Специалисты Республики Корея считают, что основное решение по обеспечению экономической эффективности по импорту природного газа является энергетическое сотрудничество с Россией. Среди многих потенциальных и полезных совместных энергетических проектов самым перспективным является проект магистрального газопровода «Россия – КНДР – Республика Корея». С 2011 года две страны предпринимали попытки начала реализации совместного проекта, однако в связи с особенностью дипломатических отношений на Корейском полуострове Россия и Республика Корея не смогли достигнуть поставленной цели. Из-за долгой задержки старта проекта эксперты из России и Республики Корея начали давать скептические комментарии о реализации проекта. Поэтому были предложены альтернативные маршруты сооружения газопровода. Ниже представлены новые маршруты:
-
Через Японское море (Россия – Республика Корея).
-
Через Жёлтое море (Россия – КНР – Республика Корея).
Одним из больших преимуществ по первому варианту маршрута – между Россией и Республикой Корея является отсутствие промежуточной транзитной страны в поставках природного газа. К тому же реализация морского газопровода по маршруту через Японское море может считаться символом успешного технического и дипломатического сотрудничества между Россией и Республикой Корея. Однако из-за сложных природных условий Японского моря строительство газопровода точно будет требовать высокого финансирования. Проект газопровода КНР (г. Вэйхай) – Республика Корея (остров Пэннёндо) предложен CNPC (Китайской национальной нефтяной компанией) в 2012 году. По сравнению с Японским морем Жёлтое море обладает лучшими условиями для прокладки морского газопровода.
Рельефы дна и течения Японского и Жёлтого морей отображены на рис. 1 и 2.
РИС. 1. Рельеф дна и течения Японского моря
РИС. 2. Рельеф дна и течения Жёлтого моря
ТАБЛИЦА 1. Сравнение морских условий Японского и Жёлтого морей для сооружения газопровода
|
Жёлтое море |
Японское море |
Средняя глубина |
44 м |
1752 м |
Максимальная глубина |
152 м |
3742 м |
Средний уровень волны |
2–3 м |
3–6 м |
Средняя скорость течения |
1 м/с |
0,2 м/с |
Максимальная скорость течения |
2 м/с |
0,67 м/с |
Тип почвы |
глина и песок |
каменная порода |
Согласно вышеприведенным данным Жёлтое море имеет лучшие условия для прокладки морского газопроводов.
Прокладка морского газопровода стоит в несколько раз дороже, чем строительство сухопутного газопровода. Более того, чем дольше период строительства, тем больше затраты. Поскольку состояние Жёлтого моря время от времени сильно меняется в зависимости от погоды, имеется высокая вероятность увеличения сроков строительства. Следовательно, предлагается выбрать самый короткий путь. Это – прямой участок от города Вэйхай до острова Пэннёндо. Перспективная длина газопровода 223 км.
РИС. 3. Самый короткий перспективный маршрут морского газопровода от города Вэйхай до острова Пэннёндо.
В маршруте морского газопровода должно учитываться наличие портовых сооружений, интенсивность судоходства и условия использования поверхности моря. Также требуется тщательное изучение и исследование морских топографий и природных условий.Главные факторы, влияющие на выбор маршрута газопровода:
1) природные условия;
2) наличие портовых сооружений;
3) интенсивность судоходства и использования поверхности моря.
Исследование природных условий, где будет проходить морской газопровод, очень важно для определения типа укладки, обеспечения устойчивости после укладки и оптимизации рабочей обстановки. Исследование природных условий необходимо провести максимально тщательно и аккуратно, для получения точной информации. Рекомендуется проводить исследования по следующим пунктам:
а) подводный рельеф (глубина моря, рельеф, наносимый и смываемый волнами);
б) грунт морского дна (грунт поверхностного слоя, пласты и т.д.);
в) морское течение (волны, скорость течения, ветер и т.д.);
г) морские препятствия (морские мины, подводные рифы и т.д.).
РИС. 4.Участок прямого прохождения морского газопровода на морской топографической карте Жёлтого моря
Согласно рис. 4 перспективный маршрут газопровода проходит прибрежную территорию глубиной 14,6–19,5 м и территории мелководных территорий с глубиной 28,5–32 м и 62–69 м. Морское дно состоит из песка и глины. Общие значения морских течении не больше 1,5 м/с. На трассе не существует опасных рифов.
РИС. 5. Карта состояния средних морских течений на участке прямого прохождения морского газопровода (Корейское гидрографическое и океанографическое агентство)
Возле острова Пэннёндо наблюдается большое значение скорости морского течения 1,5 м/с, так как поблизости острова расположены зоны быстрого течения (рис. 5.). В зависимости от погоды скорость морского течения может превышать 2 м/с. Более того, в этой зоне размещены морские мины. Министерство национальной обороны Республики Корея регулярно проводит разминирование, тем не менее немаленькое количество морских мин КНДР и Республики Корея до сих пор размещено на морском дне Жёлтого моря. Следовательно, до начала строительства морского газопровода возле острова Пэннёндо необходимо провести тщательный поиск и разминирование морских мин.
Морской трубопровод не должен нарушать границы существующих морских сооружений, природных заповедников, зон подводной добычи полезных ископаемых и территорий застроек. На прямой линии от города Вэйхай до острова Пэннёндо отсутствуют морские сооружения и природные заповедники.