«Сахалин-2» - один из самых значимых нефтегазовых проектов России. Тут получена первая нефть с морской добывающей платформы на шельфе страны, построен первый завод СПГ, начат экспорт российского сжиженного газа в АТР. Применены инновационные технологии, дан толчок развитию современного оффшорного флота. И, несмотря не на лучшие для отрасли времена, проект сохраняет позитивные перспективы.
Развитие
«Сахалин-2» - комплексный проект, на котором ведется добыча и нефти, и газа. Ресурсной базой выступают месторождения Пильтун-Астохское (преимущественно нефтяное) и Лунское (газовое с конденсатом и нефтяной оторочкой) в северо-восточной части сахалинского шельфа, в Охотском море. Их совокупные извлекаемые запасы оценены в 150 млн тонн нефти и 500 млрд куб. м газа.
Реализация проекта началась в 1990-е годы на основе соглашения о разделе продукции (СРП). Состав участников изначально был полностью иностранным и несколько раз менялся.
В 2000 г. контрольный пакет «Сахалин Энерджи» (компания-оператор «Сахалина-2») сосредоточила британо-голландская Royal Dutch Shell. Прочие акции разделили японские Mitsui и Mitsubishi. В 2007 году в проект на правах основного владельца вошел «Газпром». С тех пор российской монополии принадлежит 50% плюс одна акция «Сахалин энерджи», Shell — 27,5% минус одна акция, Mitsui — 12,5%, Mitsubishi — 10%.
Практическая реализация «Сахалина-2» началась с разработки нефтяных запасов. В 1999 г. началась добыча с морской добывающей платформы «Моликпак» на Пильтун-Астохском месторождении. Почти десятилетие «черное золото» извлекали только в безледовый период. Для хранения и отгрузки нефти использовали плавучее нефтехранилище, танкер «Оха», одноякорный причал и подводный трубопровод. Но после создания необходимой инфраструктуры нефтяная платформа заработала круглогодично.
В 2008 г. открылся для международного сообщения морской порт Пригородное, построенный специально для проекта. В 2009 г. начата добыча газа и запущен завод СПГ - первый в стране. Сжиженный газ, законтрактованный задолго до начала поставок, стал по морю доставляться зарубежным покупателям. Первая партия отправилась из Пригородного в марте 2009 г. японским Tokyo Gas и Tokyo Electric. «Окно в АТР» для российского газа было прорублено.
В 2014 г. компания вывела на рынок новую нефтяную смесь - Sakhalin Blend. В ее состав входят нефть плотностью 44–45,5 градусов и содержанием серы около 0,14%, а также конденсат с «Сахалина-2» и проекта «Газпрома» «Сахалин-3». Итоговый состав близок к легкими малосернистыми нефтям Ближнего Востока.
В 2017 г. «Сахалин Энерджи» добыла 4,17 млн тонн нефти, 1,64 млн тонн конденсата и 18,26 млрд куб. м газа (это более половины газа газовой добычи всего Сахалина). Завод по сжижению газа в прошлом году выпустил 11,49 млн тонн СПГ.
Основными покупателями нефти с проекта являются компании из Японии, Южной Кореи и Китая, на которые в прошлом году пришлось более 90% общего объема поставок. Кроме того, несколько партий закупили компании из Индии и США.
СПГ с «Сахалина-2» идет в Японию, Южную Корею, Китай. Кроме того, сжиженный газ с проекта в последние годы стал активно закупать и Тайвань. По расчетам «Сахалин энерджи», в 2017 г. компания обеспечила более 9% поставок СПГ в АТР и примерно 4% мировых поставок.
Часть газа с проекта с 2011 г. подается в трубопроводы «Газпрома». Таким образом «Сахалин Энерджи» выплачивает РФ роялти в натуральной форме, предусмотренное условиями СРП. В прошлом году было поставлено 1,12 млрд куб. м газа.
Инфраструктура
Сегодня добыча на «Сахалине-2» ведется с трех морских платформ: двух на Пильтун-Астохском месторождении и одной – на Лунском. Углеводороды с них по трубам поступает на объединенный береговой технологический комплекс (ОБТК) на северо-востоке Сахалина. Здесь ведется первичная переработка. Производительность ОБТК в 2017 г. составила 50 млн куб. м газа и 15,9 тыс. тонн нефти и конденсата в сутки.
Далее нефть и газ транспортируется через весь Сахалин по трубопроводной системе для транспортировки нефти и газа с добывающих платформ на производственный комплекс «Пригородное» на побережье залива Анива. Прокачку углеводородов обеспечивают две НКС.
В состав производственного комплекса «Пригородное» входит завод СПГ с двумя технологическими линиями совокупной мощностью в 9,5 млн тонн в год. Газ сжижают по технологии двойного смешанного хладагента, разработанной Shell для сахалинского проекта. Здесь же расположен терминал отгрузки нефти с выносным причальным устройством.
СПГ отгружают в морском порту Пригородное с 800-метрового причала с четырьмя стендерами. Также работает причал для вспомогательных судов, обслуживающих порт. Оперативное управление портом ведет ЗАО «Порт Пригородное» ‒ СП «Сахалин Энерджи» и «Совкомфлота» (СКФ).
Флот
Основу флота «Сахалин Энерджи» составляют суда, зафрахтованные по долгосрочным договорам тайм-чартера. Для отдельных задач привлекают суда и на основе краткосрочных контрактов. Кроме того, часть СПГ и нефти из Пригородного забирают танкеры покупателей.
Для транспортировки нефти еще в «нулевых» годах Приморское морское пароходство (ПМП, корпорация PRISCO) предоставило проекту во фрахт челночные танкеры ледового класса типа «Афрамакс»: «Губернатор Фархутдинов» (год постройки - 2004), «Сахалин Айленд» (2004 г.), и «Залив Анива» (2009 г.). Дедвейт первых двух судов - 108 тыс. тонн, последнего - 103 тыс. тонн. На момент постройки это были одни из самых современных танкеров в своем классе. Они продолжают эксплуатироваться на проекте и сейчас, но уже под управлением другого судовладельца. После того, как у PRISCO начались финансовые сложности, все три танкера были куплены «Совкомфлотом» (СКФ). К новому владельцу перешли и долгосрочные контракты.
Флот для перевозки СПГ создавали параллельно с заводом по сжижению газа. Консорциум ПМП и японских MOL и K Line по соглашению с «Сахалин Энерджи» построили в Японии газовоз ледового класса «Гранд Мерея» (2008 г.) вместимостью 147,2 тыс. куб. м (нынешний судовладелец - MOL). Еще два газовоза серии «Гранд» - «Гранд Елена» (2007 г.) и «Гранд Анива» (2008 г.) - предоставили СКФ и японская NYK .
Также на «Сахалине-2» работают газовозы, зафрахтованные у компании Gazprom Marketing & Trading - «Река Амур»и «Река Обь». Это суда ледового класса, оборудованные грузовыми танками мембранного типа грузовместимостью 149 700 куб. м.
Бесперебойная работа и безопасность объектов инфраструктуры поддерживается вспомогательными судами. Завод СПГ и ТОН в Пригородном обслуживают четыре портовых буксира ледового класса, два швартовых катера ледового класса и специализированное судно ЛАРН. В период ледовой навигации в порту действует ледокол.
Морские добычные платформы обслуживаются тремя судами серии «Пасифик» и четырьмя новейшими судами проекта Р-71014.
Снабженцы «Пасифик Эндвор», «Пасифик Эндьюранс» и «Пасифик Энтерпрайз» дедвейтом 3 700 тонн каждый были построены в 2006 г. в Норвегии. Судовладельцем изначально было СП Приморского морского пароходства и Swire Pacific Offshore. В течение последующего десятилетия суда были выкуплены СКФ и получили новые имена - «СКФ Эндьюранс», «СКФ Эндевор» и «СКФ Энтерпрайз». Суда серии обладают ледовым классом Icebreaker Ice-10, и круглый год несут вахту в Охотском море, промерзающем с декабря по май. Снабженцы доставляют на платформы различные грузы и людей. В чрезвычайных ситуациях они могут применяться для тушения пожаров и эвакуации персонала (до 150 человек за рейс).
В последние два года флот «Сахалина-2» был значительно усилен. В строй вступили современнейшее ледокольное судно снабжения добывающих платформ «Геннадий Невельской», а также многофункциональные ледокольные суда той же серии: «Степан Макаров», «Федор Ушаков» и «Евгений Примаков».
Строительство шло непросто. Судовладелец - «СКФ» - разместил заказ на финской верфи «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) Arctech Helsinki Shipyard. Контракт подписали в 2014 г. Но из-за западных санкций в отношении ОСК Arctech с трудом нашла финансирование на постройку, в итоге головное судно серии - «Геннадий Невельской» - было заложено только в декабре 2015 г. На Сахалин он прибыл в апреле 2017 г., а последнее судно серии - «Евгений Примаков» - в марте 2018 г.
Все четыре суда обладают длиной около 100 м, ширина – 21-23,9 м. Суда могут ходить во льдах толщиной до 1,5 м со скоростью в 3 узла (скорость на открытой воде - 16 узлов). Новые суда дежурят в акватории Охотского моря, доставляют на платформы грузы и людей, причем для пассажиров и команды созданы очень комфортные условия. Суда оборудованы для проведения всего комплекса работ при чрезвычайных ситуациях на добычных платформах: тушения пожаров, ликвидации последствий аварийного разлива нефти, эвакуации людей (до 300 человек за рейс) и т.д. «Евгений Примаков», вдобавок, может заводить якоря и обеспечивать работу водолазных команд.
Согласно договору между «Сахалин Энерджи» и СКФ, четыре новых судна будут работать на «Сахалине-2» в течение 20 лет.
Перспективы
Санкций и сложная конъюнктура рынка последних лет притормозили освоение российского шельфа. «Сахалин-2» же подошел к сложному периоду в стадии активной разработки, поэтому избежал многих трудностей. Более того, теперь с ним связаны главные надежды на увеличение производства СПГ на российском Дальнем Востоке: другие заявленные проекты в регионе пока откладываются.
«Сахалин Энерджи» планирует построить третью технологической линии завода СПГ (планируемая мощность - 5 млн тонн в год). К настоящему времени разработана и утверждена «Главгосэкспертизой» техническая документация по проекту.
Однако еще не решен вопрос с ресурсной базой для новых мощностей. Ранее планировали использовать газ Южно-Киринского месторождения «Газпрома» (проект «Сахалин-3»), но в 2915 г. оно подпало под санкции США. Это задержало принятие окончательного инвестиционного решения по третьей очереди завода.
Сейчас «Сахалин Энерджи» ведет переговоры по поставкам газа с проекта «Сахалин-1», где работают «Роснефть» и ExxonMobil. О чем конкретно договариваются, стороны не комментируют. По информации СМИ, разногласий много. Но в июне замглавы «Газпрома» Александр Медведев на пресс-конференции говорил, что ОИР по проекту расширения завода СПГ планируется принять в последнем квартале 2018-го либо в первом квартале 2019 г. С учетом того, что за переговорами пристально следят российские власти, можно ожидать, что «Газпром» и «Роснефть» действительно сумеют прийти к компромиссу.