USD 100.2192

+0.18

EUR 105.809

+0.08

Brent 73.11

+0.03

Природный газ 3.227

+0.03

10 мин
646

Сервис по-верхтарски: «Мы пришли всерьез и надолго!»

Сервис по-верхтарски: «Мы пришли всерьез и надолго!»

Верх-Тарское нефтяное месторождение (далее ВТНМ) — крупнейшее нефтяное месторождение Северного района Новосибирской области. Труднодоступное, со сложными климатическими условиями, месторождение долгое время не разрабатывалось, несмотря на наличие в его недрах редкого вида нефти, близкой по свойствам к эталонной марке Brent. Активное освоение началось только в конце 90-х годов ОАО «Новосибирскнефтегаз» («ННГ»).

Промышленная добыча потребовала развития соответствующей инфраструктуры, создания единой системы электроснабжения, строительства магистрального нефтепровода «ВТНМ – Барабинск», железнодорожного нефтеналивного терминала для транспортировки углеводородов на НПЗ в Омск и Новосибирск. Большое количество погружного и наземного оборудования, электрических сетей, да и сам нефтепровод, нужно было обслуживать, своевременно производить предупредительный и капитальный ремонты.

Первоначально все работы по эксплуатации выполняло сервисное подразделение «ННГ». Вскоре в соответствии с бизнес-стратегией большинства ВИНК собственная сервисная компания была отнесена к непрофильным активам. Эксплуатация и обслуживание электротехническое оборудование ВТНМ стали осуществлять внешние энергосервисные компании. А в 2013 году непростую задачу по обслуживанию взяла на себя компания ROLT energy service, сервисное предприятие в составе производственно-инжинирингового объединения ROLT group.

Производственно-инжиниринговая группа ROLT group — многопрофильное объединение, в состав которого входит следующие дочерние предприятия: ROLT power systems, ROLT boiler systems, ROLT gas systems, ROLT energy service, ROLT trans, ROLT rent, ROLT construction и ROLT green energy. Стратегическое планирование и управление активами группы осуществляет управляющая компания ROLT holding. Первое предприятие было создано в 2003 году и специализировалось на реализации проектов по энергоснабжению. На сегодняшний день общая численность сотрудников составляет более 350 человек. Центральный офис ROLT group располагается в Москве. Региональная сеть охватывает всю территорию РФ — от Сибири до Калининграда. Открыты офисы в Великобритании и странах СНГ.

Первый этап

Отправной точкой для развития сотрудничества между ROLT energy service и «ННГ» стал капитальный ремонт ГПГУ Jenbacher J620, успешно проведенный сервисными инженерами ROLT energy service в 2008 году. За ним последовали еще 12 капитальных ремонтов ГПГУ и ДГУ, которые также продемонстрировали высокую квалификацию инженеров. Успешный опыт взаимодействия послужил основанием для заключения долговременного контракта — ROLT energy service было выбрано «ННГ», сменив на этом посту энергосервисную компанию из Нижневартовска.

Предметом договора стали круглосуточная эксплуатация и техническое обслуживание оборудования и электрических сетей, проведение текущих и капитальных ремонтов для обеспечения бесперебойного энергоснабжения промышленных и административных объектов ВТНМ, а также соседних, гораздо меньших по размеру, Восточно-Тарского, Малоичского и ряда других месторождений, разрабатываемых «ННГ». Объекты сервисования – 32 единицы генерирующих установок (ГПГУ, ДГУ, ГТУ) суммарной мощностью 40 МВт, около 100 единиц электрокоммутационного оборудования (КТП, РЗА), 500 электродвигателей разной мощности, 366 км ЛЭП, включая 180 км линий ЭХЗ. На месторождении было представлено генерирующее оборудование практически всех мировых производителей ГПГУ марок Caterpillar, Jenbacher и Waukesha, ДГУ Cummins и ЯМЗ, ГТУ Centrax, воздушных компрессорных станций и установок подготовки топливного газа.

«Мы были готовы к такому объему работ! — отмечает генеральный директор ROLT energy service Владимир Литвинов. — На момент заключения соглашения у нас уже был опыт сервисования энергоцентров большой мощности: несколько лет мы успешно обслуживали 30 МВт на месторождениях «Петроказахстан Кумколь ресорсез». Хотя каждый новый проект для нас – это не только возможность использовать накопленный опыт, но и получить новые знания».

Кадры решают все

Для оптимизации работы специалистов и рабочих на ВТНМ руководство ROLT energy service приняло решение о создании обособленного подразделения в г. Куйбышеве. Так на свет появился «Верх-Тарский цех производственно-энергетической службы и сетей генерации». Подразделение, названное в честь самого большого месторождения, количеством персонала более 110 человек практически с нуля начинало свою деятельность. Новую команду возглавил опытнейший специалист Игорь Старцев, знающий «нефтянку» изнутри.

Игорь Старцев — руководитель обособленного подразделения «Верх-Тарский цех производственно-энергетической службы собственной генерации». Закончил Саратовский геологоразведочный техникум (Специальность «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов») и Уральскую государственную сельскохозяйственную академию (Квалификация – инженер-механик). Общий стаж работы – 42 года, стаж работы в нефтегазовой отрасли в энергетической сфере – 35 лет.

Старцев так вспоминает о первых рабочих месяцах: «Сначала нас воспринимали несерьезно, предполагая, что мы просто опустим руки, увидев положение вещей на тот момент. И действительно было сложно. Предыдущие эксплуатирующая организация забрала с собой все. Даже жить было негде. Но мы сразу сказали — «Мы пришли всерьез и надолго!». Сделав ставку на местных специалистов, мы построили жилье для вахтового персонала, организовали рабочие места, четко распределили границы ответственности, прописали обязанности и регламентировали основные процессы. Пришлось налаживать взаимоотношения в коллективе, направив их в русло командного взаимодействия».

Структурно Верх-Тарское подразделение разбито на четыре части: производственно-диспетчерскую службу (5 человек), аппарат управления (7 человек), сотрудники сетевого района №1 (48 человек) и сетевого района №2 (44 человека).

Аппарат управления (АУП) отвечает за организацию всей производственной и административно-хозяйственной деятельности подразделения и взаимодействие с заказчиком. Договорные работы, контроль за расходованием средств, работа с контрагентами и многое другое находится в сфере компетенции сотрудников офиса в Куйбышеве.

Производственно-диспетчерская служба (ПДС), в отличие от АУП, располагается непосредственно на ВТНМ и курирует оперативное взаимодействие между сетевыми районами, организовывает ликвидацию аварийных ситуаций, согласовывает с заказчиком проведение планово-предупредительных ремонтов электрооборудования и включение в работу новых электроустановок. Работа по вахте обычно длится от 15 дней до одного месяца.

В авангарде всех технологических процессов — рабочие и специалисты сетевых районов. В их задачи входит обеспечение бесперебойной работы генерирующего оборудования, сетей и подстанций месторождения, своевременное техническое обслуживание и ремонт, соблюдение правил и норм технической эксплуатации.

Территориальные границы сетевого района № 1 – Верх-Тарское месторождение (участок релейной защиты и автоматики и электролаборатория), Малоичское месторождение, 180 км ВЛ 6 кВ ЭХЗ, база управления технологического транспорта в с. Северное, узел учета нефти и нефтеналивной терминал в г. Барабинск, участок в г. Куйбышев.

Территориальные границы сетевого района № 2 – Верх-Тарское, Малоичское, Межевское, Ракитинское месторождения и участок в г. Куйбышев.

Больше чем сервис

Первым этапом работ стала диагностика всего генерирующего и сетевого оборудования. Энергохозяйство, доставшееся Верх-Тарскому подразделению в наследство от предыдущей компании, требовало немедленного реагирования. Из 32 агрегатов в работе находилось чуть больше половины - 17. Семь машин находились в ожидании капитального ремонта. Следующим этапом была подготовка плана-графика производственных работ до середины 2014 года.

Сотрудники выполняли большой комплекс работ, начиная с обустройства территории вахтового поселка и заканчивая вводом в эксплуатацию выведенного их эксплуатации оборудования. По мере необходимости проводили профилактический осмотр и технический инструктаж, заменяли детали в зависимости от состояния и наработки оборудования, снабжали запасными частями, оказывали услуги по текущему и капитальному ремонтам энергетического оборудования.

С самого начала менеджмент Верх-Тарского цеха ввел четкие и регламентированные бизнес-процессы с понятными инструкциями и зонами ответственности каждого специалиста. «Работа была систематизирована. Каждый участок функционировал по плану, — рассказывает Игорь Старцев. — В итоге все запланированные мероприятия проводились быстро, четко и с прогнозируемым качеством».

Такой подход позволил в короткие сроки и максимально хорошо зарекомендовать себя перед менеджментом «ННГ», регулярно проводившим инспекцию и высоко оценивающим уровень и качество проводимых работ.

Приведем лишь только один факт, подтверждающий эффективность работы новой команды: за период работы ROLT energy service количество аварийных отключений сократилось в десятки раз!

Случаи из практики.

В первые месяцы работы обособленного подразделения возникало много сложных ситуаций. Одним из таких случаев стал выход из строя дорогостоящих приборов – высоковольтных тиристоров, входящих в состав фазеров. Каждый фазер (устройство для обеспечения плавного запуска мощных синхронных двигателей, служащих приводом погружных насосов) имел в своем составе десять таких элементов. После проведения диагностики специалисты выяснили, что главными причинами поломки приборов были недостаток мощности высоковольтных тиристоров и плохая работа системы охлаждения фазеров. В итоге существующие тиристоры были заменены на более мощные, а проблему локального перегрева фазеров инженеры решили за счет установки дополнительной системы вентиляции. Проблема была решена!

Из-за жаркой погоды вывести энергетические установки на номинальную мощность не было возможности – машины перегревались. Для решения этой проблемы инженеры обратили внимание на системы охлаждения генерирующих установок. Как оказалось, трубопроводы и радиаторы системы охлаждения ни разу не подвергалась процедуре очистки. Проведенные работы по промывке систем охлаждения позволили вывести все рабочие агрегаты на номинальную мощность.

Все под контролем

Помимо оговоренных в контракте работ, инженеры также разрабатывали для «ННГ» специальные технологические решения. Причем инициатором последних зачастую выступали специалисты ROLT energy service.

Одним из таких проектов стала модернизация автоматической системы управления всего генерирующего оборудования ВТНМ. Специалисты планировали интегрировать в единую систему системы мониторинга и управления трех типов агрегатов — ГПЭС, ДЭС и ГТЭС. Надо сказать, что подобные задачи в России пока не решал никто!

Данная разработка позволит устранить целый ряд недостатков, а именно отсутствие возможности дистанционно осуществлять мониторинг и управлять энергокомплексом, автоматически распределять нагрузку между ГУ, оперативно реагировать на нештатные ситуации.

Проанализировав имеющиеся недостатки, специалисты ROLT energy service предложили следующее решение: на базе программного обеспечения «InteliMonitor» марки ComAp создать надежную, открытую, функциональную систему централизованного управления, позволяющую в режиме реального времени с единого диспетчерского пульта автоматически запускать требуемое число генераторных установок, управлять мощностью, разделяя на активную и реактивную, планово нагружать и разгружать газопоршневые, дизельные и газотурбинные генераторные установки.

Новая система в случаях аварийной остановки, выводе установки на регламентное обслуживание, при нехватке запаса мощности основного источника позволяет в качестве резервного источника питания использовать ДГУ, распределяя генераторные установки на группы: газопоршневые и газотурбинные — как основной источник питания, дизельные — как резервный.

Несомненные преимущества разработанного технологического решения — существенная экономия дизельного топлива, возможность прогнозирования наработки каждой из машин месторождения, а, следовательно, низкая стоимость кВт*ч и удобство обслуживания с точки зрения расчетных сроков вывода оборудования на плановый ремонт и наличия ЗИП на складе.

Амбициозный проект модернизации АСУ ВТНМ уже можно считать завершенным — на момент написания статьи шла отладка работы компонентов, подходили к концу тестовые испытания.

Перспективы развития

«До недавнего времени мы считали свое производство и сервисную базу в Коломне нашей главной гордостью, – рассказывает генеральный директор ROLT energy service Владимир Литвинов. – Сейчас мы смело можем назвать сервисное подразделение в г. Куйбышеве нашим вторым большим достижением, и в этом заслуга, прежде всего, отличного менеджмента. Самое главное, что эта оценка объективна. Подтверждение этому – дважды пролонгированный «ННГ» договор».

Несколько дней назад ROLT energy service открыл новую веху в своей истории на ВТНМ. С середины апреля 2014 г. в связи с растущими объемами добычи и дефицитом мощности парк оборудования энергоцентра Верх-Тарского месторождения пополнился еще одним энергомодулем — ГПЭС на базе GE Janbacher J320. Обычный факт? Да, но нужно сказать, что поставка нового оборудования произведена на условиях BOO — «ННГ» оплачивает только выработанное этой ГПЭС электричество! ROLT осуществил изготовление, поставку, ШМР и ПНР, в настоящий момент ведет эксплуатацию ГПЭС и ее сервисное обслуживание.

На момент верстки материала пришла еще одна новость: ROLT energy service заключил соглашение об эксплуатации, сервисном обслуживании и ремонте всего энергетического оборудования «Русской медной компании» — третьим производителем рафинированной меди в России.

«Примененная на ВТНМ схема организации показала свою эффективность! — добавляет г-н Литвинов. — Заказчику важно быть уверенным в безаварийном энергоснабжении, потому что это неразрывно связано с эффективностью его основного бизнеса. А, значит, он сделает ставку на проверенных и надежных поставщиков!»

Из интервью с главным энергетиком ОАО «Новосибирскнефтегаз» г-ном Федосеевым А.В.

- Почему изначально ОАО "ННГ" отказалось от содержания собственной структуры для эксплуатации и технического обслуживания своих энергетических активов?

- Данное решение продиктовано желанием сфокусировать все собственные ресурсы на основном виде деятельности — добыче и транспортировке нефти. Аутсорсинг позволяет прогнозировать затраты на сторонние виды деятельности и ведет к оптимизации расходов.

- Какие основные проблемы предполагалось закрыть силами ROLT energy service?

- Эксплуатация всего энергохозяйства. Критерий один – обеспечить безаварийность работы оборудования.

- Что собой представляет "идеальная энергосервисная компания" на Ваш взгляд? Соответствует ли ROLT energy service этому представлению?

- Идеальная энергосервисная компания в моем понимании – компания, при работе которой заказчик забывает, что имеет собственную генерацию со сложнейшим оборудованием. ROLT energy service успешно удалось решить большинство существующих проблем. В целом оцениваем их работу на «хорошо».

- Каковы дальнейшие планы ОАО "ННГ" по развитию/модернизации энергохозяйств разрабатываемых промыслов?

- На самом деле планы действительно серьезные: увеличение генерации за счет ввода в эксплуатацию новых ГПГУ (все дизельные станции планируем перевести в резерв), настройка и оптимизация новой АСУ, ввод дополнительной установки по подготовке газа, а также 2-й подготовки топливного газа для ГТУ, строительство ВЛ 35 кВ на Малоичском месторождении, комплексный ремонт ЭХЗ, перерасчет уставок РЗА и т.д. Одним словом, в ближайшее время ROLT скучать не дадим!



Статья «Сервис по-верхтарски: «Мы пришли всерьез и надолго!»» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№5, Май 2014)

Авторы:
656913Код PHP *">
Читайте также