Решения, сберегающие время и ресурсы: проекты Bentley для ТЭК - Компании - Статьи журнала
13 мин
97
0

Решения, сберегающие время и ресурсы: проекты Bentley для ТЭК

Решения, сберегающие время и ресурсы: проекты Bentley для ТЭК

Сегодня рынок программного обеспечения переживает период активного роста и в является наиболее быстрорастущим сегментом рынка информационных технологий в России. Объемы продаж неуклонно растут ежегодно увеличиваясь примерно на четверть, а в некоторых сегментах рынка - вдвое. По мере того, как в мировой экономике нарастает влияние негативных факторов, все больше компаний проявляет интерес к новым моделям покупки ПО, в частности, облачным технологиям. В других регионах, особенно в Азиатско-Тихоокеанском, популярностью пользуется хостинг приложений и построение приватных облачных систем. Об особенностях российского и мирового рынка программного обеспечения, новых продуктах и стратегии развития рассказал вице-президент компании Bentley Ж.-Б. Монье. 

- Какие сегодня существуют тенденции на рынке программного обеспечения, в частности, в нефтегазовом сегменте? 

- Если выделить некую квинтэссенцию происходящих процессов, то следует отметить, что существует широкий сектор рынка точечных решений, предназначенных для анализа работы с конструкциями. Bentley является активным игроком этого рынка и наращивает долю своего присутствия. 

Время от времени пользователям приходится сталкиваться с необходимостью миграции от одного решения к другому. Это происходит по причине устаревания, либо необоснованно широкого функционала, что и заставляет переходить к новым решениям. 

Но самые главные изменения происходят на уровне выше. Речь идет о компаниях, которые являются генеральными подрядчиками и управляют проектами. В современных условиях глобализации офисы одной компании могут находиться не просто на удалении друг от друга, но и быть расположенными в разных часовых поясах. Если речь идет о о строительстве морских платформ или наземных сооружений и весь этот цикл от проектирования до строительства вплоть до последующей эксплуатации мы называем реализацией проекта. Здесь наблюдается наиболее динамичное развитие и изменение подходов и, соответственно, изменение инструментов в рамках концепции информационной мобильности. В данном случае речь идет об эффективном обмене информацией, как между пользователями, так и между различными этапами проекта. 

- Сегодня крупные проекты в добычи нефти и газа идут на шельфе. Есть ли какие-то особенности, которые приходится учитывать при работе с шельфовыми проектами? 

- Бизнес, связанный с разведкой и добычей развивается очень динамично. Мобильность изменяющихся тенденций влечет за собой и перемену потребностей.

В связи с тем, что все меньше используется стационарных платформ и все больше проектов завязано на добычи при помощи плавучих платформ, растут и масштабы сложности. Но соответственно им растут и бюджеты, некоторые из которых могут достигать 50 млрд. долл. и даже превышать эту сумму. В качестве примера можно привести проект в Австралии - Органт, где используется решение Bentley -канстрогтим, а также проект строительства крупных плавучих сооружений. Речь идет о кораблях сжижения природного газа (газовозы?), который строится в Корее. Можно сказать, что это революция, которая происходит весьма динамично и Bentley готова ответить на эту тенденцию рынка. 

- Какой рынок для компании сегодня является наиболее премиальным? 

- Нефтегазовые проекты становятся все более международные, т.е. реализуются по всему миру. Поэтому, наиболее интересные и прибыльные рынки те, на которых в данный момент времени работают нефтегазовые компании. Сегодня Bentley сотрудничает с мейджерами рынка, в частности с Shell, ВР и др. В этом плане бизнес Bentley развивается бурно и движется вперед будь то строительство морских сооружений или работы на континенте. Нельзя не отметить страны БРИКС и Ближний Восток, все эти регионы представляют интерес для Bentley.

 - Вы занимались поднятием бизнеса в Китае. Какова стратегия компании в азиатско-тихоокеанском регионе?

 - В вопросах развития инфраструктуры Китай очень похож на Россию. Особенно это касается проектирующих организаций, конструкторских бюро, НИИ. Важно отметить, что многие из этих компаний используют инструменты Bentley, причем не только для проектирования, но все больше и для управления информацией.

 Bentley занималась всеми видами инфраструктурных проектов, в том числе энергоснабжением. Это крупный сегмент, для которого компания поставляет программные решения. Помимо этого, мы развиваем такие сегменты, как строительство зданий, коммунальные службы, в том числе, трехмерные модели городов.

 - Насколько китайские, как и российские компании, готовы воспринимать новые продукты, ведь не секрет, что новинки в сфере высоких технологий это дорогой продукт?

 - Многие компании все больше рассматривают возможность работы за пределами страны. Если ранее традиционно они были ориентированы на проекты для местных рынков, то сегодня они стремятся выйти на международный уровень. Для этого, естественно, им необходимо изменить свой подход. Он должен стать более многопрофильным, охватывать большее количество дисциплин. Чтобы работать с различными типами активов и эффективно сотрудничать в рамках совместных международных предприятий они должны иметь подходящие инструменты. Поэтому на этих рынках наблюдается рост спроса на инструменты и средства для управление информацией. Очевидно, что любая компания стремится экономить, но в данном случае речь идет скорее о том, чтобы модернизировать существующий набор инструментов, поэтому, конечно, они готовы к таким инвестициям.

 - О продукте какого поколения в сфере ПО мы можем говорить сегодня?

 - Bentley объявила о переходе к новому поколению продуктов, которое можно назвать Bentley-коннектэдишн. Речь идет о том, что многие решения нашей компании будут улучшены, доработаны до стандартов этого нового поколения. В чем особенность этой эволюции?

 В первую очередь упор делается на улучшение эффективности совместной работы пользователей и для этого в продукты Bentley будут встроены облачные возможности. Речь идет не только об облачных хранилищах для обмена информацией, но также об облачных вычислениях, которые связаны с крупномасштабными проектами, либо, если речь идет об открытии региональных филиалах компаний, то облачные технологии могут оказаться очень полезными и эффективными. Если говорить о проектах, то такой рабочий процесс ведет к экономии денежных средств и времени.

 - Большая часть информации относится к коммерческой тайне, как коррелируется понятие безопасности с облачным хранением данных?

 - В облачном хранилище информация защищена значительно надежнее, чем тогда, когда она хранится на компьютере. Bentley использует технологию Microsoft -…Безопасность это очень важный вопрос, это хорошо известно владельцам нефтегазовых компаний и чаще всего именно они решают, где будут храниться эти данные. С данными, в первую очередь, работают подрядчики, но решения о том, как они будут обрабатываться и где храниться, принимают владельцы. Зачастую компании консультируются со специалистами Bentley, чтобы узнать, каким образом построить более эффективный и безопасный процесс, как составить соглашение об уровне услуг, т.е. есть услуги для конкретного проекта и тогда уже решение принимается коллегиально.

 - Сфера IT очень специфична, всегда ли удается прийти к пониманию с заказчиком?

 - Если речь идет о ПО, то, естественно оно должно быть выгодно и результативно. Поэтому специалисты Bentley, когда речь заходит о каком-то ПО, будь то облачное хранилище, серверы или программное тестирование, начинают процесс с конца. Т.е. необходимо узнать у клиента, какого результата он ожидает от реализации проекта: экономии средств и времени или обеспечение высокого качества. Т.е. во главу угла ставится конечный результат и только после этого Bentley принимает решение о том, какие продукты более подходят для достижения этого результата.

 Если речь идет о строительстве, то здесь один из важнейших является показатель человекочасов, сколько времени и трудозатрат уйдет на реализацию проекта. По этому показателю Bentley предлагает решения, сокращающие трудозатраты на 30%.

 Если речь идет об управлении эффективностью объектов, то программные решения Bentley помогают экономить до 15%.

 - Расскажите о последних продуктах компании.

 - За последнее время Bentley представил целую линейку продуктовых решений для строительства морских сооружений. Одним из главных обновлений можно назвать приобретение платформы Норзис, которое произошло примерно год назад. Эта технология используется для расчета устойчивости плавучих конструкций.

 В области управления эффективностью активов Bentley дорабатывает свою платформу Процесс-вайс. Результатом модернизации стало появление возможности работать с инспекциями, что очень важно для повышения эффективности объекта.

 Говоря о наиболее важных уже реализованных проектах в области ТЭК, можно остановиться на следующих.

 Трехмерный проект гидроаккумулирующей электростанции в округе Цинъюань

Организация Guangdong Hydropower Planning & Design Institute осуществляла проектирование и строительство гидроаккумулирующей электростанции в г. Цинъюань. Объем инвестиций в электростанцию с установленной мощностью 1280 МВт составил 800 млн долл. В состав электростанции входят четыре вертикальных одноступенчатых обратимых диагональных турбонасоса, расположенных в подземных машинных залах. Мощность каждой из установок составляет 320 МВт.

В работе над проектом использовались решения AECOsim Building Designer, GEOPAK, InRoads, Bentley Map, MicroStation, Bentley Navigator, Bentley OpenPlant, ProjectWise, promis•e, ProSteel, Bentley Raceway and Cable Management и Bentley Substation. Удалось сократить срок реализации проекта на 1 месяц, количество ошибок на этапе проектирования — на 90 %, а затраты на строительные работы — на 60 %.

Представление физических активов в цифровом виде для проекта по добыче СПГ на о. Кертис

Компания QGC построила первый в мире комплекс по преобразованию газа из угольных пластов в сжиженный природный газ (СПГ). Цель проекта — создать решение, отвечающее современным требованиям экологичности и энергоэффективности. Две установки по сжижению в составе комплекса мощностью 8,5 млн тонн СПГ в год, которые будут поставлятьс в АТР.

При работе над проектом возникли сложности. Нанятые подрядчики использовали средства проектирования различных поставщиков. QGC нужно было организовать мониторинг 700 000 ед оборудования для 2000 скважин, 22 объектов, входящих в состав комплекса, 4 станций водоподготовки, трубопроводов и станции сжижения. Совместно с инженерами Bentley компания QGC создала хранилище инженерно-технических данных с помощью решения eB Information Manager. Теперь специалисты QGC могут конвертировать проектные данные в распространенный и удобный для доступа формат i-model, что способствует повышению прозрачности происхождения данных и отслеживаемости изменений в рамках всего проекта.

Инновации в области проектирования морских сооружений

Транспортировка и установка сооружений для проекта SHWE — Бенгальский залив (Мьянма)

SHWE — крупный проект разработки газового месторождения в Бенгальском заливе, Мьянма, потребовавший транспортировать и установить 22 000 тонн несущих конструкций, а также 30 000 тонн верхних сооружений с основанием палубы. Hyundai Heavy Industries поручила строительство, поставку, установку и ввод в эксплуатацию компании Dockwise. Dockwise выполнила разработку и производство несущих конструкций, их транспортировку и установку, а также транспортировку верхних строений и сборку методом надвига.

Инновационная конструкция баржи в форме бутылки для удобства транспортировки была создана при помощи решений MOSES и SACS. Управление файлами производилось на базе платформы ProjectWise, что обеспечило специалистам удобный доступ к данным и эффективный поток операций, а также позволило добиться высокой точности и прозрачности рабочего процесса. Решения помогли сэкономить 5000 из 30 000 человеко-часов на реализацию проекта и сократить работу над производством морского сооружения в два раза.

Самоустанавливаемая платформа Centrica F3-FA — голландский сектор Северного моря

Компания Orca Offshore провела анализ транспортировки и установки самоустанавливаемой платформы Centrica. Основание платформы F3-FA состоит из вакуумных свай, располагающихся на временной барже для транспортирования. Платформу можно перемещать, что позволяет экономить вложения сразу по трем-четырем направлениям. Объем работ компании Orca включал в себя анализ качки и остойчивости, многочастичный динамический анализ, структурный спектральный анализ, а также испытания на масштабной модели.

Критически важно было заранее узнать гидродинамическую нагрузку для всего проекта, в связи с размером свай и близости к зоне волн. От нагрузки зависит, какую роль в работе платформы играет размер стального основания. С помощью решения MOSES специалисты рассчитали эту нагрузку и определили прочность конструкции платформы. Применение MOSES позволило сократить количество стали и доказало работоспособность уникального принципа повторного использования данных, лежащего в основе этой платформы.

Детальная разработка несущих конструкций на месторождении Mariner

Подрядчик Statoil предоставил компании SNC-Lavalin контракт на предварительное проектирование 22 000-тонной несущей конструкции в рамках проекта освоения месторождения Mariner. Несущая конструкция высотой 120 м должна поддерживать верхние сооружения весом 54 000 тонн. Вес конструкции и вопрос о транспортировке с помощью баржи — две важнейшие задачи, которые компании требовалось решить.

SNC-Lavalin использовала продукты SACS и STAAD.Pro и благодаря им завершила разработку несущей конструкции в кратчайшие сроки. С помощью различных модулей решения SACS специалисты провели 19 исследований, включающих анализ волновых нагрузок в условиях шторма, сейсмических реакций, выносливости конструкции, морской транспортировки и влияния случайных факторов. Единая программная среда обеспечила эффективный обмен информацией и совместное моделирование несущей конструкции и верхних сооружений.

Инновации в электроэнергетике

Создание платформы для вывода промышленных объектов из эксплуатации на основе трехмерной модели

Правительство Японии начало вывод из эксплуатации всех ядерных реакторов, возраст которых превышает 40 лет. Для вывода атомной электростанции из эксплуатации, как правило, требуется несколько тысяч рабочих, 10 лет и от 36 до 77 млрд иен на каждый реактор. Цель данного проекта — точный подсчет объема отходов, которые потребуется обрабатывать как радиоактивные вещества, для каждой атомной электростанции.

Компания Hitachi-GE Nuclear Energy проанализировала такие показатели, как дозы облучения, получаемые рабочими, количество человеко-часов, остаточная радиоактивность и объем радиоактивных отходов, возникающих в процессе сноса электростанции, а также получила прочие сведения о процессе сноса с помощью трехмерных моделей, используя платформу MicroStation. Это позволило создать безопасный и рациональный алгоритм сноса, который будет использоваться в дальнейшем при планировании проектов по выводу из эксплуатации. К 2040 г. количество таких проектов существенно возрастет, поскольку более 50 % электростанций в Японии будут подлежать выводу из эксплуатации.

 Электростанция для обслуживания объектов месторождения Гарраф (Ирак)

В рамках проекта строительства электростанции стоимостью 58 млн долларов США в Ираке все компоненты — такие как трубопроводы, элементы конструкций и стальные детали — пришлось производить в Малайзии, перевозить в контейнерах морскими путями, на автомобилях и по железной дороге, а затем собирать на месте из-за отдаленного расположения строительной площадки и тяжелых погодных условий. Такой подход позволил сократить объем работ на строительной площадке и завершить проект всего за 5 месяцев.

С помощью решений AutoPLANT, Bentley Navigator, ProSteel и STAAD.Pro компания UMW Synergistic Generation извлекала чертежи непосредственно из трехмерных моделей, которые проверялись на наличие коллизий посредством Bentley Navigator. Это повысило точность чертежей, отправляемых в Малайзию для производства компонентов, что, в свою очередь, позволило компании завершить проект раньше срока и увеличить прибыль на 1 млн долларов США. Благодаря совместимости приложений временные затраты сократились на 30–40 %.

  - Сколько лет Вы работаете в компании?

 - Я работаю в Bentley уже 20 лет и со следующего года буду отвечать рынки Азии и развивающихся стран.

 - Продвигать высокие технологии на рынке развивающихся стран, наверняка, очень нелегко. Если ли у Вас уже какая-то стратегия по деятельности в этом направлении?

 - В первую очередь, приходя на новый рынок, Bentley знакомится с региональными особенностями. Затем происходит то, что в нашей компании называют «последний шаг». Специалисты Bentley анализируют местные требования и стандарты, чтобы обеспечить своим продуктам соответствие требованиям регионального рынка. После этого наступает этап поддержки пользователей. Bentley предлагает свои профессиональные сервисы, специалисты компании приезжают на объекты заказчика, обучают специалистов работе с новым программным обеспечением, рассказывают о новых возможностях и помогают повышать эффективность производства за счет решений Bentley.

 Конечно, мы активно развиваем отношения с региональными партнерами, т.е. с представителями местного рынка, которые ближе знакомы со спецификой и лучше понимают потребности местных пользователей.

 - За 20 лет Вашей работы в компании, как изменилось ее позиционирование на рынке, и какое место Bentley занимает сегодня?

 - Рынок меняется очень быстро, вместе с ним меняются и решения Bentley, поэтому в данный момент стратегия компании – это управляемые сервисы с использованием облачных технологий, предоставления программного обеспечения, как услуги с целью налаживания партнерских отношений с заказчиками. Предоставляя такие решения компания Bentley помогает своим заказчикам снижать расходы, изменять в целом рабочий процесс для того, чтобы повысить эффективность. Это, в частности, касается и управления информацией. Постепенно информация накапливается и для того, чтобы ее можно было использовать повторно, как в рамках одного проекта, так и в рамках других проектов, Bentley предоставляет проекты для совместной работы. Все это позволяет не только улучшать производительность существующих проектов, но и в более короткие сроки приступать к реализации новых.

 - Каковы планы компании на ближайшую перспективу в России?

 - Бизнес Bentley развивается динамично и, если говорить о нефтегазовых компаниях, то здесь произошла небольшая реорганизация, как в глобальном масштабе, так и на российском рынке. Теперь Bentley предлагает широкий спектр решений для владельцев-операторов, т.е. уже для этапа эксплуатации объектов. Именно в этом заключается, пожалуй, текущая тенденция стратегии компании, в том числе для российского рынка.

 



Статья «Решения, сберегающие время и ресурсы: проекты Bentley для ТЭК» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№11-12, 2014)

Авторы:
Комментарии

Читайте также