Трубопроводный застывающих транспорт нефтей с высоким содержанием парафина связан с необходимостью использования специальных методов физико-химического и механического воздействия. Наиболее распространенными на сегодняшний день являются термообработка и применение химических реагентов (депрессорные присадки, ингибиторы парафиноотложений). Если второй метод достаточно изучен и его эффективность зависит в основном от дозировки и правильного подбора типа реагента в зависимости от состава нефти, то качество термической обработки обусловлено прежде всего используемой схемой, температурным режимом, темпом нагрева и скоростью последующего охлаждения. Последние исследования в области перекачки высоковязких нефтей говорят о целесообразности «холодного» трубопроводного транспорта, что позволяет замедлить скорость тепло-массообменных процессов, сократить интенсивность парафиноотложений и обеспечить сохранность гидроизоляционного покрытия и устойчивость трубопровода при прокладке в зонах вечномерзлых грунтов. Несмотря на данные утверждения, подавляющая часть месторождений, располагающихся в северных широтах, характеризуются нефтями с высоким содержанием высокомолекулярных компонентов, отличающихся высокой вязкостью, температурой застывания и наличием статического (начального) напряжения сдвига в условиях низких температур, что осложняет условия эксплуатации и проведение ремонтных работ, ограничивая время безопасной остановки нефтепроводов и повышая пусковые давления. В данных условиях без применения термических, химических или комбинированных методов невозможно обеспечить надежную бесперебойную транспортировку нефти потребителям. При этом немаловажным вопросом является энергоэффективность и как следствие, и себестоимость перекачки нефти. Эффективность широко применяемых химических реагентов – депрессорных присадок и ингибиторов парафиноотложений, как показали многочисленные исследования [11], зависит от температуры, при которой нефть подвергается обработки – требуемая температура подогрева должна быть выше температуры плавления парафинов (60-700С) [10], немаловажным является и темп последующего охлаждения нефти [3]. Если для достижения высокого уровня температуры нагрева подходит большинство существующего теплообменного оборудования, то для поддержания необходимой скорости охлаждения требуется высокоточные эффективные аппараты с возможностью гибкого регулирования. Таким образом для создания оптимального режима термообработки при высокой энергоэффективности процесса требуется применение теплообменных аппаратов повышенной производительности и высокой степени надежности, простотой последующего обслуживания и с возможностью гибкой регулировки температурных режимов. Последнее осуществляется за счет применения частотно-регулируемых приводов для контроля скорости вращения вентиляторов и поворотных жалюзи. Как показал отечественный опыт эксплуатации [4-9] на «горячих» магистральных нефтепроводах «Узень – Атырау – Самара» и «Уса – Ухта – Ярославль», используемые конвекционные печи подогрева и пластинчатые теплообменники, не обеспечивают надлежащего уровня энергоэффективности и надежности – первые, в связи с высоким расходом топлива, себестоимостью и затратами на обслуживание, а последние, в связи со сложностью их обслуживания (очистки от отложений нефти) и низкой ремонтопригодностью [9]. Еще одним значительным минусом пластинчатых теплообменников является более высокое гидравлическое сопротивление. Подавляющая доля рынка импортного оборудования в данном сегменте, также является существенным недостатком.
Актуальность и текущее состояние вопроса
Эффективность теплообмена исследуемых аппаратов зависит чаще всего от таких факторов, как расход теплоносителей, температуры на входе, степени загрязненности у теплообменных поверхностей и температуры окружающей среды. Первые три параметра обычно постоянны при определенном режиме работы, однако температура воздуха из-за своих среднесуточных и сезонных колебаний является первостепенным возмущающим фактором, оказывающим прямое влияние на процесс охлаждения. Начальная температура перекачиваемой нефти существенно влияет на гидравлическое сопротивление нефтепровода. Но существующие методики расчета данной зависимости сложны и требуют дополнительных параметров. А.Г. Ванчин предложил новую методику оценки, основанную на относительном представлении режимов по отношению к существующим [2]. Благодаря чему было определено, что перечисленные параметры имеют пропорциональную зависимость, что существенно упрощает расчеты.
В ходе исследования, проводимого А.У. Липецом [13], определены основные недостатки в прямотрубных теплообменниках:
-
потеря эффективности температурного напора в однократном перекрестном токе;
-
дороговизна использования алюминиевых труб;
-
термическое сопротивления на границе алюминиевого оребрения и стальной трубы;
-
малое расстояния между ребер;
-
неэффективное уплотнение между пакетом труб и обрамляющих стенок.
Для решения данных проблем автором было предложено перейти от однопоточной схемы к двукратной, что увеличило эффективность теплообмена при меньшем расходе теплоносителя. Для уменьшения стоимости теплообменников было предложено использовать вместо труб с алюминиевым оребрением трубы со сварным стальным спирально-ленточным оребрением. При таком изменении материала оребрения вес предложенных труб увеличится почти в 2 раза, но одновременно будет иметь аналогичную разницу в цене изготовления, что связано с меньшей трудоемкостью и малой стоимостью материала. По показателям теплоотдачи стальные тубы вполне могут составить конкуренцию алюминиевым. Наиболее популярный и простой способ улучшения конструкции теплообменных труб является увеличение площади теплоотдающей поверхности труб. В работе [10] авторы Сухоцкий А.Б. и Кунтыш В.Б. изучали влияние высоты ребра на эффективность теплообмена. Используя расчетно-аналитический способ, получены частичное и обобщенное уравнение подобия для теплоотдачи пучков труб. В ходе данного исследования было обнаружено, что наиболее эффективны биметаллические ребристые трубки с накатными ребрами высотой от 16,5 до17 мм, при расстоянии между ними, составляющим в длину от 2,5 до 2,6 мм, и с интервалом от 0,6 до 0,65 мм толщиной ребер. Огромный вклад в развитие отрасли, сделала В.Б. Кунтыш. В своей работе [12] по совершенствованию АВО автор предложил ряд новых конструкций биметаллических ребристых труб.
Во-первых, были рассмотрены новые виды соединений труб с оребрением:
-
трубы со навитыми спирально ребрами, завальцованные в стенку несущей трубы;
-
с гладкими L-ребрами;
-
с КLM-ребрами (горизонтальная полка спирального ребра вдавливается механическим способом в искусственный рельеф, нанесенный на наружную поверхность несущей трубы).
Во-вторых, предложены новые конструкции алюминиевых ребер для увеличения площади теплообмена и турбулизации потока. В работе [11] В.Б. Кунтыш экспериментально исследовал влияние на тепловые и аэродинамические характеристики величины соотношения интервалов между ребер биметаллической трубы с накатным алюминиевыми ребрами и их высот.
В [1] С.В. Алимов, О.Л. Миатов и В.А. Лифанов исследуют такие способы увеличения теплоотдачи, как использование насечек на ребрах накатного алюминиевого оребрения, при этом сравнивая эффективность работы теплообменников с верхним и нижним расположением вентиляторов. В ходе экспериментов установлено, применение насечек улучшает теплообмен, но при этом увеличивается скорость загрязнения трубного пучка, что усложняет последующую его эксплуатацию, снижает эффективность, требует технологически сложной очисти. В ходе сравнения расположения вентиляторов было выявлено, что при установке вентиляторов ниже теплообменной секции тепловая эффективность выше чем при расположении их в верхнем положении. В.Б. Кунтыш [12] исследовал аэродинамическое сопротивление равносторонних пучков труб со спиральными ребрами из алюминия, наблюдая за потерями давления потока при поперечном прохождении через шесть шахматных четырехрядных пучков биметаллических оребренных труб. В ходе эксперимента были получены следующие результаты:
-
отмечено нарушение теории подобия, согласно которой кривые сопротивления всех шести пучков должны совпадать;
-
определена зависимость кривых сопротивления от шага труб;
-
наибольшая тепловая эффективность была характерна для пучков с плотной компоновкой ребристых труб.
Обзор перечисленных исследований, показал, что в увеличение теплоотдачи оребренных прямотрубных теплообменников связано с усложнением их конструкции и обслуживания, при этом наиболее существенным недостатком усложняющегося рельефа поверхности теплообмена является быстрое загрязнение проточной части аппарат, и как следствие рост гидравлического сопротивления, падение теплоотдачи, производительности и эффективности теплообменника.
Перечисленных недостатков решены принципиально новые конструкции теплообменников, не так давно появившиеся на отечественном рынке, и не имеющие аналогов в мире в настоящее время, теплообменные поверхности которых представляют трубные пучки из витых змеевиков малого радиуса гиба (ЗМРГ) [17-20]. Такая форма поверхности теплообмена не только увеличивает ее площадь, но позволяет повысить интенсивность теплообмена за счет высокой турбулентности потока среды по межтрубному и внутритрубному пространству. Второе преимущество ЗМРГ – самокомпенсация температурных деформаций при быстром разогреве и охлаждении. Данный тип теплообменников рассчитан на работу в любыми жидкими и газообразными средами. Еще одной особенностью витых ЗМРГ, важной при термообработке высокопарафинистых нефтей, является свойство самоочищения из-за высокой турбулизации потоков в обоих пространствах, препятствующей выпадению и накоплению отложений нефти, а также возможность безопасной быстрой очистки поверхностей ЗМРГ созданием условий для термогидроудара. Возможность блочно-модульного исполнения теплообменников позволяет оптимально подобрать нужный температурный режим и производительность, а высокая пропускная способность витых труб за счет создания завихрений и турбулизации потоков исключает потерю производительности из-за роста гидравлических сопротивления. Возможность вертикальной компоновки не требует большой площадки, также облегчает доступ к внутренним поверхностям для обслуживания, позволяет полностью осуществить воздухоудаление, слив и очистку силами персонала.
Рисунок 1. Секции из витых змеевиков малого радиуса гиба (ЗМРГ) в различных вариантах исполнения
Рисунок 2. Батарея секций из витых змеевиков малого радиуса гиба (ЗМРГ) для установки на аппаратах воздушного охлаждения![]()
Теплообменники из змеевиков малого радиуса гиба
Повышение эффективности удельной единицы теплообменной площади за счет применения змеевиков малого радиуса гиба (ЗМРГ) в теплообменных аппаратах обусловлено значительно более высоким полным коэффициентом теплопередачи. Принципиально новая вертикальная компоновка теплообменных элементов в сочетании их с навивкой под расчетным углом и с соответствующим диаметром гладкой трубы, позволяет говорить не только об эффективности теплообменной поверхности по сравнению со стандартной оребренной трубой и классическим горизонтальным расположением последней, но и о высоком проценте влияния естественной циркуляции на процесс теплообмена, что и определяет высокую энергоэффективность данных аппаратов, снижая затраты на электроэнергию и обслуживание (чистку) оребрения. Площадь установки аппаратов воздушного охлаждения из ЗМРГ значительно меньше стандартных более чем в 2-5 раз, а площадь теплообменной поверхности в 8-12 раз за счет боле высокого коэффициента теплопередачи превосходящим оребренные поверхности в 2-8 раз. А пластинчатые, значительно превосходят по надежности, долговечности и ремонтопригодности. Уровень надежности кожухотрубчатых теплообменных аппаратов на ЗМРГ обусловлен конструктивными особенностями, отсутствие или сведение к минимальному диаметру трубных досок, применение равнопрочных сварных соединений позволяет говорить об аппаратах на основе секций ЗМРГ, как об оборудовании повышенной надежности и долговечности, особенно при работе в условиях циклических или разовых знакопеременных нагрузок, повышенных температур и давлениях с более высоким коэффициентом теплопередачи – в 2-8 раз выше, чем в аппаратах воздушного охлаждения с оребрением, и кожухотрубчатых теплообменниках – прямотрубных, как с горизонтальным, так и U-образным расположением труб.

Рисунок 3. Вариант установки компактной модульной конструкции из секций ЗМРГ в цилиндрическом теплообменнике

Рисунок 4. Повышенная стойкость аппаратов на базе ЗМРГ к высоким температурным нагрузкам и деформациям (А – прямотрубный; Б – ЗМРГ)
Опыт в эксплуатации АВО на базе ЗМРГ в выхлопных системах с температурой до 600 0С, в кожухотрубчатых теплообменниках с агрессивными нитрозными газами, а также возможность их безопасной эффективной очистки посредством гидроудара, позволяет говорить о их явных и безусловных преимуществах по сравнению с аппаратами стандартной оребренной трубчатой конструкции горизонтального исполнения. Практические результаты использования ЗМРГ в аппаратов воздушного охлаждения масляного производства нефтеперерабатывающего завода приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты сравнения фактической работы стандартных аппаратов воздушного охлаждения типа АВГ с теплообменными аппаратами на основе ЗМРГ
Аппарат |
Площадь теплообмена |
Вкл. / Выкл. |
Температура |
Тепловая |
Тепловая нагрузка к единице площади |
||||
Вход |
Выход |
∆ |
|||||||
м2 |
0С |
Гкал/ч |
ккал/м2•ч |
||||||
Режим 1 – все аппараты в работе |
|||||||||
АВО-1, АВГ14 |
1870 |
Вкл. |
140 |
110 |
30 |
0,960 |
513 |
||
АВО-2, АВГ14 |
1870 |
Вкл. |
110 |
74 |
34 |
1,075 |
575 |
||
АВО-2а(ЗМРГ), |
330 |
Вкл. |
74 |
55 |
21 |
0,533 |
1615 |
||
Режим 2 – в работе только аппараты с ЗМРГ |
|||||||||
АВО-1, АВГ14 |
1870 |
Выкл. |
140 |
134 |
6 |
0,197 |
105 |
||
АВО-2, АВГ14 |
1870 |
Выкл. |
134 |
130 |
4 |
0,130 |
70 |
||
АВО-2а (ЗМРГ) |
330 |
Вкл. |
130 |
90 |
40 |
1,241 |
3761 |
||
Режим 3 – естественная аппаратов с ЗМРГ |
|||||||||
АВО-1, АВГ14 |
1870 |
Вкл. |
140 |
110 |
30 |
0,960 |
513 |
||
АВО-2, АВГ14 |
1870 |
Вкл. |
110 |
76 |
34 |
1,017 |
544 |
||
АВО-2а (ЗМРГ) |
330 |
Выкл. |
76 |
70 |
6 |
0,172 |
521 |
||
– вентилятор теплообменного аппарата включен |
|||||||||
– вентилятор теплообменного аппарата выключен |
Как видно из таблицы 1 при задействовании аппаратов на базе ЗМРГ теплоотдача кратно возрастает, более того даже при выключенном вентиляторе, только лишь на естественной конвекции, эффективность работы ЗМРГ многократно превосходит прямотрубные аппараты типа АВГ и АВЗ с горизонтальным расположением труб с оребрением, за счет турбулизации и поддержания вихреобразного потока охлаждающего воздуха, что позволяет охладить теплоноситель практически до температуры окружающей среды даже в жаркий летний сезон (не более 3-5 0С отклонений в большую сторону от температуры воздуха).
Указанные высокие показатели эффективности АВО на базе ЗМРГ, с учетом возможности их вертикальной компоновки, что значительно сокращает размеры площадки, в дополнение с частотно-регулируемыми приводами вентиляторов позволяет осуществить плавный контроль и регулировку скорости охлаждения нефтей с заданным темпом при их термообработке, или же при поступлении горячих объемов нефти от грузоотправителей. Более того во втором случае, когда горячая высокопарафинистая нефть поступает с месторождений, с помощью АВО на базе ЗМРГ можно осуществить ее охлаждение с заданной скоростью в потоке, и получить эффект термообработки, что позволит существенно сократить количество отложений в резервуарах счет снижения температурного градиента между горячей нефтью и холодными поверхностями.
Заключение
Таким образом, преимущества теплообменников на основе ЗМРГ перед традиционными прямотрубными кожухотрубчатыми теплообменниками и аппаратами воздушного охлаждения с горизонтальным расположением труб, даже при интенсивном оребрении последних, дальнейшее усложнение которого ведет к росту гидродинамического сопротивления, падению производительности работы системы, усложнению обслуживания и ремонта, недопустимым температурным деформациям. В случае же пластинчатых теплообменников, несмотря на их более высокую удельную теплоотдачу, их не ремонтопригодность, высокое гидравлическое сопротивление и стоимость, усложняют их эксплуатацию, снижает надежность системы и увеличивают себестоимость тепловой энергии. В таблице 2 представлен сравнительный анализ основных эксплуатационных показателей пластинчатых теплообменников и аппаратов на базе ЗМРГ на примере охлаждения и конденсации водяного пара путем нагрева водяного контура.
Таблица 2 – Результаты сравнение эксплуатационных показателей работы пластинчатых теплообменников и аппаратов на базе ЗМРГ
Показатель сравнения |
змРГ |
Пластинчатый |
Результаты сравнения |
|
Габариты |
мм |
2200 х 2800 х 6000 |
1600 х 3600 х 2500 |
Вертикальная компоновка ЗМРГ требует площадку меньшего размера |
Масса |
кг |
17 700 |
19 129 |
масса ЗМРГ меньше при большем объеме |
Тип теплообменной поверхности |
– |
змеевики малого радиуса гиба |
пластинчатый |
принципиально разная теплообменная поверхность |
Тип аппарата |
– |
кожухотрубчатый |
пластинчатый |
– |
Конструкция |
– |
модульно-коллекторная / сварная |
цельносварная / сварной пакет пластин круглой формы |
– |
Расположение |
– |
вертикальное |
горизонтальное |
– |
Рабочая среда |
– |
Вода/Пар |
Вода/Пар |
процесс-конденсация перегретого пара с участком переохлаждения конденсата |
Материальное исполнение |
– |
Нержавейка / углерод |
Нержавейка / углерод |
питтинговая коррозия нержавеющих пластин, надежность эксплуатации ЗМРГ гораздо выше |
Конструкция с зоной конденсатосборника |
– |
Нет |
Да |
кожухопластинчый, требует установки дополнительного конденсатосборника |
Тепловая мощность процесса |
кВт |
71 660 |
71 660 |
показатели соизмеримы |
Поверхность теплообмена |
м2 |
824 |
1371 |
процесс теплопередачи на теплообменной поверхности из ЗМРГ эффективней |
Надежность при циклических нагрузках по температуре и давлению |
– |
самокомпенсация температурных расширений и бросков по давлению змеевиками |
сварной пакет пластин при циклике работает под напряжением – деформация и разрыв сварных швов |
надежность конструкции аппаратов из ЗМРГ выше |
Слив продукта |
– |
вертикальное расположение змеевиков гарантирует быстрое удаление среды из трубного пространства |
сварной пакет пластин затрудняет быстрый и полный слив продукта (воды) |
надежность эксплуатации аппаратов из ЗМРГ выше |
Механизм накопления отложений в проточной части |
– |
вертикальное расположение змеевиков, отсутствие застойных зон и закрутка потока минимизирует процессы загрязнения |
процесс отложений протекает по стандартной схеме – зарастание пластин и снижение эффективности |
межремонтные промежутки аппаратов из ЗМРГ длиннее, эксплуатационные затраты ниже |
Равномерность теплообмена |
– |
равномерное распределение градиента температур и скоростей, отсутствие застойных зон исключает нестабильную работу |
данный эффект отсутствует |
надежность эксплуатации аппаратов из ЗМРГ выше |
Ограничение по рабочей температуре и давлению |
– |
«нет» (рабочая температура до 800°С, давление свыше 200 кгс/см2) |
«да» (температура до 600°С, давление до 100 кгс/см2) |
номенклатурный ряд и область применения (спектр решаемых задач) ТО из ЗМРГ гораздо выше |
Таким образом витые теплообменники на основе ЗМРГ при аналогично высокой тепловой эффективности отличаются большей надежностью при циклических высокотемпературных нагрузках, агрессивных и неоднородных средах, чем цельносварные пластинчатые, но по сравнению с последними имеют лучшими масса-габаритные характеристиками и технико-экономические показателями, как в плане закупочной стоимости оборудования, так и при последующем обслуживании и ремонте.
Исследования выполнены при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-48-020721 р_а.
Литература
1. Алимов, С.В. Аппараты воздушного охлаждения газа: опыт эксплуатации и пути совершенствования / В.А. Лифанов, О.Л. Миатов // Газовая промышленость. – 2006. – № 6. – С. 54–57.
2. Ванчин, А.Г. Влияние начальной температуры газа на затраты, связанные с гидравлическим сопротивлением газопровода / А.Г. Ванчин // Газовая промышленность. – 2014. – №8. – С.66–69.
3. Евдокимов, И.Н., Елисеев, Д.Ю., Елисеев, Н.Ю. Отрицательная аномалия вязкости жидких нефтепродуктов после термообработки // Химия и технология топлив и масел. No.3. 2002. – C. 26 – 29.
4. Каримов Р.М., Мастобаев Б.Н. Изменение технологии перекачки нефти на нефтепроводе «Узень – Атырау – Самара» с развитием нефтетранспортной системы Западного Казахстана // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. – 2010. – №2.
5. Каримов Р.М., Мастобаев Б.Н. Применение специальных методов перекачки на магистральном нефтепроводе «Узень – Атырау – Самара» // Трубопроводный транспорт – 2010: материалы VI Международной учебно-научно-практической конференции/ Редкол.: А.М. Шаммазов и др. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2010.
6. Каримов Р.М., Мастобаев Б.Н. Реологические особенности товарных нефтей Западного Казахстана // Башкирский химический журнал. – 2011. – Том 18 №4
7. Каримов Р.М., Мастобаев Б.Н. Влияние содержания парафинов на товарные качества нефтей // Химические реактивы, реагенты и процессы малотоннажной химии: Материалы XXV Юбилейной Международной конференции «Реактив – 2011» / Редкол.: У.Б. Имашев и др. – Уфа: Издательство «Реактив», 2011.
8. Каримов Р.М., Мастобаев Б.Н. Влияние содержания парафинов, смол и асфальтенов на товарные качества нефтей // Башкирский химический журнал. – 2012. – Том 19 №1.
9. Каримов Р.М., Мастобаев Б.Н. Совместный трубопроводный транспорт высоковязких и высокозастывающих нефтей // Рассохинские чтения: материалы межрегионального семинара (3–4 февраля 2012 года) / под ред. Н.Д. Цхадая. – Ухта: УГТУ, 2012
10. Кунтыш, В.Б. Влияние высоты спирального ребра на конвективную теплоотдачу, энергетическую и объемную характеристики теплообменных секций аппаратов воздушного охлаждения / В.Б. Кунтыш, А.Б. Сухоцкий, А.Э. Пиир // Химическое и нефтегазовое машиностроение. – 2012. – №8. – С.3–8.
11. Кунтыш, В.Б. Исследование теплоотдачи и сопротивления шахматных пучков воздухоохлаждаемых теплообменников из труб с накатными алюминиевыми ребрами различной высоты / В.Б. Кунтыш, А.Б. Сухоцкий, А.Э. Пиир // Химическое и нефтегазовое машиностроение. – 2010. – №12. – С.3–7.
12. Кунтыш, В. Б. Экспериментальное исследование аэродинамического сопротивления шахматных равносторонних пучков труб со спиральными алюминиевыми ребрами [Текст] / В. Б. Кунтыш, В. В. Дударев, А. Б. Сухоцкий. // Химическое и нефтегазовое машиностроение. – 2015. – № 6. – С. 3–6.
13. Липец, А. У. Некоторые вопросы совершенствования аппаратов воздушного охлаждения / А.У. Липец, О.Н. Ионкина, Л.В. Дирина / Промышленная энергетика. – 2004. – №3. – С.38–44.
14. Технический отчет о проведении работ по очистке теплообменников подогрева нефти PSHE 9HA — 432/1/1 VAHTERUS в количестве 3 шт. в пункте подогрева нефти в 2014.
15. Ты Тхань Нгиа, Р.Н. Бахтизин, М.М. Велиев, Б.Н. Мастобаев, Ле Вьет Зунг, Э.М. Мовсум Заде, Р.М. Каримов. Транспорт и хранение высоковязких нефтей /. – СПб.: Недра, 2015. – 544 с.
16. Федоров В.Т., Казаков В.В., Челинцев С.Н. Совершенствоование технологии применения депрессорной присадки при транспортировке высокозастывающей смеси нефтей Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. – 2013. – Т2. №10. – С. 28-32.
17. Теплообменник: пат. № 2152574. Рос. Федерация: МПК8 F 28 D 7/02 / Походяев С.Б.; заявитель и патентообладатель Походяев Сергей Борисович, Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственный центр «Анод». – №99103045; заявл. 16.02.1999; опубл. 10.07.2000.
18. Теплообменный аппарат: пат. № 2162583. Рос. Федерация: МПК8 F 28 D 7/02 / Походяев С.Б.; заявитель и патентообладатель Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственный центр «Анод»; Походяев Сергей Борисович,. – №2000104888; заявл. 29.02.2000; опубл. 27.02.2001.
19. Теплообменное оборудование газотурбинной установки: пат. № 2177068. Рос. Федерация: МПК8 F 28 D 7/02 / Походяев С.Б.; заявитель и патентообладатель Походяев Сергей Борисович, Игнатьев Евгений Александрович. – №2001101591; заявл. 18.01.2001; опубл. 20.12.2001.
20. Теплообменный аппарат: пат. № 2238500. Рос. Федерация: МПК8 F 28 D 7/02 / Походяев С.Б.; заявитель и патентообладатель Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственный центр «Анод». – №20002135325; заявл. 27.12.2002; опубл. 20.10.2004.