Машина — техническое приспособление, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации. В свою очередь надежность и долговечность работы машин и механизмов во многом зависит от качества смазочных материалов. С ростом нагруженности и быстроходности машин повышаются и требований к качеству их конструкционных материалов, в том числе к смазочным материалам. Производители стараются улучшить эксплуатационные свойства для увеличения срока службы оборудования и его энергоэффективности, а также оптимизировать соотношение цены и качества смазочных материалов. Это все влечет за собой использование современных компонентов пластичных смазок. Проанализировав рынок лития можно увидеть тенденцию к его дальнейшему удорожанию (это связанно, в первую очередь с развитием рынка электромобилей, компонентом двигателей которых является литий), а это, в свою очередь, повлияет на неэффективность его использования как компонента загустителя для пластичных смазок.
Наряду с этим фактом можно утверждать, что перспективными компонентами для смазок будут являться загустители на основе полимочевины, так как они обладают не только лучшими высокотемпературными свойствами и большей долговечностью, чем мыльные аналоги, но и более привлекательной ценой. (см Таблица 1)
Таблица 1. Сравнение свойств литиевых и полимочевинных типов загустителей для пластичных смазок
В качестве дисперсионной среды нами были рассмотрены базовые масла I и III группы. В качестве загустителя была использована димочевина. (см. Таблица 2).
Таблица 2. Сравнение свойств полимочевинных смазок на различных дисперсионных средах (16% загустителя) без присадок.
Процесс приготовления образцов осуществлялся в условиях непрерывного нагрева и перемешивания при атмосферном давлении. Состав образца и температура термомеханического диспергирования были индивидуальными для каждого опыта. Выявлена зависимость пенетрации, коллоидной стабильности и температуры каплепадения полученных полимочевинных смазок от состава образцов, и условий их приготовления. После проведения испытаний было предложено добавить сложный эфир в концентрации 50% для улучшения трибологических и низкотемпературных свойств полимочевинных пластичных смазок.
Таблица 3. Сравнение свойств полимочевинных смазок на различных дисперсионных средах (16% загустителя) без присадок.
На основе анализа полученных данных нами был сделан вывод, что пластичные смазки, сваренные на базовых маслах III группы, обладают лучшими свойствами чем аналоги, сваренные на маслах I группы, а при добавлении сложного эфира у полимочевинной пластичной смазки улучшились низкотемпературные свойства и трибологические характеристики за счет полярности эфиров и, как следствие, за счет их лучшей адгезии.
Литература:
1. Фролов М.М., Дрангай Л. и др. Улучшение триботехнических свойств полимочевинных смазок на разных дисперсионных средах с применением различных наполнителей/ Химия и технология топлив и масел. – 2019. – № 6 (616) – С. 28-31
2.Любинин И.А. Состояние и перспективы производства пластичных смазок в России и за рубежом / И.А. Любинин // Наука и технология в промышленности. – 2011. – № 3. – С. 98-100
3. Тонконогов Б.П., Стенина Н.Д. и др. Влияние природы загустителя на свойства полимочевинных смазочных композиций на основе сложных эфиров/ Химия и технология топлив и масел. – 2019. – № 6 (616) – С. 23-27
4.Данилов А.М. и др. Пластичные смазки на полимочевинах / А.М. Данилов // Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. – 1995. – № 6. – 65 c.