В конце прошлого года введена в эксплуатацию первая линия по сжижению природного газа «Ямал СПГ». Уже к марту 2018 г. на мировые рынки было поставлено более 1 млн т СПГ, а в апреле текущего года стартовали отгрузки по долгосрочным контрактам. Этот крупнейший российский проект в Арктике нацелен на расширение позиций России на быстро меняющихся газовых рынках. Активное развитие по всему миру многочисленных проектов по сжижению природного газа трансформирует отрасль и приводит к формированию глобального газового рынка. Кроме того, «Ямал СПГ» способствует росту присутствия РФ в арктических широтах: проект стал триггером для запуска и поддержки новых проектов в Арктике, хозяйственного освоения территорий Крайнего Севера.
Первый миллион «Ямал СПГ»
Завод «НОВАТЭКа» в российской Арктике в начале марта 2018 г. отгрузил с терминала в порту Сабетта 1 млн т сжиженного природного газа с момента запуска в конце прошлого года первой линии мощностью в 5,5 млн т в год. Транспортировка выполняется арктическими газовозами класса Arc7, способными перевозить до 170 тыс. куб. м или 74 тыс. т СПГ на борту. Еще в декабре 2017 г. были отправлены за рубеж и проданы на спотовых рынках три партии СПГ общим объемом 221,3 млн т СПГ, а по итогам первого квартала 2018 г. в рамках проекта экспортировано 1,262 млн т. К 20 апреля 2018 г. завод «Ямал СПГ» отгрузил более 1,5 млн т сжиженного природного газа.
Что касается первых 14 партий, первого миллиона «Ямал СПГ», известно, что лидером по количеству принятых партий российского сжиженного природного газа стал терминал Gate в Роттердаме. На этот голландский порт пришлось пять из четырнадцати первых поставок проекта «Ямал СПГ». Еще четыре партии ушли на французский терминал Montoir de Bretagne. Две партии были официально отправлены в Соединенные Штаты. Первая партия была поставлена через Isle of Grain в Великобритании, а вторая – через французский Дюнкерк в Зебрюгге в Бельгии и далее переправлена в США. Отметим, что «Ямал СПГ» подписал с компанией Fluxys контракт на 20 лет на перевалку сжиженного природного газа в порту Зебрюгге в объеме 8 млн т в год.
По словам Вячеслава Володина, спикера Госдумы РФ, проект формирует новую архитектуру внешнеторговых отношений России на новом рынке сжиженного природного газа и позволит нашей стране претендовать на место среди лидеров поставок СПГ.
Председатель правления «НОВАТЭК» Леонид Михельсон рассчитывает в течении 4-5 лет увеличить ресурсную базу на Ямале за счет нераспределенных участков недр и газовых ресурсов других недропользователей в регионе и обеспечить возможность производства сжиженного природного газа до 70 млн т в год. Сейчас компания располагает ресурсным потенциалом для выпуска 57 млн т сжиженного природного газа в год.
Акционерами «Ямал СПГ» являются «НОВАТЭК» (50,1 %), Total (20 %), CNPC (20 %), а также Фонд Шелкового Пути (9,9 %). Это один из крупнейших российских проектов в Арктике, в котором принимает участие Китай. По мнению руководства CNPC, он имеет огромное значение для международного энергетического сотрудничества и «права голоса КНР на мировом рынке энергоресурсов». 85 % подрядов на строительство модулей, из которых собран завод по сжижению природного газа «Ямал СПГ», были выполнены китайскими компаниями. После запуска в строй второй и третьей линий, когда мощность завода СПГ достигнет 16,5 млн т СПГ в год, как минимум 4 млн т пойдут на китайский рынок. В конце марта текущего года первая партия российского СПГ проекта была поставлена дочерней Novatek Gas & Power Asia Pte. Ltd. в Индию.
Поставки на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона рассматриваются в качестве главного приоритета «НОВАТЭКа». В стратегии развития компании до 2030 г. заложены принципы расширения географии поставок и рост присутствия на ключевых рынках Азии. Руководство компании не стремится переходить дорогу «Газпрому» и конкурировать с трубопроводными поставками газа в европейские страны из России. 96 % из запланированного объема производства «Ямал СПГ» уже законтрактованы. С апреля 2018 г. в рамках проекта стартовали поставки по долгосрочным контрактам.
Западный партнер «НОВАТЭКа» – французская Total – продолжает работу с российской компанией, несмотря на секторальные санкции, введенные США и ограничившие привлечение финансирования и доступ к технологиям для компаний из РФ. По словам старшего вице-президента Total по разведке Кевина Маклалана, Россия является приоритетным направлением для деятельности французской компании, поэтому она продолжит сотрудничество с «НОВАТЭКом» в рамках проекта «Ямал СПГ».
Ресурсный потенциал
Российский арктический проект производства сжиженного природного газа на Ямале предполагает освоение ресурсов Южно-Тамбейского месторождения, с запасами порядка 926 млрд куб. м газа. По словам Сергея Колбикова, начальника управления прогнозирования и мониторинга разработки месторождений «НОВАТЭКа», на Ямале компания столкнулась с тяжелыми геологическими и географическими проблемами, среди которых можно отметить: суровые климатические условия на Севере ЯНАО; удаленность от районов с развитой инфраструктурой и транспортных сетей, магистральных нефтегазопроводов; снижением качества коллекторов на разрабатываемых и новых месторождениях; увеличение глубины залегания запасов, аномально высокое давление на разрабатываемых активах.
Однако суровые условия Крайнего Севера не только стали вызовами для недропользователя, но и помогли «НОВАТЭКу». Компания сообщила о росте производительности завода в зимних условиях, превысившей проектную на 9 %, что связано с высокой эффективностью технологии сжижения природного газа в арктических условиях и приведет к большим объемам выпуска СПГ на первой линии, чем запланировано проектом. Первоначально предполагалось, что строительство завода по сжижению природного газа будет вестись тремя очередями с запуском в 2017, 2018 и 2019 годах соответственно. Проект предусматривал ежегодное производство около 16,5 млн т сжиженного природного газа и до 1,2 млн тонн газового конденсата с поставкой на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Вторая линия «Ямал СПГ» может быть запущена в сентябре-октябре 2018 г. Ввод третьей планируется осуществить в 2019 г., на 6-9 месяцев раньше срока. Недавно «НОВАТЭК» определился со сроками реализации и четвертой линии мощностью 0,9 млн т в год, что позволит увеличить общую производительность завода до 17,4 млн т. Она может быть введена в строй уже в конце следующего года – начале 2020 г. Как заверяет руководство российской компании, почти все оборудование для этой линии будет выпущено на отечественных предприятиях. В марте текущего года «НОВАТЭК» запатентовал собственную технологию производства СПГ «Арктический каскад»: процесс сжижения состоит из двух этапов, которые обеспечивают высокую энергоэффективность технологии за счет максимального использования арктического климата. Технология рассчитана на использование оборудования российских предприятий, что позволит снизить затраты и повысить экономическую эффективность проекта.
«НОВАТЭК» активно продвигается и со своим вторым проектом «Арктик СПГ-2» на базе Утреннего месторождения. Компания определилась с мощностью трех линий проекта – 6,6 млн т в год каждая или 19,8 млн т в год в целом. Планируемый срок запуска проекта – 2022-2025 гг. В Мурманской области ведется строительство мощностей Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений, который получит поддержку со стороны государства. Планируется, что «НОВАТЭК» в ходе первого этапа развития мощностей Центра построит три плавучих завода по сжижению природного газа. Кроме того, принято решение о строительстве перевалочного СПГ-терминала на Камчатке, которое будет синхронизировано с запуском первой линии «Арктик СПГ-2» в 2022-2023 гг. Мощность перевалки этого терминала может составить от 20 до 40 млн т в год.
«НОВАТЭК» собирается построить на Камчатке морской терминал по перегрузке сжиженного природного газа. Газовозы высокого ледового класса будут доходить до Камчатки, где СПГ перегрузят на обычные танкеры. Это позволит экономически эффективно использовать мощности проекта и повысить конкурентоспособность арктических проектов России. Предполагается построить терминал мощностью до 20 млн т СПГ в год к 2022-2023 гг.
Проекты российских нефтегазовых компаний способствуют развитию судоходства на трассе Северного морского пути. Продукция «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2», рост грузопотока из порта Сабетта, благодаря интеграции Единой транспортной системы России с СМП за счет строительства железнодорожного коридора Бованенково-Сабетта, а также рост поставок нефти из Нового Порта станут главными источниками роста объемов перевозок в Арктике. Руководство «НОВАТЭКа» выступает против запрета использования в акваториях арктических морей нероссийских судов с 2019 г., поскольку это серьезно затормозит развитие проектов в регионе и подорвет торговлю с основными потребителями ресурсов Крайнего Севера. Российское гражданское судостроение нуждается в поддержке государства. Развитие Северного морского пути и поставок сжиженного природного газа связано с высокоэффективными и доступными транспортными услугами.
Автор:
Мария Кутузова