USD 100.2192

+0.18

EUR 105.809

+0.08

Brent 74.2

+1.12

Природный газ 3.394

+0.2

10 мин
681

«Красная книга» нефтехимической промышленности: исчезающие институты

«Красная книга» нефтехимической промышленности: исчезающие институты

Роль углеводородов в мировом энергетическом балансе снижается с каждым годом, это не означает, что нефть и газ будут совершенно невостребованными, но их назначение изменится. Стране, обладающей колоссальными запасами ископаемого топлива нужно с утроенной силой развивать отрасли, которые будут использовать нефть и газ в качестве основного сырья – нефтепереработку и нефтехимию. И, несмотря на то, что эта всем очевидная мысль транслируется самыми авторитетными экспертами, институты, без которых развивать нефтехимию в нашей стране будет невозможно, оказались на гране исчезновения.

Химическая промышленность является драйвером инновационного развития экономики любого государства. Действительно, основными сферами потребления химической продукции являются отрасли, формирующие жизнедеятельность населения: строительство, электроника, упаковка, сельское хозяйство, автомобилестроение, потребительские товары.

Химическая цепочка создания стоимости является одной из самых устойчивых в мире и характеризуется высокими темпами роста: в 2019 году объем мировых продаж продукции химической индустрии составил 3,7 трлн евро/4,1 трлн долларов или порядка 268,2 трлн рублей, увеличившись за 10 лет более чем вдвое. Крупнейшими производителями химической и нефтехимической продукции являются Китай, США, страны ЕС, Япония, Тайвань, Южная Корея.

Позиции российской химической индустрии в глобальном производстве химической и нефтехимической продукции не соответствуют потенциальным возможностям, предопределяемым наличием богатейшей сырьевой базы. Советское наследие еще позволяет российскому химическому комплексу входить в десятку основных продуцентов химикатов, но только после таких небольших стран, работающих к тому же на импортном сырье, как Республика Корея и Тайвань.

Возникает вопрос: что нужно сделать, чтобы столь важная для экономики страны отрасль смогла выйти на достойные рубежи, а химики смогли существенно увеличить свой вклад в ВВП? (Для справки: в Китае доля отрасли в ВВП – порядка 10 % против 1,5 % в России.)

На наш взгляд, ответить на эти вопросы может только отраслевая наука, но в таком случае возникает дополнительный и не менее злободневный вопрос: а как поживает отраслевая наука? Каковы ее перспективы?

К сожалению, действительность такова, что к настоящему времени отраслевой науки в области химии и нефтехимии практически нет. Основная часть отраслевых научно-исследовательских институтов (НИИ) химического комплекса подверглась приватизации, причем во многих случаях новых собственников интересовали исключительно недвижимые активы, которыми в советские времена химики были наделены весьма щедро. Например, Государственный научно-исследовательский и проектный институт азотной промышленности и продуктов органического синтеза (ГИАП) занимал несколько зданий в районе Садового кольца г. Москвы и имел 5 филиалов в гг. Новгород, Дзержинск, Тольятти, Новомосковск, Гродно. Мощнейшая головная научная организация азотной промышленности, спроектировавшая и запустившая в эксплуатацию более 200 агрегатов по выпуску целого ряда химической продукции, после приватизации фактически прекратила свое существование.

Такая же судьба постигла другой институт химического комплекса – ФГУП НИИ «Синтез» с КБ, г. Москва, усилиями которого были разработаны передовые технологии и создано свыше двухсот различных производств органических и хлорорганических соединений в нашей стране и за рубежом. Институт структурно состоял из научной и проектной частей и опытных заводов, то есть охватывал весь цикл научных, технологических и проектных работ с их опытной проверкой и отработкой.

Примеров уничтожения научных центров российской химической промышленности более чем достаточно, и все ближе к финалу своей деятельности Научно-исследовательский институт технико-экономических исследований в области химии и нефтехимии – НИИТЭХИМ, созданный в 1958 году в целях подготовки аналитических и прогнозных исследований, направленных на формирование стратегических направлений развития отечественной химической промышленности. На Украине и в Белоруссии были организованы филиалы НИИТЭХИМа, причем украинский НИИТЭХИМ функционирует до настоящего времени.

С первых лет своего существования НИИТЭХИМ как отраслевой центр стратегических исследований совместно с другими научно-исследовательскими и проектными организациями химической промышленности и практически всеми крупнейшими отраслями-потребителями ее продукции выполнял работы, направленные на решение важнейших экономических задач, стоящих перед химической промышленностью СССР. Среди них – химизация народного хозяйства СССР, территориальное размещение химических производств по экономическим районам страны, комплексное использование углеводородного и минерального сырья, специализация и кооперирование химических и нефтехимических производств со странами-членами СЭВ.

Производственному успеху НИИТЭХИМа способствовало выделение государством 9-этажного здания на ул. Наметкина, что упростило взаимодействие его структур и еще более сплотило коллектив, который в советские времена насчитывал более 800 человек. Институт заслуженно гордился высоким профессионализмом своих работников, выпуском целого ряда публикаций по широкому кругу отраслевых проблем. Среди таковых особое значение имеет монография известного в научных кругах д.э.н. Э.С. Савинского «Химизация народного хозяйства и пропорции развития химической промышленности» (1972 г.), которая не утратила актуальность и в условиях рыночной экономики.

Распад СССР и СЭВ, ликвидация отраслевых министерств и ведомств с последовавшим практически полным приостановлением бюджетного финансирования изменили условия и масштабы деятельности НИИТЭХИМа. Многие важные направления работ были прекращены или существенно ограничены. Штат института резко сократился.

В 1993 году НИИТЭХИМ акционировался, хотя основной пакет акций сохранился за государством, и в последствии это помогло институту быстрее адаптироваться к новым экономическим реалиям и не утратить своей роли в процессе обеспечения государственных структур работами стратегического направления, а также важнейшей технико-экономической информацией в области химии и нефтехимии.

В перечне работ, выполненных в новых рыночных условиях, особую значимость имели разработки стратегий развития химической промышленности страны по контрактам с организациями федерального и регионального значения: «Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года» (2008 г.), «Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года (2014 г.), а также стратегии развития регионов и предприятий: «Разработка направлений развития ОАО «Саянскхимпласт» на период до 2020 года» (2004 г.), «Стратегия развития нефтехимической и газовой промышленности Самарской области на период до 2015 года» (2006 г.) и др.

Выполнение таких работ стало возможным в результате применения новых методологических подходов, направленных на оптимальное сочетание рыночного механизма с мерами государственного регулирования, на увязку прогнозируемых показателей с намечаемыми параметрами социально-экономического развития страны и основных сфер потребления химической продукции.

В НИИТЭХИМе продолжал функционировать Ученый совет, в который входили представители министерства и научные сотрудники отраслевых институтов. На заседаниях Ученого совета утверждались планы научных работ и направления дальнейшего развития института исходя из государственных заказов, профиля выполняемых исследований, научно-технических и экономических интересов коллектива. В этих условиях молодые специалисты защищали кандидатские диссертации, что повышало квалификационный уровень ОАО «НИИТЭХИМ» и способствовало привлечению молодежи к работе в институте.

Важно отметить, что удержанию НИИТЭХИМа «на плаву» в значительной степени способствовало включение института в список стратегических предприятий России, не подлежащих приватизации. Однако в 2008 году НИИТЭХИМ был исключен из списка стратегических предприятий России и в 2011 году государство в лице Минпромторга вторично выставило на продажу акции НИИТЭХИМа, продав «золотой» пакет акций лицам, далеким от проблем химической промышленности. Новых хозяев купленный пакет акций интересовал только с точки зрения здания и земли, поэтому собственники института, хотя и обеспечивают специалистов рабочими помещениями, в расширении и активном развитии НИИТЭХИМа не заинтересованы, и институт, отпущенный на «вольные хлеба», борется за выживание без какой-либо поддержки.

Обладая компетенцией в области разработки стратегических документов и маркетинговых исследований ОАО «НИИТЭХИМ» ежегодно участвует в конкурсах, проводимых Минпромторгом России, и обеспечивает Департамент химического комплекса и биоинженерных технологий аналитическими и информационными материалами по широкому спектру отраслевых проблем. На договорной основе выполняются маркетинговые исследования для коммерческих структур, поддерживается информационная связь с ведущими предприятиями отрасли. В рамках деловой программы отраслевой выставки «ХИМИЯ» ОАО «НИИТЭХИМ» проводит круглые столы по актуальным проблемам российского химического комплекса, участвует в конференциях, тематических дискуссиях. Новое «дыхание» получил выпускаемый институтом журнал «Вестник химической промышленности»: расширился новостной обзор, обострилась тематика статей, изменился дизайн. В результате журнал достойно занял свою нишу на информационном поле в области химии и нефтехимии.

Диверсифицируя свою деятельность, коллектив ОАО «НИИТЭХИМ» старается удержаться на профессиональной волне, но стоимость работ, которые выполняются по госзаказам и договорам с отдельными предприятиями и коммерческими структурами, не позволяет институту развиваться, привлекать молодежь, закупать необходимую информацию, участвовать в платных конференциях. Коллектив института сокращается как шагреневая кожа…

Больно осознавать, что медленно угасает когда-то головной научно-исследовательский институт технико-экономических исследований в области химии и нефтехимии. Вместе с тем причины угасания выходят за рамки исчезновения одного института. Во-первых, вся химическая промышленность России приватизирована и контроль государства чисто условный, тем более в дополнение к этому изменена система контроля со стороны государства в лице Министерства промышленности и торговли. Она носит методический характер, а не подчиненность, как это было раньше. В советские времена решения министерства носили директивный характер и требовали обязательного исполнения. Сегодня эти требования в большей части не более, чем пожелания.

Во-вторых, правительство также не озабочено детализацией процессов, происходящих в химической промышленности, и ограничивается разработкой планов и стратегий. К тому же по непонятным причинам было принято решение о включении Московского университета тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова (МИТХТ), готовившего для отрасли остро востребованных специалистов, в качестве структурного подразделения в Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники (МИРЭА). Даже название этих образовательных организаций указывает на разнородность профессиональной направленности выпускников. Объединение двух отмеченных университетов в Московский технологический университет привело к сокращению ученого состава, что не могло не отразиться на качестве подготовки специалистов, а также снизило степень самостоятельности химиков в принятии каких-либо профессиональных решений.

И, наконец, к разработке стратегических документов в области химии и нефтехимии стали привлекаться иностранные компании – McKinsey&Company, Strategy Partners Group (SPG) –, которые априори не заинтересованы в успешном развитии российской экономики. Так, разработанная компанией SPG «Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года» сохранила ориентир отрасли на выпуск продукции невысокой степени передела сырья и была подвергнута критике со стороны специалистов на многих дискуссионных площадках. Тем не менее «Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года», подготовленная компанией SPG и оплаченная государством по расценкам западных компаний, утверждена приказом Минпромторга России и Минэнерго России от 8 апреля 2014 г. № 651/172.

Возникает вопрос: а нужен ли вообще институт, определяющий стратегические направления развития российской химической и нефтехимической промышленности? Крупные компании имеют собственные центры технико-экономических исследований, предприятия также своими силами разрабатывают стратегии развития.

На первый взгляд, поставленный вопрос чисто риторический, но ответ на него зависит от взгляда на будущность российского химического комплекса. Для соответствия мировому тренду повышения роли химической промышленности в развитии экономики необходима стратегия развития химического комплекса в целом, направленная на удовлетворение спроса на химическую и нефтехимическую продукцию для инновационного развития отраслей-потребителей и повышение эффективности внешнеэкономической интеграции России, причем с учетом развернутого в ведущих странах мира курса на декарбонизацию производства.

Объективно, стратегия такого формата должна разрабатываться только российским институтом, имеющим большой опыт выполнения работ стратегического направления. Таким когда-то был НИИТЭХИМ...

Сегодня НИИТЭХИМ, созданный в далеком 1958 году для подготовки документов стратегического направления и не один десяток лет достойно выполняющий эту задачу, выживает только благодаря энтузиазму оставшихся в институте специалистов. Но энтузиазм без поддержки государства недолговечен... И некогда мощнейший институт по разработке стратегий, программ, концепций развития химической промышленности в целом, по отдельным федеральным округам, субъектам РФ, предприятиям отрасли доведен до критического состояния...

Невозможно определить, как долго может продержаться ОАО «НИИТЭХИМ». А что делать с огромным информационным фондом, отражающим развитие отечественной химической промышленности? Изрезать, сжечь, как это было сделано в закрытых институтах?

Вопросы, не имеющие ответов, не должны стать нарастающим нарративом. На наш взгляд, для решения задач, стоящих перед российской экономикой, государству необходимо расширить меры поддержки научных организаций, в том числе отраслевых НИИ, деятельность которых способствует повышению эффективности бизнеса и укреплению научно-технического потенциала страны.




Статья ««Красная книга» нефтехимической промышленности: исчезающие институты» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№2, Февраль 2022)

Авторы:
725831Код PHP *">
Читайте также