Новое топливо не подведет и в Арктике - Переработка - Статьи журнала
3 мин
70
0

Новое топливо не подведет и в Арктике

Новое топливо не подведет и в Арктике

Водители автомобилей с дизельным двигателем хорошо знают, что в зимних условиях дизельное топливо низкого качества может преподнести очень неприятный сюрприз, просто-напросто замерзнув в топливном баке. Вот почему спрос на высококачественное дизельное топливо, особенно в нашей стране, год от года растет и конкуренция на этом рынке среди производителей очень высока.

 «Газпром нефтью» было принято решение о модернизации установки Л-24/7 на Омском НПЗ и одного блока установки ЛЧ-24/7 на предприятии «Славнефть – ЯНОС» под процесс депарафинизации. 

Эта технология позволяет  из летнего дизельного топлива производить зимнее путем трансформации высокоплавких нормальных парафинов. Полученное дизтопливо обладает улучшенными эксплуатационными свойствами: в частности, понижается температура застывания зимнего ДТ, а предельная температура фильтруемости достигает  -45 ºС 

После изучения технологий, предложенных различными поставщиками, руководство Омского НПЗ приняло решение применить технологию каталитической депарафинизации от компаний Shell Global Solutions и Criterion Catalysts & Technologies (Criterion). Депарафинизация дизельного топлива может помочь нефтепереработчикам повысить рентабельность производства, поскольку данная технология устраняет необходимость в дорогостоящих присадках и добавлении керосина в дизельное топливо. Кроме того, она позволяет использовать более тяжёлые или более высокопарафинистые сорта нефти, которые имеют более высокие температуры помутнения и потери текучести.

Каталитическая депарафинизация помогает обеспечить требуемые характеристики, такие как температура помутнения, температура потери текучести и предельная температура фильтруемости на холодном фильтре, необходимые для производства дизельного топлива, предназначенного для регионов с холодным климатом, за счёт предотвращения кристаллизации парафиновых соединений в топливе, приводящей к проблемам с двигателем.

Одним из факторов, обусловивших выбор Омского НПЗ в пользу этого решения, стало намерение использовать существующую установку гидроочистки дизтоплива с двумя параллельными технологическими линиями для производства зимнего дизтоплива. Установка гидроочистки была введена в эксплуатацию в 1967 году, однако её использование было ограничено производством сверхнизкосернистого дизельного топлива. Shell Global Solutions предложила решение, позволяющее ОНПЗ использовать эту установку, и порекомендовала смонтировать в ней усовершенствованное внутреннее оборудование реактора, разработанное компанией, с применением депарафинизирующего катализатора SDD-800 от Criterion.

Была проведена двухэтапная реконструкция установки без существенных изменений её конфигурации, однако с учётом ограничений, налагаемых использованием старого оборудования, такими как низкое парциальное давление водорода и ограниченная объёмная скорость.

Первый этап предусматривал прокладку соединительного трубопровода от секции гидроочистки до секции депарафинизации и трубопровода для отбора очищенного зимнего дизтоплива, замену внутреннего оборудования реактора депарафинизации и систем катализаторов, а также демонтаж внутренних труб из реактора. На первом этапе проекта обе технологические линии установки работали последовательно: гидроочистка производилась на первой линии, депарафинизация – на второй.

На втором этапе установка была приведена к единой технологической схеме с удвоением объёма производства зимнего дизтоплива за счёт параллельной работы обеих технологических линий. В качестве сырья для них используется прошедшее гидроочистку дизтопливо, полученное на двух других установках НПЗ. Это решение стало инновационным для НПЗ.

Применение выбранной технологии депарафинизации позволяет производить высококачественные зимние и арктические марки дизельного топлива при минимальных капзатратах даже на относительно старых установках гидроочистки с низким давлением водорода и с минимальными изменениями в конфигурации технологического оборудования.

В результате испытания новой технологии были получены хорошие результаты. Целевой выход депарафинизированной продукции составил 90-93%. Для получения высокого выхода качественной целевой продукции потребовалось существенно меньшее количество депарафинизирующего катализатора, что в целом обеспечило значительно более низкие затраты по проекту. 

Одновременно, по инициативе «Газпром нефти» был разработан и введен новый национальный стандарт  ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее  и арктическое депарафинированное», что позволяет реализовывать дизельные топлива зимних и арктических сортов, произведенные  на установках депарафинизации. 

Сейчас установка Л-24/7 имеет возможность переключения режима работы с гидроочистки на депарафинизацию дизельных фракций под потребность рынка в зимнем дизельном топливе.  Проектная мощность установки - 1,2 млн тонн в год.  Аналогичные работы по внедрению новой технологии были проведены и на ОАО «Славнефть – ЯНОС», где блок депарафинизации может включаться в работу по мере необходимости, в зависимости от спроса на ДТЗ. Экономический эффект от выпуска этих топлив на двух заводах составит сотни миллионов рублей в год.

 



Статья «Новое топливо не подведет и в Арктике» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, 2015)

Авторы:
Комментарии

Читайте также