USD 63.8135

-0.38

EUR 70.7245

-0.38

BRENT 63.44

+0.03

AИ-92 42.39

0

AИ-95 46.09

-0.01

AИ-98 51.5

+0.01

ДТ 47.86

+0.02

6 мин
280

Нефть из тундры


Нефтетранспортная система «Заполярье – Пурпе – Самотлор» состоит из двух трубопроводов, каждый из которых по-своему уникален. «Пурпе – Самотлор» связывает западный и восточный маршруты транспортировки российского «черного золота». «Заполярье – Пурпе» – самый северный магистральный нефтепровод страны и один из самых инновационных. Но полномасштабное использование системы пока что отодвигается все дальше в будущее.

Включить северные месторождения

 

Строительство нефтепровода началось по просьбам нефтяных компаний, получивших в «нулевых» годах лицензии в Ямало-Ненецком автономном округе и северной части Красноярского края. Инициатива была поддержана «Транснефтью» и правительством страны. В апреле 2010 г. тогдашний премьер Владимир Путин подписал распоряжение о строительстве трубопроводной системы «Заполярье – пос. Пурпе – Самотлор».

Проекту были приданы две стратегические задачи. Первая – способствовать развитию нефтедобычи в северных регионах. Вторая – помочь загрузить трубопроводную систему «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО).

Уже в 2010-2011 гг. «Транснефть» построила южный участок новой магистрали. По относительно короткой траектории он соединил действующую НПС «Пурпе» в Пуровском районе ЯНАО и ЛПДС «Самотлор» в Ханты-Мансийской АО. Таким образом, была создана перемычка между западной и восточной частями нефтепроводной системы страны.

Длина «Пурпе – Самотлор» составила 429 км, пропускная способность – 25 млн тонн нефти в год с возможностью расширения до 50 млн, диаметр труб – 1020 мм. Трубопровод был полностью проложен под землей. На трассе была возведена промежуточная НПС «Вынгапур».

Доступ к новой трубе получило, в первую очередь, крупное Ванкорское месторождение «Роснефти». Также была создана техническая возможность для подключения Лодочного и Русского месторождений ТНК-BP (ныне это участки «Роснефти»).

Маршрут второго нефтепровода, «Заполярье – Пурпе», был проложен по территории ЯНАО на север, на 170 км за полярный круг. Планировалось, что реализация проекта даст толчок нефтедобыче на Западной и Восточной Мессояхе «Мессояханефтегаза» (СП «Газпром нефти» и ТНК-BP, теперь – «Роснефти»), Уренгойской группе месторождений «Газпрома», Пякяхинском месторождении «ЛУКОЙЛа» и ряде других участков.

Строительство самого северного нефтепровода России велось в 2012-2016 гг. Было проложено 488 км труб диаметрами 1020 мм и 820 мм. Введены в строй две новые НПС, включая головную – «Заполярье». Труба способна прокачивать 32 млн тонн нефти в год на первом этапе, проектная мощность – 45 млн тонн.

К концу 2016 г. в магистраль стала поступать нефть с Пякяхинского и Восточно-Мессояхского месторождений. А в январе следующего года «Заполярье – Пурпе» был торжественно запущен в эксплуатацию.

 

Поле для инноваций

 

Строительство «Заполярья – Пурпе» стало серьезным вызовом для «Транснефти». Трубу тянули по лесотундре и тундре, по сильно обводненным территориям и вечной мерзлоте. Местному климату свойственны сильные ветры (до 40 м/с) и значительные годовые перепады температур (от -55 до +34 градусов по Цельсию). Кроме того, на пути трассы легли многочисленные водные преграды, включая реки Таз и Пур. Все это требовало инновационных подходов.

В частности, строить надо было так, чтобы удерживающий сооружения многолетнемерзлый грунт не оттаивал. При этом высоковязкую северную нефть для прокачки необходимо нагревать до 60 градусов (на трассе для этого построили восемь специальных пунктов). Был применен ряд нестандартных решений:

  • большая часть нефтепровода (315 км) проложена над землей, на свайных опорах. Аналогичный способ использован при строительстве НПС и резервуарного парка;
  • опоры снабжены термостабилизаторами грунтов, которые поддерживают естественную температуру почвы. Их общее количество – 110 тыс.;
  • трубы покрыты дополнительным теплоизолирующим слоем из современных материалов.

На надземной части «Заполярья – Пурпе» применены три типа опор: неподвижные (через каждые 0,5 км), продольно-подвижные и свободно подвижные. Благодаря этому не возникают недопустимые деформации нефтепровода из-за температурного воздействия. Тому же служит система компенсаторов – специально обустроенных изгибов трубы.

В местах пересечения с крупными реками созданы шесть подводных переходов. Самым сложным стал 27-километровый переход под поймой реки Таз, который проложили наклонно-направленным бурением.

Трубы «Заполярья – Пурпе» обладают удлиненным сроком эксплуатации – 50 лет без реконструкции и замены. Нефтепровод снабжен автоматическими системами обнаружения утечек и другим оборудованием, повышающим его надежность.

Использованные «Транснефтью» технологии были разработаны в России (хотя мировой опыт тоже учитывался). Во время работы над проектом компания защитила 22 патента на изобретения и 15 патентов на полезные модели.

 

«Золотая» труба

 

На строительство трубопровода «Пурпе – Самотлор» «Транснефть» потратила 45 млрд руб. собственных средств. При этом сообщалось, что проектная стоимость была выше – 53 млрд, но компании удалось оптимизировать расходы.

«Заполярье – Пурпе» изначально был более дорогим проектом. В 2011 г. речь шла о 120 млрд руб. инвестиций. «Транснефть» обсуждала с правительством различные варианты финансирования, в том числе с участием нефтяных компаний. Но последние были против. В итоге часть средств «Транснефти» пришлось брать из своей выручки, а часть привлекать в виде займов (в том числе из Китая). Свои расходы монополия рассчитывала возместить в будущем за счет тарифа на прокачку нефти.

Но применение сложных технических решений значительно увеличило стоимость строительства. К середине 2013 г. она подскочила до 200 тыс. руб., из-за чего в Госдуме даже инициировали проверку (правда, Счетная палата значимых нарушений не обнаружила). А в итоге к окончанию работ проект поглотил 211,2 млрд руб.

Одновременно возникли проблемы с заполняемостью трубы. В 2011 г. нефтяные компании обещали, что в 2015-2025 гг. совокупно поставят в нефтепровод 418 млн тонн нефти. Тогда в «Транснефти» рассчитали, что вернут свои инвестиции в течение 19 лет.

Но в последующие годы нефтяники стали переносить сроки сдачи сырья и снижать гарантированные объемы: освоение северных месторождений пошло медленнее, чем думали раньше. А с падением цен на нефть в 2014-2016 гг. ситуация стала еще хуже.

Перед самым запуском «Заполярья – Пурпе» заявки на прокачку до 2025 г. составляли уже 174,4 млн тонн, сообщала «Транснефть». В том числе, на 2017 г. – всего 7,23 млн тонн, на 2018 г. – 12,6 млн, 2019 г. – 16,9 млн.

Но серьезные претензии у трубопроводной монополии возникли только к «Роснефти». Последняя в 2013 г. купила ТНК-BP и решила перенаправить сырье с Сузунского, Тагульского и Русско-Реченского месторождений в свой трубопровод «Ванкор – Пурпе». В «Транснефти» посчитали, что нефтекомпания нарушила логистические обязательства и это существенно повлияло на окупаемость «Заполярья – Пурпе».

Чтобы возместить расходы, «Транснефть» попросила ФАС установить тариф за прокачку нефти по новому трубопроводу в размере 692 руб. за тонну. Этот уровень, по подсчетам компании, позволил бы ей вернуть затраты за 30 лет. Потом монополия повысила свое предложение до 1 034 руб. за тонну. Но нефтяники заявили, что такой уровень сделал бы разработку северных месторождений нерентабельной. В итоге ФАС утвердила ставку в 399,1 руб. за тонну (в 2018 г. ее размер проиндексирован на 4 %).

При этом заполняемость «Заполярья – Пурпе» оказывается еще ниже, чем ожидалось даже в конце 2016 г. Объем прокачанного сырья за 2017 г. составил 3,17 млн тонн. В текущем году ожидается показатель в 6 млн тонн, а в следующем – 15,5 млн тонн, говорил в сентябре вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов. На пике добычи в 2024 г., по данным компании, нефтяники планируют сдать в трубопровод не более 25 млн тонн.

У добывающих компаний есть причины не торопиться: конъюнктура мирового энергетического рынка с начала десятилетия сильно изменилась. Так, «Роснефть» в 2017 г. отложила начало добычи на Русском месторождении из-за обязательств по сделке ОПЕК+. Теперь компания собирается запустить проект до конца 2018 г., если не придется опять сокращать добычу.

 

Ближе к Китаю

 

Несмотря на проблемы с заполнение северной части, стратегическое значение нефтяной магистрали «Заполярье – Пурпе – Самотлор» не теряется. С одной стороны, ввиду снижения добычи на браунфилдах традиционных регионов нефтяникам все же придется активнее работать на Севере. Конечно, если рыночная ситуация не преподнесет очередных сюрпризов.

С другой стороны, изначально в проект была заложена цель, которая в официальных высказываниях формулировалась как «укрепление энергетической безопасности России». «Заполярье – Пурпе – Самотлор», позволяющий направлять сырье в двух разных направлениях, дает возможность гибче диверсифицировать нефтяной экспорт.

Европа сегодня применяет санкции и одновременно разворачивается к «зеленой» энергетике. В этих условиях Россия все в большей степени ориентируется на Китай, который остается дружественным государством и при этом – одним из крупнейших потребителей нефти в мире. В прошлом году, по данным китайской стороны, РФ поставила восточному соседу 59,7 млн тонн «черного золота», опередив всех многочисленных конкурентов.

Значительная часть российского экспорта в Китай обеспечивается месторождениями Ванкорского кластера «Роснефти». Они дают 22–23 млн тонн в год. Для прокачки этих объемов к ВСТО и далее за рубеж используется нефтепровод «Пурпе – Самотлор».

Ожидается, что в перспективе «Заполярье – Пурпе» также начнет работать на восточное направление. Пока что поступающая в него нефть идет на запад. Как в сентябре пояснял Сергей Андронов, сырье не соответствуют параметрам сдачи в ВСТО по плотности: показатель превышает 900 кг/м³, тогда как у смеси ESPO он в 2018 г. составляет 844 кг/м³. Но ситуация может измениться после подключения к трубе новых месторождений.

 

 

Полная версия доступна после покупки

Авторизироваться
Система Orphus