USD 93.2918

+0.04

EUR 99.5609

+0.2

Brent 88.42

-0.02

Природный газ 2.123

-0

9 мин
3450
0

Роль нефтегазовых доходов в иранской экономике в 2020 г.

Нефтегазовая промышленность играет важную роль в энергетической промышленности Ирана. Однако, учитывая, что Запад не будет менять свою политику в отношении страны, необходимы новые решения в сфере развития нефтегазовой отрасли страны. По мнению автора в стране необходимо развивать нефтехимические производства. Что для этого делается и каковы шансы Иранской Республики стать центром перерабатывающей промышленности на Ближнем Востоке?

Роль нефтегазовых доходов в иранской экономике в 2020 г.

От цен на нефть в значительной степени зависят экономики нефтедобывающих стран. Существует три основных эталонных сорта нефти, которые определяют цены на нефть во всем мире – Brent[1], WTI[2] и Dubai Crude[3].

Brent добывается в Северном море и используется рынками Европы и Азии. Данный сорт нефти является эталоном, на 70 % определяющим цены на сырье в мире. Сорт нефти WTI старше, чем Brent, и изначально был единственным эталоном. WTI добывается в США и используется в западном полушарии (США). Dubai Crude из ОАЭ получают в странах Персидского залива.

Иран добывает нефть марок Iran Light и Iran Heavy – легкие и тяжелые марки, используемые для разных потребностей. 40% дохода Ирана зависит от нефти. В некоторые годы доля дохода составляла 50%.

В разных странах доходы от нефти составляют разную долю. Там, где доля доходов от нефти больше, изменение цен на нее сильнее ударяет по экономике страны, влияет на валовый внутренний продукт (ВВП) и изменяет структуру бюджета.

Важную роль в энергетической промышленности Ирана играет нефтегазовая промышленность. В 2004 году Иран производил 5,1 % мировой нефти (3,9 млн баррелей в день), что обеспечивало доход от 25 до 30 млрд долларов. Экспорт нефти и газа стал основным источником иностранной валюты в стране. В 2006 году объём добычи нефти составлял около 18,7 % ВВП страны. Однако важность углеводородного сектора для экономики Ирана была намного больше. Нефтяная и газовая промышленность стала важным двигателем экономического роста.[1][2]

После 2010 г. данный тренд изменился в результате введения новых санкций в отношении иранской нефтяной промышленности и постепенного ужесточения этих санкций, вследствие чего доля иранской нефти на мировом рынке до сих пор сокращается.

После президентских выборов в Иране в 2013 г. и ожидания снятия санкций в отношении сделки по ядерной программе (страны «Группы 5+1») Иран продолжал свой путь развития по традиции, то есть с надеждой на высокую стоимость нефти и на возможность ее экспорта. Фактически сразу после заключения договора в 2015 г. экспорт нефти увеличился, и данный период продолжался для Ирана до 2018 г. (рисунок 1).

После того как США вышли из международного договора по ядерной программе с Ираном, экспорт в очередной раз снизился, и в настоящее время нефтяной экспорт Ирана составляет не больше 600 тыс. бар / сутки. Как показано на (рисунке 2), фактические объемы экспорта нефти Ираном меньше, чем те, которые были спрогнозированы авторами в 2017 г. В настоящее время Китай и Индия являются крупнейшими покупателями иранской нефти, однако продажи в 2018 г. уменьшились из-за санкций США (рисунок 1). Если на основе данного графика сделать аппроксимационный прогноз экспорта иранской нефти, то следует учитывать, что действия США или НАТО в отношении Ирана могут нарушить все прогнозы, и это является доказательством того, что Ирану необходимо переходить к следующему этапу – модернизации производства в национальной экономике.

«Исламские банки и финансовые фонды являются важными источниками финансирования различных отраслей национальной экономики Ирана и в первую очередь нефтегазового сектора, являющегося ее сердцем. Как уже отмечалось, они выступают прямыми участниками именно реального производственного (а не виртуально-фиктивного) сектора экономики. С ростом потенциала банков и финансовых фондов возрастает и эффект от инвестирования их капитала в нефтегазовую и нефтехимическую промышленность Ирана» [3][4]. Однако отметим, что инвестиции в основной капитал в нефтегазовой отрасли Ирана и валовый доход за последние годы недостаточны даже для поддержания достигнутого уровня (рисунок 4). В основном это произошло из-за экономических санкций, введенных в 2005 г., а также политической неадекватности в области управления инвестициями. Надо отметить, что «опыт стран, преодолевших последствия структурных и циклических кризисов в нефтяном комплексе, свидетельствует о том, что минимально необходимым для начала экономического роста следует считать уровень инвестиций 30–36% от валовой продукции». [5]


Рис 1. Экспорт Иранской нефти в 8 стран мира [Мамедова Н.М., Внешнеэкономические связи Ирана в регионе, Институт востоковедения РАН, МГИМО. Москва, Россия 2019]


Нет оснований полагать, что Запад изменит свою политику в отношении Ирана, поэтому сегодня необходимы новые решения в сфере урегулировании нефтегазовой отрасли страны. Иран должен стать центром производства продуктов нефтехимии, налаживая производство переработки на Ближнем Востоке. Для этой цели необходимы не столько новейшие технологии, сколько те, которые давно существуют. Взаимодействие РФ и Ирана приводит к укреплению геополитического и стратегического партнерства, необходимого обеим странам в целях защиты от угроз, которые нарастают каждый год (Митина, Момени, 2020)

Россия в отличие от Ирана свободно экспортирует нефть. Поэтому уход Ирана с нефтяного рынка идет на пользу РФ в долгосрочной перспективе.[2]


Рисунок 2. Добыча иранской нефти и газа и перспективы их добычи в условиях санкций

y = -0.2852x3 + 23.72x2 - 554.77x + 6874.9

По мнению лидера Ирана «В новой экономической политике Ирана следует отметить приверженность общей концепции будущего иранской экономики, определенной духовным лидером Ирана «Аятолла Али Хаменеи», призывающим правительство уйти от зависимости от продаж сырой нефти. По мнению лидера ИРИ, страна должна достичь такого уровня развития, при котором она сможет избежать существенного ущерба при закрытии нефтяных скважин. В настоящее время Иран придерживается соответствующей программы экономики сопротивления, регулирование которой осуществляет специальный штаб, разрабатывающий конкретные меры противодействия чрезвычайной ситуации, вызванной антииранскими санкциями Запада».

Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть данный тезис, мы построили матрицу данных, на которой представлены добыча и внутреннее потребление нефти и газа, а также ВВП и ВВП на душу населения Ирана. На рисунке 3 показаны добыча и потребление сырой нефти и газа по отношению к ВВП страны с 1970 по 2020 гг. включительно.


Рис 3. Производство и потребление нефти и газа по отношению к ВВП Ирана


Рис 4. ВВП и инфляция в Иране до 2020 г.

Корреляционный анализ матрицы (таблица 1) показал, что ВВП Ирана не зависит от производства нефти, но производство газа вносит существенный вклад в ВВП страны (r=0.9).

Таблица 1. Корреляционный анализ матрицы данных


С целью определения вклада производства нефти и газа в ВВП был проведен факторный анализ, показанный в таблице 2 и на рисунке 4.


Таблица 2. Факторный анализ матрицы данных, var1- ВВП, млрд. долл. var2 – ВВП на душу населения, $$, var3 – добыча нефти (млн. барр/сут) var4 – добыча газа (млн. м3).



Рисунок 5. Графическое изображение факторного анализа матрицы данных

Факторный анализ показал, что переменная № 4 (производство газа) входит в фактор 1, имеющий более 70% нагрузки в факторной матрице, то есть находится во взаимозависимости с ВВП Ирана и непосредственно формирует суммарный валовый внутренний продукт и ВВП на душу населения.

Переменная № 3 (производство нефти) не оказывает на ВВП Ирана никакого влияния, так как находится во втором факторе (26% нагрузки на факторную матрицу). Это говорит о том, что сырая нефть в Иране предназначена только для экспорта, а промышленность Ирана с использованием нефти в качестве сырья не развивается. Следовательно, высокая цена на нефть не приносит пользу иранскому бюджету и экспорт сырой нефти стал фактором торможения национальной экономики, создав ситуацию «голландской болезни» в экономике страны.

Выполненные в рамках исследования анализы позволили получить теоретические и практические результаты и сформулировать выводы, основное содержание которых заключается в следующем:

1. Считается важным понимание того, что нефтегазовый и нефтехимический комплекс во многом определяет промышленное развитие страны. По мере укрепления национального суверенитета государство расширило свое участие в добыче и переработке минеральных ресурсов. Добыча и переработка нефти сосредоточена в руках Иранской национальной нефтяной компании (ИННК).

2. В целом можно отметить, что нефтегазовая и нефтехимическая промышленность Ирана может развиваться достаточно динамично, ее производственный потенциал все время наращивается несмотря на существенное влияние экономических санкций. Однако, как было отмечено ранее, Ирану требуется снижать нерациональный экспорт сырой нефти и газа, расширять переработку сырой нефти с целью достижения устойчивого развития экономики в будущем.

3. Нефтехимические заводы Ирана предназначены для производства 60 млн. тонн в год продукции, но в настоящее время выпускают меньше. Страна намерена повысить мощности до 100 млн. тонн в год к концу шестой «пятилетки» экономического развития, которая заканчивается в 2025 году. Финансовая и геополитическая поддержка Китая и России могут ускорить достижение этой цели.

4. Исследованы факторы, влияющие на показатели конкурентоспособности отрасли и определена роль нефтегазовой и нефтехимической промышленности в формировании бюджета Ирана. Предложенная классификация факторов позволяет выбирать стратегии развития нефтегазовой и нефтехимической промышленности с учетом влияния внешней среды и распределения предприятий отрасли по территории страны.

5. Предлагаются направления сотрудничества Ирана и России в области экспортно-импортных операций, в сфере производства и торговли продуктами нефтепереработки и нефтехимии, а также в товарно-производственном секторе, к которому относятся обрабатывающие и производящие отрасли: текстильная, машиностроение, металлообработка, строительство и другие.

6. Назрела необходимость рассмотрения перспектив развития нефтегазовой и нефтехимической промышленности Ирана в условиях санкций и снятия санкций. Главными моментами, определяющими позицию исследователей в определении стратегических целей развития исследуемых отраслей иранской экономики, являются реализация проектов разработки гигантских месторождений нефти и газа, в частности, газового месторождения Южный Парс, углубление переработки нефти и газа, преимущественный крен в сторону развития нефтехимических производств, значительное расширение сотрудничества Ирана и России в сфере нефтегазового и нефтехимического бизнеса.

7. Статистический анализ доказал, что Ирану необходимо переходить к следующему этапу – модернизации производства в национальной экономике, основой которой является глубокая переработка углеводородов.

Экспорт сырой нефти неперспективен для экономики ИРИ. Как неоднократно заявлял духовный лидер Ирана (Аятолла Али Хаменеи), необходимо убрать нефть из доходов бюджетной системы [6]. С другой стороны, газовая отрасль находится в лучшем состоянии, развиваясь активнее, чем было спрогнозировано в 2017 г. (рисунок 3).

Необходимо устранить признаки «голландской болезни» в экономике страны, не допустить рост расходов на модернизацию из-за повышения цены углеводорода, которая приводит к нефтяному буму в национальной экономике. В таких условиях снижается эффективность вывоза из страны других товаров, особенно товаров перерабатывающей и наукоемкой промышленности. Обрабатывающий сектор экономики теряет потребителей, так как становится неконкурентоспособным на внутреннем рынке из-за наплыва дешёвой импортной продукции. Для этого необходимо разработать долгосрочный план развития и действовать в соответствии с ним.


Литература:

1. Энергетика и иранская экономика. конгресс Соединенных Штатов. 25 июля 2006 г.

2. Митина Наталья Николаевна, Момени Мани. Стратегия развития Ирана в условиях санкций. Neftegaz.RU

3. Гукасян Г. Л. Вопросы функционирования исламских банков с участием финансового капитала нефтеэкспортирующих стран Аравийского полуострова. – Москва. – c. 66.

4. Современное состояние и перспективы развития нефтегазовой и нефтехимической промышленности Ирана. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина». Шоджаи Шахабеддин 2017 г. c.28-29.

5. Григорьев М.Н. Экспорт нефти СЗФО: состояние и перспективы. Нефтегазовая вертикаль. №5, 2006. – С. 24

6. Современное состояние и перспективы развития нефтегазовой и нефтехимической промышленности Ирана. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина». Шоджаи Шахабеддин 2017




[1] Brent (англ. Brent Crude, Brent Blend, London Brent) — эталонная марка (маркерный сорт) нефти, добываемая в Северном море.

[2] West Texas Intermediate (WTI) известная также как Texas light sweet — марка нефти, которая добывается в штате Техас (США)

[3] Dubai Crude — маркерный сорт нефти, добываемый в Дубае и использующийся с середины 1980-х



Статья «Роль нефтегазовых доходов в иранской экономике в 2020 г.» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№7, Июль 2020)

Авторы: