USD 92.1314

-0.37

EUR 98.7079

-0.2

Brent 89.39

+0.14

Природный газ 1.917

-0.05

6 мин
1075

Топливные перспективы газа

На сегодняшний день газ является наиболее экономичным и экологичным видом топлива. Для «Газпрома» производство и реализация компримированного и сжиженного природного газа в качестве моторного топлива остается приоритетным направлением развития. Именно в этом направлении активно работает дочерняя специализированная компания «Газпром газомоторное топливо».

Топливные перспективы газа

Общественный транспорт и тяжелая техника, работающие на газе, станут главным трендом для крупных российских городов на ближайшую перспективу. По словам мэра столицы С. Собянина, экологические проблемы города на 90% связаны с выбросами автомобилей, работающих на традиционных топливах. Именно поэтому московские власти заинтересованы в увеличении парка машин, использующих газ. «Проект, который мы реализуем с «Газпромом», заключается в строительстве системных газовых станций, которые позволят машинам, оборудованным, соответственно, газовым двигателями, комфортно заправляться», – подчеркнул Собянин. Уже к 2025 г. в столице появятся порядка 3 тыс. газомоторных автобусов (примерно 30% от общего автобусного парка столицы), что нацелено на улучшение экологической ситуации в Москве.

У «Газпрома» уже появился бренд для газомоторного топлива – EcoGas, соответствующий самому высокому классу экологической безопасности «Евро-6», по сравнению с традиционным топливом применение газомоторного топлива позволяет снизить выбросы в атмосферу в 10 раз. По информации руководства «Газпрома», компания намерена бороться за рынок и удерживать цены в два раза ниже стоимости дизельного топлива на долгосрочную перспективу.

Всего в России у «Газпрома» 260 сбытовых объекта, предназначенных для реализации газомоторного топлива, а мощность газомоторной инфраструктуры компании достигла 2 млрд м3 в год. Дочерняя «Газпром газомоторное топливо» строит новые газовые заправки, эксплуатирует передвижные газозаправщики. У компании есть проекты по установки модулей компримирования природного газа на обычных АЗС. В собственности у компании Московский газоперерабатывающий завод и два комплекса по сжижению природного газа в Калининграде и Петергофе. По словам председателя совета директоров ПАО «Газпром» В. Зубкова, за последние три года общий объем инвестиций «Газпрома» в газозаправочные комплексы превысил 10 млрд рублей: в 24 регионах страны были построены 43 новые современные станции. По информации председателя совета директоров «Газпрома», 70% оборудования новой автомобильной газонаполнительной компрессорной станции в Москве было локализовано, создано и выпущено в Российской Федерации.

«Россия обладает самыми большими в мире запасами природного газа. Наличие такого потенциала позволило нам несколько лет назад начать масштабную работу по развитию инфраструктуры снабжения автомобилей экономичным и экологически чистым топливом. Москва – это огромный мегаполис, крупнейший транспортный и логистический узел. В столице к Чемпионату мира по футболу мы дополнительно запустим еще четыре новые станции. Они будут оборудованы по самым высоким стандартам качества и безопасности. В ближайшие два года «Газпром» планирует создать в регионе полноценную газозаправочную сеть», – отметил Зубков. Цель компании довести число газовых заправок в стране до 500 в ближайшие годы.

В планах «Газпрома» подготовка к предстоящему в 2018 г. чемпионату мира по футболу. Предполагается пополнить парк автобусов в городах, где он пройдет, 800 единиц экологически чистой техники, работающей на газе. Кроме того, по словам Зубкова, стратегическим направлением для компании станет строительство новых малотоннажных заводов по сжижению природного газа (СПГ). Не так давно российский КАМАЗ стал производить двигатели, работающие на СПГ, и руководство «Газпрома» видит особые перспективы для развития поставок сжиженного природного газа для большегрузного транспорта по крупным магистральным линиям: Урал, Москва – Санкт-Петербург, по Шелковому пути (Китай-Россия-Европа) и других, а также использования СПГ в качестве бункеровочного топлива на морском и речном транспорте. В Ленинградской области «Газпром» сейчас ведет строительство комплекса по производству, хранению и отгрузке СПГ в районе компрессорной станции «Портовая». Кроме того, полным ходом идет подготовка к реализации проекта создания крупнотоннажного завода «Балтийский СПГ» в районе порта Усть-Луга.

В настоящее время торговля сжиженным природным газом является для «Газпрома», прежде всего, способом диверсификации экспортных маршрутов. Азиатско-тихоокеанский рынок стал главным направлением продаж СПГ для российской компании. Япония, Китай и Южная Корея станут главными потребителями сжиженного природного газа, в том числе и российского. Осенью 2017 г. «Газпром» и японская Mitsui подписали соглашение по развитию проектов мало- и среднетоннажного сжиженного природного газа. Компании планируют реализацию на территории Японии совместных проектов по производству, транспортировке и маркетингу СПГ. Кроме того, предполагается участие «Газпрома» в бункеровочных проектах сжиженным природным газом в Японском море. Компании являются партнерами в проекте «Сахалин-2», в рамках которого работает единственный в России завод по производству СПГ. Mitsui принадлежит 12,5% в компании операторе проекта – Sakhalin Energy. В сентябре 2016 г. «Газпром» и Mitsui подписали меморандум о взаимопонимании по СПГ-бункеровке, а в декабре того же года соглашение о стратегическом сотрудничестве, включившим договоренности о расширения проекта «Сахалин-2» и СПГ-бункеровке морского транспорта в Японском море. На Японию приходится большая часть поставок российского СПГ – 67% экспорта сжиженного природного газа из России в 2016 г. «Газпром» решил возобновить работу над проектом «Владивосток СПГ», который теперь будет ориентирован на среднетоннажное производство сжиженного газа для промышленных потребителей, газотранспортные проекты и бункеровку сжиженным природным газом.

«Ямал СПГ» НОВАТЭКа – первый российский арктический проект по производству сжиженного природного газа, стартовавший в декабре 2017 г., возможно, станет источником поставок и для бункеровочных операций в Арктике. Недавно анонсировано строительство дополнительной четвертой линии в рамках «Ямал СПГ», что поддержит переход арктического региона на чистое топливо. Уже действует Псковский завод СПГ, продукция которого идет, в том числе, и на бункеровку зарубежных паромов в Балтийском море. Строится завод в Высоцке, ориентированный на поставки в прибалтийские страны, а также и на бункеровку в Балтике.

Требования экологических стандартов в отношении морского транспорта растут год от года. Осталось всего два года до вступления с 2020 г. в силу ограничений по содержанию серы в топливе для морского транспорта в соответствии с решениями Международной морской организации (International Maritime Organization). Европейские страны уже активно работают над созданием системы бункеровки СПГ как в морских портах, так и на внутренних водных путях.

Главными задачи в этом направлении для России остаются создание инфраструктуры и соответствующей техники. Для развития применения сжиженного природного газа на морском и речном транспорте нашей стране, вероятно, потребуются поддержка государства и программы, аналогичные уже реализуемым для расширения применения газомоторного топлива на автомобильном транспорте. По информации российского отделения Всемирного фонда дикой природы, в настоящее время в России на базе научно-исследовательского судна «Профессор Павловский» по заказу Минпромторга отрабатывается технология перевода судов на использование сжиженного природного газа. «Объединенная судостроительная корпорация», а также входящие в нее Онежская и Костромская верфи разрабатывают проекты судов бункеровщиков сжиженным природным газом.

В прошлом году «Совкомфлот», «Роснефть», ССК «Звезда», а также «Государственная транспортная лизинговая компания» договорились о строительстве на российской верфи на Дальнем Востоке пяти нефтеналивных танкеров, ходящих на сжиженном природном газе, и их последующую эксплуатация в экспортных перевозках сырой нефти. Суда дедвейтом в 114 тыс. т, с ледовым классом 1А/1В, планируется ввести в эксплуатацию в 2021 г. Южнокорейская Hyundai Samho Heavy Industries окажет техническую поддержку в проектировании и строительстве судов класса «Афрамакс», в том числе на газомоторном топливе, на судоверфи «Звезда».

По информации «Совкомфлота», крупнейший оператор танкерного флота принял принципиальное решение по переходу к использованию СПГ в качестве судового топлива в сегменте крупнотоннажных перевозок. Компания планирует начать эксплуатацию «зеленого» танкера типоразмера Aframax на сниженном природном газе примерно с середины 2018 года. Первый крупнотоннажный танкер предполагается использовать для коммерческих перевозок в Балтийском и Северном морях. В настоящее время первые «зеленые» Афрамаксы заказаны «Совкомфлотом» в Южной Корее, а с 2020 г. строительство серии танкеров типоразмера Aframax на СПГ планируется начать на судостроительном комплексе «Звезда» компании «Роснефть» на российском Дальнем Востоке.



Статья «Топливные перспективы газа» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№2, Февраль 2018)