USD 70.4999

0

EUR 79.2207

0

BRENT 42.77

0

AИ-92 43.06

-0.02

AИ-95 47.14

+0.02

AИ-98 52.88

-0.14

ДТ 47.6

+0.13

6 мин
105
0

На пути модернизации. История Московского НПЗ – обновление как часть технологического процесса

В 2011 г. «Газпром нефти» достался очень старый актив: Московский НПЗ был запущен в эксплуатацию в далеком 1938 г. История МНПЗ началась с приказа Наркомата тяжелой промышленности от 13 апреля 1935 г. о выделении под его строительство площадки в Люберецком районе, «ограниченной с одной стороны Москвой‑рекой, с другой – селением Капотня и с третьей – оврагом у селения Чагино». В связи с проходившей в 1930-х годах индустриализацией в стране резко возросла потребность в моторном топливе.

Главной задачей будущего МНПЗ стало снабжение топливом центральных районов страны, в первую очередь Москвы и Московской области. Выбор места был связан с возможностью поставок речным транспортом мазута из Баку для производства нефтепродуктов. Строительство завода началось весной 1936 г., и уже 1 апреля 1938 г. «Московский крекинг завод» был запущен в промышленную эксплуатацию. К концу первого года своей работы НПЗ вышел на переработку на первой крекинг установке более 900 т сырья.

К концу мая 1939 г. на Московском НПЗ была введена в эксплуатацию установка термического крекинга № 2 с проектной мощностью 540 тыс. т сырья в год. В 1941 г., накануне войны, на заводе начали действовать, наряду с крекинг установками, ряд других, в том числе асфальтовая производительностью 6 тыс м3 в год. В ходе войны было предпринято несколько попыток бомбежки МНПЗ, и в нескольких километрах от реального завода был возведен муляж из фанеры. Девяносто дней и ночей продолжалась оборона завода, действовало несколько команд, старавшихся быстро потушить зажигательные бомбы. Лишь одна фугасная бомба взорвалась в ста метрах от действовавшей днем и ночью инфраструктуры завода. После Победы на заводе был взят курс на технологическое обновление и рост объемов выпуска нефтепродуктов. После проведения в 1950-х реконструкции на заводе увеличился выход светлых продуктов. В октябре 1952 г. предприятие получило название «Московский нефтеперерабатывающий завод» (МНПЗ).

К 1956 г. мощность завода возросла на 88%, среди ассортимента продукции были бензин-29, бензин-51, дизельное топливо, битум, сжиженный газ, топочный мазут, авиационный керосин ТС-1. Осваивались новые технологические процессы нефтепереработки, проводились масштабные научно технические изыскания. К началу 1960-х появилась необходимость значительной реконструкции. Заводу переходит к внедрению вторичных процессов в технологии переработки нефти – каталитического риформинга и гидроочистки. Строительство новых установок не только позволило улучшить все технико экономические показатели, но и обеспечило сырьем процессы по выпуску нефтехимических продуктов. Для выпуска товарных бензинов на современном уровне качества с 1960-х гг. на МНПЗ велись работы по внедрению каталитического риформинга на жестком режиме (была введена в эксплуатацию в ноябре 1967 г.), благодаря чему на заводе были выпущены первые партии бензина АИ-93. Первый полипропилен был выпущен на заводе в 1966 г., а с 1968 г. МНПЗ начал производить самые разнообразные виды полипропиленовой продукции, в том числе улучшенные дорожные битумы. С вводом в строй нефтепроводов Горький – Рязань – Москва и Ухта – Ярославль – Москва МНПЗ удалось увеличить объем переработки с 0,55 (1938 г.) до 7 млн т нефти в год.

Глубокая технологическая модернизация была проведена на заводе более 40 лет назад – в конце 70-х годов прошлого века. В 1972 г. было принято постановление Совета министров СССР «О реконструкции и расширении Московского нефтеперерабатывающего завода и доведении его мощности до 12 млн т нефти в год». Начался очередной этап развития МНПЗ – масштабная модернизация действующих технологических объектов и строительство новых. Лишь в 1971 г. на заводе появилась лаборатория по анализу содержания вредных газов в атмосферном воздухе на промышленных площадках и в жилых районах вблизи завода. В это время на МНПЗ появились очистные сооружения для промышленных стоков. В 1980-е на заводе проведена реконструкция, включавшая строительство крупнотоннажных установок по глубокой переработке нефти и облагораживанию бензинов и дизельных топлив.

В перестройку МНПЗ столкнулся со значительными экономическими трудностями и спадом производства. Ответом стало создание на заводе современного комплекса по производству полипропилена по лицензии одной из итальянских компаний, мощностью в 100 тыс. т в год. В 1994 г. здесь ввели в эксплуатацию самое мощное в стране производство дорожного и строительного битума объемом 750 тыс. т в год, позволившее ликвидировать его дефицит, наблюдавшийся в то время в Московском регионе. Модернизация технологических процессов на заводе продолжается. Реконструируются старые установки, вводятся в строй новые.

После перехода завода в собственность «Газпром нефти», новый владелец начал в 2011 г. масштабную программу модернизации завода стоимостью порядка 200 млрд рублей, направленную на достижение евростандартов, в ходе которой давно устаревшие мощности заменяются на современные производственные комплексы. Новые программы МНПЗ по защите экологии, по словам московского мэра Сергея Собянина, это настоящая «революция», а руководство завода утверждает, что обновленные мощности будут соответствовать лучшим европейским стандартам с точки зрения производственной и экологической безопасности.

По мнению руководства компании, переход на современные экостандарты топлива является определяющим для улучшения ситуации в городе. «МНПЗ, какое бы к нему отношение ни было, во многом обеспечивает топливную независимость столичного региона. Начав производство топлива высоких экологических классов, завод задал определенный уровень конкуренции на московском рынке. Переход столичного автопарка на топливо пятого класса многократно снизил количество вредных выбросов», – отмечает гендиректор Московского НПЗ Аркадий Егизарьян. Так, при использовании топлива «Евро-5» автомобильные двигатели выбрасывают в пять раз меньше соединений серы в сравнении с «Евро-4» и в 50 раз меньше в сравнении с «Евро-2». Реконструкция установки гидроочистки дизельного топлива и бензина, строительство установки изомеризации легкой нафты позволило МНПЗ в 2013 г. полностью перейти на выпуск топлива экологического класса «Евро-5».

Первый этап комплексной модернизации (2011-2015 гг.) был направлен в основном на решение экологических задач. В результате этого периода снизилось общее воздействие МНПЗ на окружающую среду на 50% (относительно 2011 г.), демонтирована малая битумная установка, осуществлен переход (в 2013 г.) предприятия на производство топлива только класса Евро-5 на три года раньше нормативных требований РФ. Также завершен первый этап реконструкции установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-6: возросла энергоэффективность, в том числе и за счет перевода работы печей на газовое топливо. Завершено строительство новой газофракционирующей установки ГФУ-2. В 2017 г. запланирован запуск биологических сооружений «Биосфера», работа которых повысит степень очистки сточных вод на 99%. Сумма инвестиций в этот проект оценивается в более 10 млрд рублей. На втором этапе модернизации МНПЗ сократит воздействие на окружающую среду еще на 50%. Также планируется увеличить глубину переработки нефти до 98%, а выход светлых нефтепродуктов до 82% за счет строительства нового перерабатывающего комплекса. Ожидается, что комплекс также обеспечит выработку собственной тепловой энергии на 100%. Инвестиции в проект составят 152,5 млрд рублей. На третьем этапе реконструкции будет увеличена глубина переработки нефти, построены установки: замедленного коксования, гидрокрекинга, производства водорода, а также дополнительная установка по производству серы. Этот этап позволит полностью уйти от производства котельного топлива (сейчас заводом вырабатывается 2,5 млн т в год) и выпускать 80% светлых нефтепродуктов.Программа модернизации завода рассчитана на период до 2020 г. Содержание оксида серы и сажи в столичном воздухе после перехода автомобилей на Евро-5 снизилось на 32%. Кроме того, был расширен ассортимент выпускаемой продукции: МНПЗ начал производство пропана, нормального бутана и изобутана – ценного компонента бензина и сырья для нефтехимической отрасли. «Модернизируя производство, мы ориентируемся на самые современные производственные и природоохранные технологии. Нынешние и будущие показатели завода обязательно сопоставляются с европейскими аналогами. Мы работаем в черте мегаполиса, в столице России и понимаем, что всегда будем испытывать повышенное внимание экспертов и общественности к безопасности процессов и к их воздействию на окружающую среду. Наша ближайшая цель – достижение среднеевропейских стандартов производства и экологической безопасности», – рассказывает Аркадий Егизарьян.

В следующем году Московский нефтеперерабатывающий завод отмечает свое 80-летие. Руководство надеется, что к этому времени МНПЗ будет модернизирован на 80%, а после реализации проектов ввода в строй объектов глубокой переработки к 2020 г., по словам Егизарьяна, он станет «суперсовременным, экологически безопасным заводом, с высокой степенью автоматизации».




Статья «На пути модернизации. История Московского НПЗ – обновление как часть технологического процесса» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, Апрель 2017)

Авторы:
Читайте также
Система Orphus