В последние годы российские компании демонстрируют стабильную тенденцию увеличения экспорта нефти. Согласно госпрограмме проводят модернизацию нефтеперерабатывающие заводы, что, безусловно, приводит к увеличению их мощностей и количеству перерабатываемых углеводородов. Индикатором добычи, переработки и экспорта служит загруженность нефтеперевалочных терминалов. Учитывая стабильный внутренний спрос на нефть и нефтепродукты и увеличившийся экспорт, соответственно повысился и спрос на услуги нефтеперевалочных терминалов. Как сегодня развиваются перевалочные комплексы, и какие шаги предпринимают для устойчивого функционирования в условиях динамичного рынка?
Терминал находится в акватории Морского порта г. Азов и расположен в 13-ти км от устья р. Дон. Удобное географическое положение позволяет производить круглогодичную перевалку темных и светлых нефтепродуктов, поступающих из внутренних районов страны железнодорожным транспортом на суда типа "река-море" для доставки из европейской части РФ через Азово-Донской бассейн в Черное море как для внутрироссийских партнеров, так и за рубеж.
Необходимость круглогодичного нефтепотока из европейской части России через Азово-Донской бассейн в Черное море, обусловило необходимость создания в низовьях Дона железнодорожно-водного нефтеперевалочного комплекса. С этой целью 31 октября 2001 года было образовано общество с ограниченной ответственностью «Дон-терминал». Представляющий собой сочетание новейших технологий и профессиональной команды специалистов, терминал играет важную роль в обеспечении логистических потребностей вертикально-интегрированных нефтяных компаний России и стран СНГ.
Соответствуя возрастающим потребностям рынка, увеличению его емкости и усложняющимся требованиям заказчиков, специалисты терминала реализуют проект масштабного расширения, рассчитанный до 2015 г.
О том, как проходит реконструкция, что уже сделано , а что еще предстоит реализовать, мы побеседовали с генеральным директором ООО «Дон-Терминал» Мирославом Яблинчуком.
- Мирослав Дмитриевич, на 2014 г была намечена модернизация парка оборудования. Расскажите, об этом подробнее.
- Да, действительно на 2014-2015 годы запланировано начало реконструкции терминала. Главная цель реконструкции – повышение мощностей терминала по перевалке нефтепродуктов, расширение возможности работы с нефтепродуктами различного качества и сортности.
Проектом реконструкции предусматривается увеличение годовых объемов перевалки вязких нефтепродуктов(мазутов) до 1 000 000 тонн, а светлых (дизельное топливо, СМТ, печное топливо) до 150 000 тонн в год. Кроме того, увеличивается общий объем хранения нефтепродуктов с 20 000 м3. до 50 000 м3.
Для решения подобной задачи, проектом реконструкции предусматривается увеличение фронта слива вязких нефтепродуктов с 12 до 24 постов, строительство отдельной эстакады для слива дизтоплива на 10 постов, монтаж 6 резервуаров емкостью по 5 000 м3.
Кроме того, подобное расширение и необходимость размещения нового резервуарного парка, эстакады слива дизельного топлива, развитие путевого хозяйства потребовало и увеличения территории почти на 3 га.
Среди сопутствующих подобной реконструкции решений, в проект заложено строительство новых, более мощных очистных сооружений, модульной водяной котельной мощностью 1мВт, предназначенной для перевода подогрева нефтепродуктов в резервуарном парке с пара на перегретую воду, новой пожарной насосной с дополнительными резервуарами хранения запаса воды, установка на причале коммерческого узла учета на массомерах компании «Эндресс энд Хаузер».
При проектировании и строительстве терминала были реализованы новейшие технологии в области слива нефтепродуктов, хранения и погрузки в танкеры с максимальным сохранением качественных и количественных характеристик груза при высоких темпах погрузочно-разгрузочных работ.
- Какие технологии были применены при проектировании и строительстве комплекса?
- В процессе проектирования и строительства комплекса мы применили новейшие технологии и оборудование от ведущих отечественных и зарубежных игроков рынка.
Так, при монтаже двух трубопроводов длиной около 4 км, предназначенных для перекачки нефтепродуктов из резервуарного парка на причал для погрузки в танкера, были использованы сильфонные компенсаторы компании HKS (Германия).
Мазутный трубопровод смонтирован из предизолированных ППУ труб, и снабжен электрической системой обеспечения поддержания температуры трубы на уровне +50..+60 гр. С., основанной на скин-эффекте. Система разработана, произведена и смонтирована компанией «ССТ-Энергомонтаж», г. Мытищи.
Для слива вязких нефтепродуктов из цистерн были запроектированы, изготовлены и успешно эксплуатируются установки индивидуального разогрева и слива мазута (УРСМ). Для каждой цистерны применяется своя установка, использующая принцип разогрева методом циркуляции запаса мазута, хранимого в стартовой емкости. Разогретый мазут подается и в верхнюю, и в нижнюю часть цистерны, а холодный поступает в круг циркуляции через нижний сливной прибор и проходя через теплообменник, нагреваемый паром, увеличивает объем разогретого нефтепродукта. Все оборудование, входящее в состав установки, изготовлено российскими производителями.
После слива разогретых нефтепродуктов в резервуары, которые снабжены пароподогревателями и внешней изоляцией, они хранятся в ожидании подхода танкера. Погрузка на танкер осуществляется двухвинтовыми насосами компании «Houttuin» (Голландия) с производительностью до 500 куб.м./час. Дизельное топливо грузится на танкеры либо самотеком, за счет естественного перепада высот между резервуарным парком и причальным сооружением при малых объемах, либо посредством двух центробежных нефтяных насосов 8НДВ, производительностью до 550 куб.м./час. Указанные производительности насосного оборудования позволяют обеспечить погрузку танкера класса «река-море» дедвейтом до 6500 тонн за 10-12 часов.
- Какие основные требования предъявляют заказчики?
- Основное требование со стороны заказчика – это сохранение качества продукта в пределах паспорта завода-изготовителя. Выполнение этого условия требует соблюдения многих параметров, в частности, необходимо обеспечивать определенную скорость слива продукта из железнодорожных цистерн, не допускать простоев при во время пути по железной дороге и при погрузке в танкеры, обеспечивать контроль количества продукта на всех стадиях.
В целом же, требования заказчиков совпадают с нашими основными задачами.
Во-первых, это обеспечение сохранения качественных и количественных характеристик переваливаемого груза при выгрузке из вагонов-цистерн, хранении в резервуарах и перегрузке на танкеры.
Во-вторых, своевременность обработки вагонов и танкеров: проведения анализов, определения количественных и качественных показателей груза, погрузочно-разгрузочных операций, оформления документации на груз; увеличение темпов погрузочно-разгрузочных операций при своевременности подачи вагонов/танкеров.
В-третьих, прозрачность учета хранящегося груза, оперативность и своевременность предоставляемой информации о грузе, находящемся на хранении, логистической информации; широкое применение услуг сторонних независимых сюрвейерских организаций. А также, выполнение дополнительных экспедиторских услуг по документальному сопровождению груза, в объеме, оговоренном в контрактах.
При планировании перевалки мы уделяем особое внимание координации с заказчиками графиков отгрузки и вывоза груза для оптимального поступления нефтепродуктов, накопления танкерной партии и вывоза груза танкерами с минимально возможными простоями подвижного состава и сопутствующими расходами. Гибкость в планировании позволяет оперативно вносить изменения в графики с учетом потребностей заказчика.
От заказчика требуется только обеспечить равномерность отгрузки вагонов, своевременно подать технически пригодные для погрузки танкеры, вовремя предоставить инструкции и заготовки по оформлению товаросопроводительных и иных документов.
Это позволяет улучшить качество, ускорить оперативность и увеличить скорость перевалки, а также минимизировать дополнительные расходы, в том числе по оплате простоев.
- Если одно из основных требований – это сохранения качества при
перегрузке и хранении, то в чем особенности хранения светлых и темных нефтепродуктов и за счет чего обеспечивается сохранность качества продукта?
Хранение и перевалка нефтепродуктов – отработанные десятилетиями операции. Сохранность качества обеспечивается раздельной обработкой и хранением грузов разных заказчиков. Разделение как физическое (т.е. использование разных технологических линий и резервуаров), так и временное (составление графиков выгрузки и погрузки с учетом качества груза и диспетчеризация поступления цистерн на слив и танкеров на погрузку)
- Как осуществляется контроль качества продуктов?
- Контроль качества и количества поставляемого и отгружаемого продукта контролируется собственным аттестованным лабораторным центром, который обеспечен всем необходимым оборудованием.
Проводимая в рамках модернизации реконструкция предполагает увеличение резервуарного парка под хранение темных нефтепродуктов до 42 тыс. м3 и светлых до 8 тыс. тонн; расширение сливных эстакад до 24 установок одновременного слива мазута и строительство отдельной эстакады на слив до 10 цистерн дизельного топлива; серьезные изменения в путевом хозяйстве терминала, а также модернизацию системы пожарной безопасности и энергоснабжения.
Все это уже в ближайшее время позволит увеличить объемы переваливаемого груза, достигнув общего объема в 1,5 млн. тонн в год.