На сегодняшний день мировой рынок СПГ стал наиболее динамично развивающимся рынком углеводородов, ведь по мнению специалистов, развитие малой энергетики в ближайшие годы будет связано именно с более широким использованием сжиженного природного газа. Успехи России на этом поприще, правда, довольно скромны – ее доля от мирового рынка СПГ сегодня не превышает 5%, но государство и ведущие нефтегазовые компании полны решимости изменить ситуацию.
Так, энергетическая Стратегия России предусматривает наращивание доли рынка к 2035 г. до 12% от общего объема. Это станет возможным за счет увеличения масштабов производства СПГ в 5 и более раз и расширения сфер его применения.
В первую очередь СПГ целесообразно использовать в качестве топлива удаленных на значительные расстояния от магистральных трубопроводов уголков России, что, например, позволит вовлекать эти глубинные территории в сельскохозяйственный оборот.
Данное направление активно развивает «Газпром», с 2005 г. реализующий программу по газификации регионов, в том числе отдаленных от газопроводов населенных пунктов. В последнем случае используя альтернативные энергоносители, включая СПГ и КПГ, а также СУГ. Но по оценкам специалистов, около 50% населенных пунктов, нуждающихся в газификации, экономически целесообразно обеспечивать именно привозным СПГ.
Кроме того, для популяризации применения природного газа в качестве моторного топлива «Газпромом» был зарегистрирован товарный знак EcoGas и реализуется ряд стимулирующих программ.
Почему выгодно переходить на СПГ-топливо? Во-первых, запасы газа в России огромны. Во-вторых, СПГ как топливо экологично, безопасно и эффективно. В-третьих, конечно, цена, которая составляет около 13-14 руб. за 1 м3 в противовес цене за 1 литр бензина в районе 40 руб.
Активно внедрение СПГ в качестве моторного топлива начала Республика Татарстан. В 2017 г. началось строительство СПГ-завода в рамках госпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013–2023 годы».
Татарстан станет первым регионом России, где будет реализован проект по выделению государственных субсидий и частных инвестиций для переоборудования автотранспорта на природный газ. Предполагается, что реализация программы даст положительный эффект как для коммерческих автопарков, так и для частных автовладельцев.
СПГ-завод в Чистополе планируется построить к 2030 г. Сегодня проводятся работы по выработке основных технических решений. Мощность СПГ-производства составит 200 тыс. т/год. В татарстанский проект также входит строительство сети из 13 автозаправок сжиженным метаном. Динамика позитивная – потребление газомоторного топлива в Татарстане постоянно растет и республика уверенно держит лидерство среди регионов РФ.
Есть ли недостатки у газомоторного топлива? Возможно, пока к таковым можно отнести слабо развитую инфраструктуру, а также не слишком большой выбор автомобилей, готовых перейти на газомоторное топливо. Тем не менее, на сегодняшний день это наиболее реальная альтернатива традиционным видам топлива.
Еще одна веская причина активнее использовать СПГ – местонахождение крупнейших российских газовых месторождений. Почти все они находятся в удаленных районах, неблагоприятных для строительства газопроводов, и наиболее целесообразным здесь представляется транспортировка газа в жидком состоянии. Это в свою очередь рождает необходимость строительства здесь крупных СПГ-заводов. И российские компании активно работают в этом направлении.
В декабре «НОВАТЭК» запустил первый интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа «Ямал СПГ» мощностью 16,5 млн т на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Интересно отметить, что этот проект оказался весьма выгоден и с экономической точки зрения: по оценкам экспертов, стоимость поставки газа с проекта «НОВАТЭКа» летним маршрутом по Северному морскому пути до порта прибытия в Японии составляет примерно 174 долл США за 1 тыс. м3, а доставить туда же американский СПГ, например, с завода Sabine Pass, обойдется дороже на 50%.
Также в стадии реализации находится совместный проект «Роснефти» и ExxonMobil (США) «Дальневосточный СПГ» по строительству завода СПГ на юге Сахалина. Проектная мощность завода – 5 млн т/год, а запуск планируется после 2023 г.
Не отстает и «Газпром». В июне 2017 г стало известно, что компания возобновляет работу над проектом по созданию завода «Владивосток СПГ».
Не менее интересен проект «Печора СПГ» (детище «Роснефти» и компании Alltech), предусматривающий разработку Кумжинского и Коровинского газовых месторождений в Ненецком автономном округе, прокладку газопровода, строительство СПГ-завода, установки комплексной подготовки газа и отгрузочного морского терминала. В июле 2017 г. проектом заинтересовалась BP, но пока без какой-либо конкретики. Оно и понятно, ведь поводы для раздумий у BP есть - это и сложная логистика проекта, и проблемы с ресурсной базой и получением права на экспорт газа, которые в теории могут возникнуть. Справедливости ради напомним, что история этого СПГ-проекта тянется с 2008 г., но реализовать его своими силами пока так и не получилось ни у Alltech, ни у Роснефти. Последняя, кстати, снизила мощность предполагаемого СПГ-завода с 8-10 млн т/год до 4,3 млн т/год, но в качестве альтернативы рассматривает вариант со строительством газохимического комплекса, который будет производить метанол и удобрение карбамид. В общем, несмотря на неопределенность проекта, надежды на его реализацию в будущем все же есть.
Гораздо более реальным выглядит «Балтийский СПГ» (проект «Газпрома» и Shell), предусматривающий строительство в районе порта Усть-Луга Ленинградской области завода по сжижению природного газа мощностью до 10 млн т/год с возможностью расширения до 15 млн т/год. Газ на СПГ-завод будет поступать из ЕСГ РФ.
Изначально предполагалось ввести завод в эксплуатацию в 2018 г., затем в 2021-м, но в марте 2017 года «Газпром» сдвинул срок еще на два года, до 2023-го. Тем не менее, после того как к проекту подключилась Shell, дело сдвинулось с мертвой точки – ведется активная работа по подготовке pre-FEED проекта.
Такое количество СПГ-проектов, говорит о том, что государство и российские компании уже четко сознают перспективность этого направления и острую необходимость переработки того огромного количества газа, который залегает в недрах нашей страны.
Особенно учитывая тот факт, что помимо экологичного топлива (метана), природный газ можно использовать при производстве удобрений, химикатов, пластика и т.д.
Тем не менее, пока действующих и готовых к запуску мощностей в РФ недостаточно для того, чтобы в среднесрочной перспективе занять значимую долю мирового рынка СПГ. Пока их хватает только примерно на 6,7% рынка к 2022 году. Наиболее перспективные российские «клиенты» – это страны АТР. При этом выход российского СПГ за пределы Восточной Азии будет осложнен более высокими транспортными издержками, что снизит его конкурентоспособность в сравнении с, например, американской продукцией. Отчасти российский СПГ может заинтересовать и европейские страны, однако там он будет конкурировать с российским же трубопроводным газом. Иначе говоря, вариантов развития множество, главное, чтобы Россия поторопилась и смогла занять собственную нишу на мировом рынке СПГ.