то УТЗ:
активно модернизируется, проводя обновление производственных фондов, внедряя новые технологии и работая над подготовкой новых кадров;
готов быть лидером в России по газовой тематике, благодаря компетенциям, накопленным самим предприятием, а также активному взаимодействию с Уральским федеральным университетом.
Мы успели совершить рейд по заводу.
Начальник Планово-производственного управления УТЗ Михаил Иванов показал цеха завода, включая кузнечно-термический цех и цех металлоконструкций УТЗ. Постепенно подъехали и другие коллеги, в т.ч. местные журналисты и региональные представители других федеральных изданий. По самому крупному и современному цеху УТЗ – цеху Т-1 – экскурсию провел гендиректор Игорь Сорочан.
В 2011-2013 гг производство было серьезно обновлено.
По программе техперевооружения стоимостью около 800 млн руб было закуплено и установлено современное оборудование, модернизированы технологические линии производства турбин, а также оборудованы новые технологические участки. Это позволило УТЗ существенно повысить нормы внутренней эффективности и показатели производительности.
Открытие Центра восстановления деталей горячего тракта газовых турбин началось в 14:00 в торжественной обстановке в присутствии директора Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго РФ Евгения Грабчака, первого замминистра промышленности и торговли РФ Глеба Никитина, губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева и председателя совета директоров РОТЕКа Михаила Лифшица.
Значимость открывшегося Центра – 1-го в России ремонтно-восстановительного производства, полностью отвечающего требованиям зарубежных производителей газотурбинного оборудования, отметили все гости. Его создание полностью согласуется со взятым российской экономикой в целом и в ТЭК в частности курсом на импортозамещение.
До сих пор подобных центров в России не существовало. Некоторые сервисные организации и энергетические компании организовали отдельные фрагменты технологической цепочки восстановления деталей горячего тракта газовых турбин. Однако, по большому счету, сервис газотурбинного оборудования в части ремонта и замены деталей газовых турбин оставался сферой, где российские предприятия находились в сильной зависимости от иностранных партнеров. И это при том, что потребность в продлении срока службы быстроизнашивающихся компонентов горячего тракта турбин зарубежного производства уже сложилась. Количество газотурбинных установок единичной мощностью более 20 МВт, эксплуатирующихся сейчас в России, составляет 145 ед, их совокупная мощность – около 17 ГВт.
- Российская энергетика достаточно серьезно зависит от газотурбинных установок, у нас порядка 10% установленной мощности – это мощность газовых турбин, – сказал Евгений Грабчак.
Зарубежные газовые турбины входят в состав парогазовых установок на большей части объектов энергетики, введенных в последние годы по программе ДПМ. Более 83% оборудования и запчастей для ремонта газовых турбин в стоимостном выражении составляет продукция зарубежного производства.
Газотурбинные технологии находятся в фокусе внимания федеральных властей. В рамках исполнения поручения президента РФ, данного Минпромторгу, Минэнерго и РАН, был разработан проект программы импортозамещения энергооборудования в области газотурбинных технологий до 2035 г. Этот документ получил одобрение Минпромторга и Минэкономразвития буквально накануне открытия Центра восстановления деталей горячего тракта газовых турбин – 12 мая 2016 г.
- Самым острым моментом, который был отражен в этой программе, является план создания производства деталей для газовых турбин, в особенности для горячего тракта, – сказал Глеб Никитин.
Важен проект и для региональных властей.
- Это знаковое событие для нашего региона, для Уральского турбинного завода и, конечно же, я уверен, что с пуском этого центра мы сможем прилечь сюда и дополнительное высокотехнологичное оборудование, привлечь и обучить компетентные высококвалифицированные кадры, – отметил Евгений Куйвашев.
Работу Центра восстановления деталей горячего тракта газовых турбин показал директор по сервису РОТЕКа Юрий Спиридонов, проведя собравшихся по всем этапам ремонтно-восстановительных работ деталей горячего тракта от входного контроля до нанесения покрытий. Центр позволяет проводить операции по очистке, абразивной обработке, удалению покрытий, термообработке, дефектоскопии, сварке и шлифованию, пайке, вакуумному и атмосферному нанесению термобарьерных и антиэррозионных покрытий.
Технология, разработанная РОТЕКом, полностью соответствует требованиям, предъявляемым изготовителями оригинального оборудования. К участию в проекте привлекались зарубежные консультанты-технологи, принимавшие участие в строительстве и эксплуатации подобных центров в Европе, Азии и Америке. Так, РОТЕК опирался на опыт швейцарского концерна Sulzer, входящего также как и РОТЕК в группу РЕНОВА.
Инвестиционный проект по созданию Центра восстановления и производства деталей горячего тракта газовых турбин получился масштабным. Он реализуется в 2 этапа, инвестиции по 1му этапу составили 1 млрд руб, причем финансирование осуществлялось исключительно из собственных средств компании.
Второй этап предусматривает запуск производства деталей полного цикла – с нуля и до готового изделия. В 2018 г, после того, как полностью заработает Центр восстановления деталей горячего тракта газовых турбин, РОТЕК планирует начать монтаж оборудования в новом создаваемом цехе – мехобработки и подготовки заготовок. Завершение 2-го этапа РОТЭК планирует в 2019 г., но не исключает и более ранний запуск производства в зависимости от рыночных условий. Общая стоимость инвестпроекта составляет 4 млрд. руб.
- Комплексная реализация проекта позволит локализовать полный цикл работ по обслуживанию газовых турбин большой мощности и успешно конкурировать с иностранными компаниями в сервисных услугах. Эффектом станет снижение зависимости от импорта и, как следствие, повышение энергобезопасности страны, – подчеркнул Михаил Лифшиц.
- Мы с нетерпением ждем, когда коллеги продвинутся вперед и у нас, помимо восстановления, будет создано производство всех деталей в полном цикле, – поддержал перспективы нового производства Глеб Никитин.
Также Михаил Лифшиц продемонстрировал возможности системы прогностики и удаленного мониторинга энергетического оборудования ПРАНА на примере Пермской ТЭЦ-9. Система ПРАНА позволяет проактивно выявлять и предупреждать развитие инцидентов и аварий на энергетических установках, обеспечивая стабильность их работы. Причем дефекты работы оборудования обнаруживаются на ранней стадии – за 2-3 месяца до распознавания их штатной системой управления энергоблоком. Преимущества системы ПРАНА уже оценили российские энергетические компании. Помимо Пермской ТЭЦ-9, в 2015 г к системе были подключены Ижевская ТЭЦ-1, Владимирская ТЭЦ-2 и Кировская ТЭЦ-3.
Крепкие родственные связи между компаниями, входящими в группу РЕНОВА, позволили ближе познакомиться с работой аэропорта Кольцово. Увлекательную экскурсию по зданию аэропорта любезно провел сотрудник Департамента стратегических коммуникаций Аэропортов России Дмитрий Тюхтин, показав работу аэропорта изнутри, зал подготовки к полету и летное поле.
Кольцово – небольшой, но современный аэропорт. Стратегия, направленная на максимизацию использования возможностей аэропорта в качестве транзитного узла и наличие базового перевозчика – Уральских авиалиний, позволили Кольцово стать лидером среди региональных аэропортов России по количеству рейсов. Пассажиропоток, хоть и снизился в последние 2 года, остался выше 4 млн человек/год.
Хотя небольшим Кольцово выглядит лишь в сравнении с московскими аэропортами. По-настоящему маленьким выглядит старое здание аэропорта, переоборудованное сейчас в VIP-терминал. Что самое любопытное, этот небольшой аэропорт обеспечивал перевозку практически того же числа пассажиров, что и новый терминал. Стандарты безопасности тогда были другие.
Запуск нового, очень важного для российской энергетики производства, модернизация ключевого для региона предприятия, развитие транспортной инфраструктуры – все это подтверждает впечатление о Свердловской области как о динамично развивающемся регионе. На всех предприятиях, которые удалось посетить, очень благоприятное впечатление оставили разумный подход к оценке возможностей, нацеленность на перспективу и глубокая вовлеченность всех сотрудников. Можно надеяться, что при грамотной политике все эти факторы станут надежным фундаментом для дальнейшего укрепления позиций Екатеринбурга в качестве промышленного сердца России.