USD 97.149

-0.11

EUR 105.756

-0.33

Brent 74.66

+0.08

Природный газ 2.347

-0

5 мин
1723

Автобензины класса ЕВРО-5. Новые российские конкурентоспособные технологии производства

Обвал мировых цен на нефть заставляет нефтеперерабатывающую отрасль страны принимать шаги по снижению себестоимости производства целевой продукции, в частности, автомобильного бензина. Одним из эффективных методов является сокращение зависимости от импорта иностранных технологий и продуктов.

Автобензины класса ЕВРО-5. Новые российские конкурентоспособные технологии производства

В сложившейся геополитической ситуации вопрос развития импортозамещения становится стратегически важным как для конкретных предприятий, так и для страны и отрасли в целом. Вместе с тем, в сфере производства высококачественных автомобильных бензиновых топлив ужесточение экологических норм, требующих ограничения по содержанию ароматических соединений и бензола, также усиливает необходимость перевода производств на современные отечественные технологии.

По сравнению с каталитическим риформингом или крекингом процесс изомеризации легких бензиновых фракций позволяет значительно улучшить экологические и эксплуатационные характеристики топлива, снизив количество ароматических углеводородов. Именно поэтому технология изомеризации становится всё более востребована на НПЗ, выпускающих высокооктановые моторные топлива.

Сегодня в России, помимо импортных технологий изомеризации легких бензиновых фракций (UOP-“Par-Isom”, UOP-“Penex”, Süd-Chemie, Axens), активно используются и отечественные («Изомалк-2»). Однако, мировой катализаторный рынок постоянно находится в движении, стимулируя создание новых, усовершенствованных технологийи качественных продуктов. Созданное в 1970 году СКТБ «Катализатор» продолжает исполнять своё главное предназначение, сформулированное Минхимпромом СССР - разработка, внедрение и производство катализаторов взамен импортных. Опыт в 50 лет позволил компании стать одним из крупнейших в России высокотехнологичным современным предприятием по разработке, производству катализаторов, а также инжиниринговому сопровождению поставляемых продуктов. Сегодня компетенции компании позволяют производить продукты мирового качества. Доля экспорта в товарообороте компании составляет на протяжении нескольких лет более 85%, число партнеров по всему миру превышает цифру 70. Следуя тенденциям рынка, сегодня компания предлагает эффективное решение и в задаче производства автобензинов по стандарту ЕВРО-5.

В настоящее время устойчивой конкурентоспособностью в процессе изомеризации в области низких температур обладают две технологии – на хлорированном катализаторе и на сульфатциркониевом. Подавляющая доля импорта приходится на хлорированный алюмооксидный катализатор, зависимость от западных лицензиаров (Axens, UOP) которого составляет 100%. Отечественные конкурентоспособные хлорированные катализаторы отсутствуют, а отсталость отечественных научных разработок в этой области составляет более 10 лет. Кроме того, отсутствует и технологическая возможность производства хлорированных алюмооксидных катализаторов на отечественных катализаторных фабриках из-за отсутствия высокотехнологичного дорогостоящего узкоспециализированного оборудования.

Наиболее рациональным решением проблемы импортозамещения является замена технологии низкотемпературной изомеризации с использованием хлорированных алюмооксидных катализаторов на технологию низкотемпературной изомеризации с использованием сульфатциркониевого катализатора.

Особенности и преимущества по сравнению с технологией на хлорированных алюмооксидных катализаторах:

  • возможность получения изомеризата с октановым числом (ИМ) до 84 пунктов при технологической схеме «за проход» и до 92 пунктов при технологической схеме с полным рециклом;

  • отсутствие бензола/ароматических соединений/серы в изомеризате;

  • отсутствие необходимости блока адсорбционной осушки сырья;

  • отсутствие необходимости подачи агрессивных реагентов, не требует применение высоко коррозионностойких материалов;

  • отсутствие отходов, требующих утилизации (щелочные стоки);

  • проведение активации катализатора в реакторах установки;

  • проведение регенерации катализатора в реакторах установки без необходимости выгрузки.


Рис. 1. Технологическая схема реакторного блока установки низкотемпературной изомеризации легких бензиновых фракций с использованием катализатора АОК-72-55

Учитывая мировые тенденции и требования отечественного рынка, специалистами АО «СКТБ «Катализатор» разработан сульфатциркониевый катализатор АОК-72-55 для процесса низкотемпературной изомеризации парафиновых углеводородов С56. Платиновый катализатор создан на основе сульфатированного цирконийоксидного носителя, включающего оксид алюминия и ионы кальция (Патент № 2595341).

Особенности и преимущества по сравнению с хлорированными алюмооксидными катализаторами:

  • устойчивость к проскокам соединений серы и азота, а также воды, не приводящим к безвозвратной потере активности;

  • сопоставимые активность и степень конверсии нормальных парафинов;

  • отсутствие необходимости подачи кислотного реагента (хлорорганики) для поддержания активности катализатора;

  • более глубокое раскрытие нафтеновых колец, обеспечивающее дополнительную эффективность установок с рециклом;

  • устойчивость работы в широком диапазоне объемных скоростей подачи сырья от 1,0 до 3,0 ч-1;

  • регенерируемость, возможность проведения нескольких регенераций без потери активности;

  • межрегенерационный цикл работы составляет не менее 4-х лет;

  • срок службы достигает 10-12 лет.

Производство катализатора изомеризации АОК-72-55 осуществляется в ЗАО «Промышленные катализаторы» («Промкатализ», г. Рязань), входящее в структуру АО «СКТБ «Катализатор», которое ориентировано главным образом на многотоннажное (6000 тонн в год) производство катализаторов гидроочистки, каталитического риформинга и изомеризации бензиновых фракций.

АО «СКТБ «Катализатор» предлагает разработку и реализацию готового решения для установок низкотемпературной изомеризации по переводу на технологию с использованием сульфатциркониевого катализатора АОК-72-55, разработанную АО «СКТБ «Катализатор», в два этапа:

Этап 1

  • обследование установок низкотемпературной изомеризации, выявление возможных «узких» мест;

  • проведение независимых пилотных испытаний промышленного образца катализатора АОК-72-55 на реальном сырье с технологическими параметрами установок низкотемпературной изомеризации;

  • разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) для смены технологии.

Этап 2

  • разработка базового проекта на реконструкцию технологических установок низкотемпературной изомеризации легкой бензиновой фракции;

  • сопровождение процесса разработки рабочей документации проекта реконструкции технологических установок;

  • сопровождение реконструкции технологических установок;

  • разработка технологических инструкций для эксплуатации установок низкотемпературной изомеризации;

  • производство и поставка катализатора АОК-72-55;

  • сопровождение технологической подготовки (предпусковые операции, загрузка и активация катализаторов), пуска, вывода на нормальный технологический режим технологических объектов;

  • мониторинг работы технологических установок;

  • разработка технических отчетов о работе технологических установок с выдачей рекомендаций по дальнейшей эффективной эксплуатации




50-летний опыт работы компании на рынке показал, что для успешной конкуренции на российском рынке одной лишь поставки катализатора уже не достаточно. И сегодня АО «СКТБ «Катализатор»стало одним из лидирующих научно-производственно-инжиниринговых центров, обладающим полным спектром компетенций и способным взять на себя ответственность за достижение гарантированных показателей.



АО «СКТБ «Катализатор»
Тел.: +7 (383) 363 69 09
Россия, Новосибирск, ул. Тихая, 1
[email protected] | katcom.ru



Статья «Автобензины класса ЕВРО-5. Новые российские конкурентоспособные технологии производства » опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№9, Сентябрь 2020)

Авторы:
631240Код PHP *">
Читайте также