Портфель морских нефтегазовых проектов Газпром нефти включает серьезные объемы геологоразведочных работ в Заполярье: у компании сейчас пять лицензионных участков на шельфе Арктики. Сложность разработки открытого еще в 1999 г. в Печорском море Долгинского связана с геологической структурой месторождения, что потребует бурения большого числа скважин и использования нескольких добывающих платформ. Ранее компания анонсировала планы пробурить на Долгинском до 100 скважин и ввести месторождение в эксплуатацию ориентировочно в 2021 г., но падение цен на нефть вызвало приостановку реализации этого проекта. Дочерней компании Газпромнефть-Сахалин, в сферу деятельности которой входит поиск, разведка и разработка морских нефтегазовых месторождений на шельфе Арктики, принадлежат лицензии на освоение Долгинского и Северо-Западного лицензионного участков в Печорском море, Хейсовского лицензионного участка в Баренцевом, а также огромного Северо-Врангелевского участка, расположенного в акваториях Восточно-Сибирского и Чукотского морей.
Сейчас Газпромнефть-Сахалин рассматривает несколько вариантов продолжения геологоразведки на Долгинском, включая доразведку северной части с уходом на большую глубину бурения в нижний девон, где геологи компании рассчитывают увидеть продолжение на шельфе богатых нефтеносных геологических структур соседней сухопутной Тимано-Печоры. Дело в том, что последняя скважина, пробуренная на месторождении, показала приток газоконденсата, что вызвало жаркие дискуссии со стороны экспертов о перспективах его освоения и призывы пересмотреть прогнозы нефтяного потенциала Долгинского. Извлекаемые запасы месторождения, поставленные на государственный баланс, составляют более 200 млн т нефти. Объем ресурсов перспективных поисковых объектов оценивается в 875 млн т н. э.
По словам заместителя генерального директора по развитию шельфовых проектов Андрея Патрушева, перед Газпром нефтью открываются широкие возможности в случае совместного освоения Долгинского нефтяного месторождения и Северо-Западного лицензионного участка в Печорском море. Площадь участков Долгинского свыше 1 тыс. кв. км, а Северо-Западного – около 9 тыс. кв. км. Глубина воды на первом – 21-46 м, а на Северо-Западном – 25-187 м. По словам специалистов компании, в соответствии с ближайшими планами на этих участках будут проведены сейсморазведочные работы 2D и 3D, организовано бурение поисково-разведочных скважин. Согласно лицензионным обязательствам, у Газпромнефть-Сахалин запланировано бурение двух поисково-разведочных скважин в Печорском море.
В северной части Баренцева моря к западу от архипелага Новая Земля компания планирует геологоразведку на Хейсовском лицензионном участке, площадью в 84 тыс. кв. км, расположенного на глубине воды до 500 м. По словам представителей ВИНК, объемы прогнозных извлекаемых ресурсов в пределах данного участка оцениваются более чем в 140 млн т нефти и конденсата, а также 2 трлн куб. м газа. Здесь уже выполнены сейсмические работы 2D на 15 тыс. пог. км. Планируется дополнительная сейсмика 2D в объеме 220 тыс. пог. км, а затем проведение 3D сейсмических работ с целью обнаружения оптимальных точек для бурения скважин.
На шельфе Чукотского и Восточно-Сибирского морей у Газпром нефти есть право на разведку и разработку Северо-Врангелевского лицензионного участка площадью 170 тыс. кв. км – уникального, обладающего огромным потенциалом обнаружения здесь углеводородного сырья. По информации представителей компании, объем геологических ресурсов превышает здесь 3 млрд т н. э. Глубина моря варьируется здесь от 20 до 90 м. «Существующие технологии позволяют обустроить и добывать углеводороды в данном регионе. Несмотря на то, что мы получили этот участок с определенным объемом геологической информации, в планах компании дополнительно изучить участок и провести сейсмику 2D в объеме 40 тыс. кв. км, а затем сейсмика 3D и бурение скважин», – отмечают специалисты «Газпром нефти».
Что касается проектов освоения месторождений на шельфе Арктики, основными проблемами здесь, по словам представителей компании, являются: большая удаленность от места проведения работ (Варандей и Нарьян-Мар) объектов инфраструктуры: пограничных пунктов пропуска, аэродромов, баз обеспечения. Необходимость сооружения новых объектов инфраструктуры ведет к серьезному удорожанию проектов. Также можно отметить недостаток постоянной поддержки сервисных компаний на местах (отсутствие собственных сервисных баз), что приводит к необходимости мобилизации оборудования из других регионов, а также недостаточной конкуренции среди подрядчиков практически по всем сегментам реализации проектов: поставки оборудования, сервис. Еще одна острая проблема – привлечение финансирования в геологоразведку. По мнению Алексея Вашкевича, главы дирекции по геологоразведочным работам и развитию ресурсной базы компании Газпром нефть, в целом успешность геологоразведочного бурения у ВИНК превышает сегодня 90%. «Мы сделали ставку на развитие собственных технологий: у нас разработано в этой области 25 проектов, 16 из них уже реализуется. Главным ограничением для нас является дефицит дешевых кредитных средств: ставка привлечения денег для компании зачастую превышает 16%. Государство должно помочь, разделить нагрузку с компаниями, особенно на первых этапах выполнения геологоразведки», – отметил Вашкевич. По словам заместителя генерального директора по развитию шельфовых проектов Андрея Патрушева, Газпром нефть остается компанией, открытой для сотрудничества, заинтересованной в партнерстве как в рамках сухопутных, так и шельфовых проектов, в том числе и с подрядчиками услуг, поставщиками оборудования и материально-технического обеспечения.
Опыт Приразломного
Нужно отметить, что Газпром нефть – одна из немногих компаний в мире, уже ведущих промышленную добычу в суровых условиях Арктики. По словам А. Патрушева, компания намерена и в дальнейшем удерживать лидерство в разработке арктического шельфа. Как рассказал российский топ-менеджер, выступая в ходе «Русского дня» на международной конференции Offshore Northern Seas (ONS-2016) в норвежском Ставангере, уже сейчас по объемам прироста добычи углеводородов Газпром нефть занимает первое место в российской нефтегазовой промышленности. Добыча в компании за 2015 г. выросла на 20% и достигла примерно 80 млн т н. э., а за последние пять лет она увеличилась на 39%. Согласно первым подведенным итогам 2016 г., объем добычи углеводородного сырья Газпром нефти достиг 85,8 млн т н.э., что на 7,7% больше чем было извлечено в предыдущем году.
Объемы доказанных запасов Газпром нефти – 1,5 млрд т н. э. – ставят российскую ВИНК в один ряд с крупнейшими нефтяными компаниями в мире. Газпром нефть ведет активные геологоразведочные работы как в традиционных нефтяных провинциях, так и на шельфе Российской Федерации. Освоение морских проектов является стратегическим направлением деятельности Газпром нефти. Нужно отметить, что первая скважина на арктическом шельфе была пробурена компанией (тогда носившей имя Сибнефти) на шельфе Анадырского залива у берегов Чукотки. Но сегодня у компании есть все основания для громких заявлений на тему освоения арктических просторов: именно Газпром нефти принадлежит первый реализованный нефтяной проект в Арктике – освоение Приразломного месторождения.
С момента добычи первой нефти на месторождении в конце 2013 г. началась разработка российского арктического шельфа. Нефть нового российского сорта Arctic Oil, впервые отгруженная с платформы в апреле 2014 г., характеризуется высоким содержанием битумов, низким показателем содержания парафинов, а также большим числом фракций, используемых при производстве масел, и легко транспортируется. Нефть подходит для глубокой переработки на сложных технологических НПЗ в Северо-Западной Европе. 24 октября 2016 г. с морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» был отгружен сороковой танкер, а в ноябре 2016 г. на месторождении добыта 3-миллионная тонна арктической нефти.
Напомним, что Приразломное месторождение расположено в Печорском море, в 60 км от берега. Для региона характерны жесткие погодные условия: ветер, отрицательные температуры в районе добычи устанавливаются почти на 5 месяцев в году, ледяной покров держится здесь с ноябрь по май, полярная ночь длится в этом регионе более двух месяцев. Извлекаемые запасы нефти на Приразломном превышают 70 млн т. Согласно планам компаний, на проектный уровень в 6 млн т нефти в год месторождение выйдет после 2020 г. «Приразломное – флагман арктических проектов, уникальный опыт как для России, так и для зарубежья. Строительство платформы было успешно реализовано на российских производственных мощностях. Наша промышленность, отечественные заводы позволяют осваивать амбициозные шельфовые проекты в условиях Арктики», – утверждает Патрушев.
По словам топ-менеджера, в комплексное обустройство Приразломного месторождения входит ледостойкая стационарная платформа, транспортно-технологическая схема и комплексная береговая инфраструктура. Транспортная система включает в себя три многофункциональных ледокольных судна, два челночных танкера, которые позволяют бесперебойно выполнять полный цикл работ по снабжению и безопасному функционированию платформы. Суда доставляют на платформу грузы, персонал, обеспечивают промышленную и экологическую безопасность, осуществляют круглогодичную отгрузку и транспортировку нефти. Флот поддержки «Приразломной» обладает необходимым оборудованием для ликвидации разливов нефти и последствий аварий на платформе. В состав берегового комплекса входит перевалочная база на Варандее с вахтовым поселком для временного размещения до 150 человек. Логистика доставки персонала предусматривает использование самолетов до аэропорта Варандей, затем персонал на вертолетах доставляется на платформу. Все перелеты происходят в соответствии с требованиями безопасности морских перевозок персонала на вертолетах, разработанных DNV и Lloyd.
Платформа удерживается за счет своего веса свыше 500 тыс. т, обеспечивает технологические операции по добыче нефти, рассчитана на ледовые нагрузки в несколько миллионов тонн и десятиметровую волну, проходящую через этот регион раз в сто лет. МЛСП «Приразломная» функционирует с соблюдением принципа нулевого сброса: все отходы от деятельности не попадают в море: либо вывозятся, либо закачиваются в шламовую скважину. Используя мировой опыт, компания разработала и следует подробному плану предупреждения и ликвидации разливов нефти. В рамках плана ЛАРН есть различные оценки и сценарии рисков, произведен расчет необходимых сил и средств по ликвидации аварий, оснащены собственные аварийные формирования по локализации и ликвидации разливов нефти, выполнено математическое моделирование аварийных сценариев для классификации источников опасности, смоделированы возможные объемы разливов нефти.
По словам Патрушева, для ликвидации разливов нефти в ледовых условиях «Газпром нефть» закупила современное оборудование для ее сбора, переоснастила суда сопровождения, реорганизовала пункты защиты береговой линии. На регулярной основе проводятся различные учения в Арктике. Так, в 2014 г. были проведены крупнейшие поисково-спасательные учения в районе Приразломного. В прошлом году проведены тактические учения по ликвидации разливов нефти на море, защите береговой линии поселка Варандей.
По словам представителей компании, политика Газпром нефти ориентирована на минимизацию воздействия на арктическую экосистему. Компания осуществляет постоянный мониторинг текущей обстановки и анализ рисков, в том числе экологических, с участием ведущих российских и международных экспертов. По словам первого заместителя генерального директора Газпром нефти Вадима Яковлева, современные нефтегазовые проекты следует реализовывать, начиная с детального анализа рисков, что позволяет уже на стадии проектирования выбрать наиболее оптимальные решения для обеспечения экологической безопасности и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду. «Мы понимаем, что планы по освоению арктического шельфа предъявляют повышенные требования к экологической безопасности и относимся к этому вопросу с особым вниманием», – отмечает Яковлев.
Таким образом, нефтяная дочка Газпрома, несмотря на санкции, ограничившие развитие арктических и глубоководных проектов на шельфе России, а также низкие цены на сырьевых рынках, пока не отказывается от новых морских геологоразведочных проектов на арктическом направлении. Компания готовится к реализации нескольких геологоразведочных проектов в Баренцевом, Печорском, Восточно-Сибирском и Чукотском морях. В планах российской ВИНК на ближайшие годы выполнение больших объемов сейсмики и бурение нескольких скважин на шельфе арктических морей.
Планируемые на шельфе арктических морей проекты являются зоной стратегических интересов российских компаний. Предполагается, что в этом регионе будет сформирован крупный центр добычи углеводородов, который в перспективе станет одним из главных в России. В настоящее время, несмотря на активные протесты отечественных и зарубежных экологов, освоение ресурсов Арктики рассматривается в стране как полностью отвечающее государственным интересам по обеспечению энергетической безопасности Российской Федерации, повышению надежности снабжения энергоносителями российских потребителей и выполнению экспортных обязательств на долгосрочную перспективу.