Обеспечение требований, предъявляемых в настоящее время к моторным маслам, невозможно без применения полимерных присадок, которые существенно улучшают вязкостно-температурные характеристики масел. При введении полимерных присадок в небольших концентрациях в маловязкие основы получают масла c хорошей прокачиваемостью при низких температурах и относительно высокой вязкостью при максимально разогретом двигателе.
В ряду полимерных присадок особое место занимают полиметакрилаты. Имея боковые алкильные цепи, оказывающие влияние на образование кристаллов парафина в масле, полиметакрилаты обеспечивают очень хорошие низкотемпературные свойства, чем превосходят другие полимерные присадки, такие, как полиизобутилены, сополимеры этилена с пропиленом или винилацетатом, а также гидрированные гомо- и сополимеры.
В работе исследована загущающая способность ПМА в различной концентрации в составе парафиново-нафтенового масла VHVI-4, полученного изомеризацией остатков гидрокрекинга.
В Таблице 1 представлены основные преимущества и недостатки полимеров метилакрилата.
Таблица 1 – Преимущества и недостатки полиметакрилатов
Отличительные особенности загущающих присадок |
Полиметакрилаты |
Преимущества |
|
Недостатки |
|
Загущающую способность ПМА марки: «ПАРАТОН» изучали в составе товарного базового масла третьей группы VHVI-4. Приготовление растворов ПМА с концентрациями 0,5% и 1% происходило при 80°С. Для каждого раствора были определены следующие физико-химические характеристики: кинематическая вязкость при 40°С и при 100°С, индекс вязкости. Образцы полиметакрилата были подвергнуты испытанию на приборе УЗДН-2Т для проверки стойкости к механической деструкции. Длительность испытания составила 40 минут. После проведения испытания повторно определяли вязкость при 40°С и при 100°С и измеряли индекс вязкости. Результаты исследований приведены в таблице 2.
Из полученных данных был сделан вывод, что полиметакрилаты не выдерживают механической деструкции. Для увеличения стойкости полиметакрилатов к механической деструкции, было решено добавить к загущающей присадке сложный эфир разветвленного строения – диоктилтерефталат (ДОТФ) в различных концентрациях – 3%, 5% и 10%, что благотворно сказалось на скорости растворения исследуемой загущающей присадки. После повторного изучения стойкости составов к механической деструкции, измерения вязкости при 40°С и при 100°С и определения индекса вязкости (результаты приведены в таблицах 3 и 4) нами был сделан вывод, что добавление сложного эфира оказывает негативное воздействие на стойкость присадки к механической деструкции. Вероятно, это связанно с усилением эффекта УЗДН-2Т при увеличении вязкости испытуемых образцов, после введения в состав эфира ДОТФ.
Таблица 2 – Влияние ПМА на кинематическую вязкость при 40ºС и при 100 ºС масла VHVI-4 до и после испытания на механическую деструкцию на приборе УЗДН-2Т
Таблица 3 – Изменение кинематической вязкости при 40ºС и при 100 ºС при добавлении ДОТФ в различных концентрациях к парафино-нафтеновому маслу VHVI-4 содержащему 0,5 % ПМА
Таблица 4 – Изменение кинематической вязкости при 40ºС и при 100 ºС при добавлении ДОТФ в различных концентрациях к парафино-нафтеновому маслу VHVI-4 содержащему 1% ПМА
Литература
Мещерин Е.М., Ваванов В.В. Энергосберегающие моторные масла и композиции. – Москва, 1991.
Воробьев В.А., Андрианов Р.А. Технология полимеров. – Москва, Высшая школа, 1980. – 303 с.
Багдасаров Л.Н., Тонконогов Б.П., Сидорина А.М. – Известия вузов. Химия и химическая технология. – 2016 – Т. 59.
Л.Н. Багдасаров, Тонконогов Б.П., Киреев С.В., Дауди Д.И. - Влияние молекулярной массы полиизобутиленов на их загущающую способность в парафиново-нафтеновом масле. - Технологии нефти и газа. 2019. № 6. С. 22 -28.