USD 93.2519

-0.19

EUR 99.3648

-0.21

Brent 86.19

-1.01

Природный газ 2.037

-0.03

10 мин
3536
0

Госконтракт: проблемы и решения

Бытует мнение, что при взаимодействии с государственными тендерами, самым сложным является процедура участие в торгах, а в частности победа в тендере и заключение государственного контракта.Какие проблемы могут возникнуть при исполнении государственного контракта?

Госконтракт: проблемы и решения

Государственные торги имеют много нюансов и подводных камней, которые могут лишить компанию возможности заполучить желаемый контракт, например, отказ в допуске в участии в торгах, признание победителя торгов уклонившимся от заключения контракта по процессуальным основаниям (нарушение сроков заключения контракта, непредоставление/несвоевременное предоставление обеспечения исполнения контракта или предоставление ненадлежащего обеспечения и т.д.).

Вместе с тем, подрядчики чаще всего и не осознают, что с настоящими сложностями они могут столкнуться уже как-раз на этапе исполнения государственного контакта.

При этом правовые последствия, возникающих у подрядчика, при исполнении государственного контракта проблем, могут быть как материального, так и репутационного характера: взыскание штрафа и неустойки за нарушение сроков или качества выполненных обязательств по контракту, включение компании в реестр недобросовестных поставщиков (по факту расторжения контракта в судебном или одностороннем порядке стороной заказчика) и т.п.

В настоящей статье мы попытаемся рассмотреть основные виды сложностей, с которыми может столкнуться подрядчик/поставщик при исполнении контракта, а также обозначим какие действия правового характера, необходимо осуществлять для защиты своих законных прав и интересов, а как следствие для минимизации возможных негативных последствий.

Итак, Вы заключили государственный контракт, с какими же сложностями, Вы можете столкнуться:

  • Заказчик не передает Вам объект (площадку для выполнения работ).

Очевидно, что для производства предусмотренных договором работ заказчик должен передать подрядчику объект или, как указали стороны в договоре - фронт работ. Установив в договоре срок для производства работ, стороны обусловили его исчисление фактом передачи фронта работ.

Указанные доводы подтверждаются в том числе и положениями п. 1 ст. 747 ГК РФ, согласно которым заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок.

При этом, обращаясь с требованием о применении к подрядчику ответственности в виде договорной неустойки за несвоевременное окончание работ, заказчик обязан представить доказательства исполнения своей обязанности по передаче фронта работ (передаче объекта/строительной площадки), а в случае не предоставления указанных доказательств – у суда будут отсутствовать основания считать, что подрядчиком нарушен срок выполнения работ по договору и как следствия к подрядчику не могут быть применены штрафные санкции за нарушение сроков выполнения работ.

  • Исполнение контракта стало невозможным по независящим от Вас причинам (прекращение производства товара, который является предметом торгов, несоответствие технического задания/перечня необходимого к выполнению объема работ фактическим потребностям и т.п.).

В соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в частности положениями частью 1 статьи 34 - контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

При этом, на практики часто возникают ситуации, при которых на момент подачи участником закупки заявки на участие в торгах и на момент заключения контракта, Поставщиком планировалась поставка товара, полностью соответствующего техническому заданию к контракту.

Вместе с тем, в период сроков исполнения контракта, производитель может перестать производить определенный товар, изменить страну происхождения оборудования или иного товара, произвести модернизацию производимого оборудования с целью улучшения функциональных и технических характеристик оборудования.

Указанная модернизация изменяет в итоге ряд технических характеристик и конструктивных особенностей товара и соответственно лишает поставщика/подрядчика возможности исполнить контракт на заключенных условиях.

Согласно положениям п. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта, допускается поставка товара или выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

При этом Поставщик должен подтвердить и доказать заказчику соответствие предлагаемой, в качестве улучшенной альтернативы, к поставке продукции всем характеристикам и задачам продукции, указанным в контракте.

Однако внести изменения в контракт и согласиться на поставку улучшенного товара – является правом, а не обязанностью государственного заказчика и чаще всего заказчики отказываются на изменение предмета исполняемого контракта (в части изменения товара или его технических характеристик).

В этом случае, единственным способом решения указанной проблемы – является расторжение контракта, который по-сути не может быть исполнен подрядчиком.

В соответствии с п. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 1 ст. 450 ГК РФ, п. 1 ст. 451 ГК РФ расторжение контракта допускается по соглашению сторон или по решению суда в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

При этом, в соответствии с положениями законодательства (п. 2 ст. 451 ГК РФ), если стороны не достигли мирного досудебного соглашения об изменении договора в связи с существенно изменившимися обстоятельствами, договор может быть расторгнут или изменен судом, но исключительно при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны не могли предвидеть изменения обстоятельств его исполнения;

2) изменение обстоятельств вызвано независящими от сторон обстоятельствами;

3) исполнение договора без изменения его условий нарушает интересы сторон и повлечет для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

  • Заказчик не предоставляет Вам исходную информацию или документы, необходимые для исполнения контракта?

Согласно ст. 758, 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.

Кроме того, согласно ст. 762, п. 1 ст. 718 ГК РФ заказчик обязан оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре.

При этом, при неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.

Также на основании положений п. 1 ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации, препятствует исполнению договора подрядчиком.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 405, п. 1 ст. 406 ГК РФ, ст. 401 ГК РФ, п. 1 ст. 328 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора, а кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.

Таким образом, в случае если заказчиком фактически не исполняется предусмотренная законом и контрактом обязанность по своевременному предоставлению документов и сведений, то подрядчик не может считаться просрочившим, так как обязательство не могло быть исполнено вследствие просрочки заказчика в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 ГК РФ, а также пунктом 9 статьи 34 Закона о контрактной системе.

  • Заказчик необоснованно и незаконно уклоняется от приемки выполненных Вами работ или поставленного Вами товара.

В соответствии с п. 10 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

При этом в соответствии с п. 11 ст. 95 Закона о контрактной системе если заказчиком проведена экспертиза, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

При этом, в случае Вашего несогласия с результатами проведенной заказчиком экспертизы – Вы всегда имеете право передать спор на рассмотрение арбитражного суда, с назначением судебной экспертизы и детальным изучением качества и объема фактически выполненных Вами работ или оказанных услуг.

  • Заказчик незаконно и необоснованно расторгает контракт в одностороннем порядке.

В соответствии с п. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

При этом согласно п. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

При этом, в соответствии с п. 2. ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным при этом, признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Вместе с тем, часто решение о расторжении контракта в одностороннем порядке принимается государственным заказчиком необоснованно и незаконно, без наличия на того соответствующих оснований (т.е. без фактов допущения подрядчиком/поставщиком каких-либо существенных нарушений условий контракта и соответственно фактическим отсутствием основания для одностороннего расторжения Контракта.

В соответствии с п.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

При этом согласно п.14 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

В силу статей 153 и 154 Гражданского кодекса Российской Федерации указанное решение об одностороннем расторжении контракта являются односторонней сделкой, поскольку оно направлено поставщику с целью прекращения прав и обязанностей сторон по заключенному контракту.

Ввиду отсутствия правовых оснований для одностороннего отказа от исполнения Контракта, вышеуказанное решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта можно признать в суде недействительным на основании статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, в случае если заказчик откажется в добровольном внесудебном порядке отменять необоснованно и незаконно принятое решение о расторжении контракта – поставщик/подрядчик имеют право обратиться в суд с заявлением об оспаривании указанного решения.

Вышеуказанная позиция поставщика/подрядчика о недействительности сделки об одностороннем отказе от исполнения контракта, подтверждается в том числе и сложившейся судебной практикой (в частности: решением Арбитражного суда г. Москвы от 15 июня 2018 года по делу № А40-26836/18, постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2018 года по делу № А401-69582/17).

С учетом изложенного, становится четко видно, что любые сложности, которые могут возникнуть у поставщика или подрядчика при исполнении государственного контракта, всегда можно решить, если оперативно и грамотно воспользоваться буквой закона - главное это демонстрация активного поведения защиты своих прав и законных интересов и осуществление действий, направленных на добросовестные попытки исполнения контракта.


Keywords:government contract, bidding, tender, judicial practice, contractor




Статья «Госконтракт: проблемы и решения» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№10, Октябрь 2020)

Комментарии

Читайте также