В статье рассмотрены существующие подходы к обновлению общестроительных и ремонтно-строительных машин и механизмов, применяемых для ремонта объектов добычи и транспорта углеводородов. Увеличение объемов ремонтных работ диктует необходимость разработки экспертных систем анализа управления их ресурсным обеспечением при строительстве и ремонте объектов добычи и транспорта углеводородов путем совершенствования методов расчетов организационных параметров. Рассмотрены организационные процессы и принципы технического оснащения ремонтных потоков в условиях рыночных условий хозяйствования. Отмечено, что существующие методики определения необходимого состава машин и механизмов опираются на факторы экономической целесообразности обновления, тогда как вопросы экологического обоснования до сих пор остаются малоизученными. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью экологического обоснования организационных и технологических решений при формировании необходимого состава парка машин для ремонта объектов добычи и транспорта углеводородов. Основная задача – обеспечение надежного функционирования линейных объектных ремонтных потоков с минимальным воздействием на окружающую среду. Авторы применяют метод анализа существующих подходов к обеспечению необходимого состава парка машин при ремонте объектов добычи и транспорта углеводородов. А также отмечают, что в настоящее время отсутствует методика обновления парка машин, позволяющая решать организационные и технологические вопросы ремонта объектов добычи и транспорта углеводородов с учетом экологических параметров.
В настоящее время в трубопроводном строительстве и ремонте объектов добычи и транспорта углеводородов функционируют несколько типов организаций, эксплуатирующих парки машин и механизмов (технологических ресурсов) [1–3]: лизинговые компании, тресты механизации, управления механизации в составе трестов, передвижные механизированные колонны, комплексные трубопроводные потоки, комплексные ремонтно-строительные потоки, другие производственные организации, имеющие средства механизации на собственном балансе.
Создание частных структур привело к перераспределению прав собственности на основные средства механизации в строительстве и эксплуатации объектов добычи и транспорта углеводородов. В результате 75 % общего парка машин находятся в частных и совместных организациях. Если раньше машинные парки комплектовались в условиях централизованной системы поставок новой техники и списания изношенных машин по годовым планам с учетом выполнения директивных норм выработки, то сегодня эти процессы стихийны из-за изменения функций государственного регулирования и контроля в области единой технической политики.
Парк машин морально и физически стареет. Степень обновления парка строительных машин снизилась до 1,5–2,0 % в год при ранее существовавшей норме 8–12 %. Удельный вес затрат на ремонт и техническое обслуживание машин и механизмов достигает нередко 40 % всей совокупности эксплуатационных расходов [4–7]. Недостаточные темпы обновления парка машин будут приводить к дальнейшему увеличению числа машин с истекшим сроком службы, что значительно сокращает их фактическую выработку и увеличивает эксплуатационные расходы. Это требует разработки экспертных систем анализа управления ресурсным обеспечением при строительстве и ремонте объектов добычи и транспорта углеводородов [8–10] на основе расчета коэффициентов равномерной поставки и равномерного списания машин и механизмов.
Капитальные вложения, требуемые для поддержания и развития механизации ремонта объектов добычи и транспорта углеводородов, включают затраты не только на приобретение машин, но и на их техническое перевооружение, формирование оборотных средств предприятий. В настоящее время вопросы оснащения строительных организаций машинами и механизмами достаточно изучены. Внимание уделено лишь: производительности машин и прогнозированию развития структуры и номенклатуры парков строительных машин и механизмов, улучшению использования машин и выбору оптимальных вариантов механизации.
Существенным недостатком всех теоретических разработок по механизации общестроительных работ можно считать то, что они не учитывали специфику и сложность сооружения строящихся объектов: рассматривались как достаточно простые, а традиционные методы расчета были детерминированы и статичны. В этих условиях нельзя было использовать один из главных принципов оптимизации – вариантность решений, которая возможна лишь в экспертных системах управления ресурсами.
Решение основных задач по формированию машинных парков строительных организаций связано с определением потребности в машинах. При этом устанавливается способность парка выполнить заданные объемы строительно-монтажных работ и определяется объем производства и поставки машин строительным организациям.
Формирование машинных парков строительных организации состоит в определении их рациональной структуры и состава.
С учетом непрерывности формирования оптимальным является машинный парк, обеспечивающий комплексно-механизированный ремонт в установленные сроки с минимальными затратами материальных и трудовых ресурсов.
В основу исследования может быть положен оптимизационный метод расчета, позволяющий целенаправленно выбирать наилучший вариант без сопоставления всего множества возможных решений. Выбор такого варианта заключается в поиске экстремального значения целевой функции при заданных условиях и ограничениях – ресурсных, технических, технологических и организационных.
Оптимальный машинный парк должен обеспечивать рациональные комплекты машин для отдельных видов работ по сооружению и ремонту объектов добычи и транспорта углеводородов комплексно-механизированным способом. Для этого парк машин необходимо пополнять не отдельными случайными единицами техники, а комплектами машин, взаимоувязанных по производительности и другим основным параметрам. Формирование состава машинного парка является непрерывным процессом, так как предполагает постоянный учет изменения величины и структуры объемов выполняемых работ, территориального размещения строящихся и ремонтирующихся объектов добычи и транспорта углеводородов, объемов выбытия устаревшей техники, возможности модернизации применяемых машин, появления новой технологии и организации строительства.
В настоящее время имеется целый ряд методов формирования парка машин для сооружения и ремонта объектов добычи и транспорта углеводородов. Их недостаток лишь в том, что они основываются на сложившихся структуре и составе парка машин, не обеспечивая экономически годных вариантов его формирования, трудоемкости, требуют исполнителей высокой квалификации, а ориентируются лишь на интуицию и опыт специалистов, выполняющих расчеты Не высказывая претензии к существу принципов, заложенных в перечисленных работах, можно отметить: методы формирования оптимального парка специальных машин для сооружения и ремонта объектов добычи и транспорта углеводородов не могут быть получены без развития и дальнейшего совершенствования рассмотренных разработок.
Современные методы определения потребности в машинах на уровне потоков отдельных видов работ позволяют сформировать оптимальный парк машин для комплексных потоков сооружения и ремонта одного объекта добычи и транспорта углеводородов или нескольких объектов с учетом заданного темпа.