USD 91.87

+0.23

EUR 99.9718

-0.29

Brent 85.35

+0.09

Природный газ 1.665

-0

8 мин
864
0

Ориентированные фундаментальные исследования: от постановки задачи до выпуска высокотехнологичной продукции ЧАСТЬ 2

В предыдущем номере, в статье «От лаборатории до промплощадки. Научное обеспечение развития нефтегазохимии мы писали о том, что появление новейших научных разработок и их внедрение в производство невозможно без взаимодействия научных институтов и промышленных предприятий. Зачастую путь от лаборатории до промплощадки превышает срок моральной жизни разработки. В этом номере мы продолжим разговор на заданную тему. Речь пойдет об ориентированных фундаментальных исследованиях: от постановки задачи до выпуска высокотехнологичной продукции и о том, почему слово «фундаментальные» не должно пугать индустриального партнера.

Ориентированные фундаментальные исследования: от постановки задачи до выпуска высокотехнологичной продукции ЧАСТЬ 2

Любые открытия и технологии опираются на положения фундаментальной науки по определению. На практике при разработке новых месторождений, строительстве трубопроводов, производстве бензина, масел и всего широкого спектра продукции нефтегазового сектора и химической промышленности повсеместно используются фундаментальные основы химии, физики, геологии, металловедения.

Важнейшим фактором, определяющим состояние научного потенциала и в конечном итоге результативность научной и научно-технической деятельности, является ее финансирование.

Современная концепция финансирования науки должна ориентироваться на привлечение средств бизнеса, нацеленных на выполнение его конкретных проектов и задач.

К сожалению, компании нефтегазового комплекса в России, сильно отстают от своих зарубежных конкурентов по уровню финансирования научных исследований и новых разработок (рис. 1). При таком подходе трудно рассчитывать на передовые позиции в высокотехнологичных областях, к которым, безусловно, относится нефтегазовый сектор.


Рис. 1.

Научное сообщество представлено множеством институтов, работающих в различных направлениях и способных решать любые задачи нефтегазового сектора. Каждый институт включает в себя различные лаборатории, кафедры, отделы, научные группы и т.д. (рис. 2). Не имея механизма взаимодействия очень трудно найти нужного специалиста или научную группу, способную квалифицированно и быстро решить поставленную задачу. Как правило, бизнес использует «случайный поиск», т.е. обращается к тем «кого знают» и соответственно используют лишь малую часть огромного научно-технического потенциала (рис. 2 А).

В Российском Фонде Фундаментальных Исследований (РФФИ) уже давно отлажен механизм взаимодействия со ВСЕМИ научными центрами РФ. Это работоспособная структура и главное отработан алгоритм ее использования (рис. 2 Б).


Рис. 2

Безусловно, индустриальный партнер может самостоятельно сформулировать задачу и техническое задание по развитию производства и выпуску новых продуктов (рис 3 А).

Рис. 3.

Но сможет ли он при этом учесть передовой мировой научный опыт и тенденции развития отрасли, перспективы на завтра и послезавтра?

Деятельность научных центров компаний нефтегазового сектора (например, такие центры есть у Газпрома, ЛУКОЙЛа, Транснефти, СИБУРа и др.) в основном направлена на решение важных текущих проблем и обеспечение бесперебойного функционирования производственных процессов. Мы же говорим о перспективном развитии, создании новых продуктов и новых рынков, расширении производственных возможностей, т.е. о тех шагах, которые позволят постоянно увеличивать рентабельность, не зависеть от импорта, санкций, цен на энергоресурсы и т.п.

Обычная ситуация, когда для успешного развития и управления бизнес привлекает и активно использует «сопутствующие структуры» - банки, консалтинговые, управляющие и юридические компании и т.п. Так почему же такой важной составляющей, как научно-техническое развитие у нас уделяется столь мало внимания?

Фундаментальная наука (в лице академических институтов) для того и существует, чтобы СОВМЕСТНО с бизнесом определять те направления и те тенденции, которые будут актуальны завтра и главное послезавтра (рис. 3 Б). Все это должно использоваться с учетом текущей ситуации и перспективных планов развития бизнеса. Именно в поиске новых подходов и создании новых продуктов, создании фундамента развития и заключается роль науки.

И здесь представляется актуальным вопрос о привлечении научного партнера для организации работ по научно-техническому развитию. По аналогии, скажем, с «Бостон консалтинг групп» (“Boston consulting group”) (рис. 3 Б). Точно так же как наука заинтересована в индустриальном партнере, так и бизнес заинтересован в научном партнере (его можно назвать научно - управляющая компания или научно - консалтинговая компания не суть важно). Здесь интересы бизнеса и науки полностью совпадают, гармонично дополняя друг друга.

Мы все время сталкиваемся с ситуацией, когда бизнес пытается найти в академических институтах «что-то уже готовое», что могло бы ему подойти. Но нельзя просто так взять «сырую научную разработку» и начать выпускать продукт на ее основе. Российский бизнес, к сожалению, катастрофически мало внимания уделяют использованию научного потенциала, полагаясь в этом вопросе на поддержку со стороны государства или пытается купить зарубежные продукты и технологии (в предыдущей статье уже говорилось чем это оборачивается).

На рис. 4 показано как проявляется интерес бизнеса к научным разработкам в ведущих странах.


Рис. 4.

Россия фактически находится в противофазе по отношению не только к развитым странам, но даже и странам БРИКС. Везде происходит рост удельного веса бизнес - сектора в финансировании НИОКР, а в России – наоборот. Как результат - недоверие к отечественной науке и стремление все покупать заграницей, заранее отдавая преимущество конкурентам.

Как нельзя без инвестиций построить новый завод, так и нельзя без инвестиций разработать новый высокотехнологичный продукт. При кажущейся экономии на начальном этапе последующие потери будут в разы больше.

И здесь опять мы возвращаемся к вопросу о тесном и долгосрочном взаимодействии академических институтов, в качестве научного партнера, и бизнеса еще на этапе формулирования технического задания и целей и определения путей окупаемости нового проекта. Научный партнер имеет опыт работы в научно-технической сфере, знает нюансы и мировые тенденции и может обеспечить четкое формулирование задачи, экспертную оценку и контроль за выполнением проекта СОВМЕСТНО с представителями индустриального партнера.

И теперь надо сказать об ориентированных фундаментальных исследованиях (ОФИ).

ОФИ осуществляются под эгидой РФФИ и являются тем самым движением в сторону применения результатов фундаментальных исследований на практике. Т.е. фундаментальные исследования с практическим выходом так необходимым бизнесу.

Конкурс ОФИ удивительно прост, легко реализуем и эффективен. Такая форма организации сотрудничества имеет огромный потенциал и позволяет индустриальному партнеру установить контакты с передовыми научными коллективами, которые являются экспертами мирового уровня в заданном направлении.

Площадка конкурсов ОФИ позволяет от обсуждений перейти к реальному сотрудничеству. Важно отметить, что конкурс позволяет бизнесу работать не с институтами, а с научными группами, практически напрямую.

В итоге не так важно кто будет представлять проект сам индустриальный партнер (рис. 5 А) или научный партнер (рис. 5 Б).


Рис. 5.

* В конкурсе ОФИ не только могут, но и должны участвовать научные центры нефтегазового сектора как самостоятельно, так и в сотрудничестве с академическими институтами, создавая научно-производственные группы или лаборатории при этом сохраняя свою уникальность и независимость.

** Вопрос передачи результатов и прав собственности решается с каждым исполнителем отдельно.

Важно отметить – бизнес не финансирует конкурс, а софинансирует, поскольку РФФИ на каждый рубль, вложенный индустриальным партнером, выставляет рубль своего бюджета, таким образом, государство в лице РФФИ софинансирует ориентированные фундаментальные исследования. И этот момент нам кажется очень важным.

Фонд создал уникальную платформу для сотрудничества науки и бизнеса и ее надо эффективно использовать. Заказчик такого конкурса – индустриальный партнер получает возможность организовать работу на себя, как правило, это 20-30 лучших лабораторий страны. При этом он не финансирует целые институты, а финансирует небольшие научные группы, которые решают конкретные задачи в интересах индустриального партнера. Участвуя на каждом этапе, от формулирования ТЗ до отбора проектов и их экспертизе, представители индустриального партнера фактически снижают риск поддержки и финансирования схоластических проектов, не имеющих непосредственного отношения к выбранному направлению.

В конкурсе участвуют разные научные центры с разным подходом, с разным опытом, специализирующиеся по различным направлениям. При такой системе формулирования и выработки решений можно с уверенностью говорить об актуальности и востребованности полученных результатов.

Поставленная задача должна быть выполнима, а состав и квалификация участников должны обеспечить успешное выполнение поставленной задачи в указанные сроки. В этом аспекте участие научного партнера представляется довольно значимым.

Конкурс ОФИ способствует и решению такого важного вопроса как подготовка молодых специалистов для нефтегазового сектора. Привлечение молодых специалистов к участию в конкурсе ОФИ позволяет компаниям оценить их профессионализм и перспективность дальнейшей работы в нефтегазовой отрасли или отраслевых научных центрах. Отдача от дальновидной кадровой политики будет несопоставимо выгодной.

Однако не значит, что подобная схема взаимодействия абсолютно лишена недостатков. И хотя конкурс ОФИ достаточно часто критикуют в научном сообществе, но это форма уже на сегодняшний день имеет огромную отдачу.

Принципиальным моментом является то, что при таком подходе инициатива принадлежит бизнесу, и индустриальный партнер, совместно с научным партнером, формулируют конкретную задачу, априори привлекательную для бизнеса, основанную на его интересах.

Как резюме, мы предлагаем схему индустриального развития и взаимодействия индустриальных партнеров, государства и научных центров от фундаментальных исследований, через проведение профессионально организованных конкурсов (как ОФИ и др.) и создание индустриальных поясов, до выхода на рынки новых продуктов (рис. 6).


Рис. 6.

Компании нефтегазового сектора в результате такого взаимодействия получат разработки мирового уровня, причем в самых разных областях, связанных с их деятельностью, начиная от разведки и добычи до транспортировки и хранения, от регуляторов вязкости нефти, компонентов буровых и тампонажных растворов до новых технологий переработки.

Такое взаимодействие позволит индустриальному партнеру создавать и оперативно отрабатывать новые технологии, оптимизировать существующие технологические процессы, расширять ассортимент продуктов и сервисных услуг, развивать высокотехнологичные направления бизнеса, делая все это мобильно и на высоком мировом уровне. Все это будет способствовать снижению зависимости от внешних факторов и выходу на новые мировые рынки, а возможно и формирование новых рынков.

В заключении хотелось обратить внимание, что в статье приведены сравнительные данные за предыдущие годы. К большому сожалению ситуация во взаимодействии науки и бизнеса не меняется, а так хочется видеть положительную динамику.

Надо менять сложившуюся критическую ситуацию в пользу РФ в области нефтегазохимии, которая имеет большую ресурсную и производственную базу, многолетний опыт и все шансы стать мировым лидером отрасли (рис. 7).


Рис. 7.

Мы готовы сделать шаги навстречу бизнесу в качестве надежного научного партнера обеспечивая его инновационное развитие, расширения и укрепления позиций на международных рынках. При этом важно отчетливо понимать, что после сегодняшнего дня наступит завтра и об этом завтрашнем дне надо думать уже сегодня. И в этой связи все шаги не должны быть в ущерб фундаментальным исследованиям, которые служили и служат той основой, той необходимой научной базой, для того чтобы мы оставались страной с высокотехнологичной, конкурентоспособной нефтегазовой промышленностью на лидирующих мировых позициях.



Статья «Ориентированные фундаментальные исследования: от постановки задачи до выпуска высокотехнологичной продукции ЧАСТЬ 2» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№9, 2016)

Авторы: