USD 92.1314

-0.37

EUR 98.7079

-0.2

Brent 89.55

+0.3

Природный газ 1.994

+0.02

23 мин
5166

Создание морской стационарной платформы под юрисдикцией Российской Федерации

Создание морской стационарной платформы под юрисдикцией Российской Федерации

В публикации проводится анализ законодательства Российской Федерации, распространяющего на проектирование и постройку морских стационарных платформ требования к «объектам гражданской морской техники» и «объектам капитального строительства» Установлено, что комплект проектной документации, разработанный в соответствии с градостроительными требованиями, не обеспечивает полное описание морской платформы и её свойств, и не содержит полных данных для разработки рабочей конструкторской документации и изготовления морской платформы на судостроительном предприятии. Принципы государственного строительного надзора не применимы к изготовлению морской платформы на судостроительном предприятии. В результате проведенного исследования делается вывод, что ни государственные надзорные органы РФ, ни МКО не наблюдают в полноте и целостности за изготовлением на предприятии наиболее опасных и ответственных элементов морских платформ – нефтегазопромыслового оборудования. Применяемое к морским платформам национальное законодательство о градостроительной деятельности не учитывает международные и классификационные требования, которые являются обязательными к исполнению для целей государственной регистрации морских платформ.


Процесс проектирования и создания сложных инженерных сооружений подразделяется на стадии. На каждой стадии разрабатывается определённый комплект документации, который согласуется с заказчиком, с соответствующими надзорными органами и/или классификационным обществом.

Однако, учитывая тот факт, что в Российской Федерации статус морской стационарной платформы (МСП) законодательно не определен, МСП может быть квалифицирована (в зависимости от позиции того или иного государственного надзорного органа) как «объект гражданской морской техники» или как «объект капитального строительства». Вместе с тем квалификация МСП в качестве объекта капитального строительства создает серьезные риски в отношении безопасности морского объекта, нормы градостроительного законодательства просто не могут гарантировать безопасность такого рода объектов на всех стадиях жизненного цикла. Нормы архитектурно-строительного проектирования не отражают полноту и целостность требований к морскому объекту, не предусматривается выполнение расчетов, гарантирующих его жизнеспособность (остойчивость, непотопляемость, прочность при перегоне, балластировка, автономность, обитаемость и т.д.).

Перед тем как перейти к сопоставлению стадийности проектирования и строительства морской стационарной платформы как «объекта гражданской морской техники» и как «объекта капитального строительства», в целях установить, что комплект проектной документации, разработанный в соответствии с градостроительными требованиями не может быть непосредственно использован для разработки Рабочей конструкторской документации и изготовления МСП на судостроительном предприятии, сперва обратимся к нормам Градостроительного кодекса.

Почему объект морской техники регламентируется нормами градостроительной деятельности?

Проблема первая – это наличие в российском законодательстве норм об обязанности по соблюдению законодательства о градостроительной деятельности в отношении создания объектов гражданской морской техники, в частности МСП. Требования о соблюдении положений законодательства о градостроительной деятельности установлены в:

1. Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. № 187 «О континентальном шельфе Российской Федерации» (далее Федеральный закон о континентальном шельфе);[1]

2. Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее ГрК РФ);[2]

3. Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов);[3]

4. Правилах безопасности морских объектов нефтегазового комплекса, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 18 марта 2014 № 105 (далее Правила безопасности морских объектов нефтегазового комплекса);[4]

5. Федеральном законе от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».[5]

Вначале необходимо определить, что понимается под градостроительной деятельностью. Согласно ст. 1 ГрК РФ, градостроительная деятельность – это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде архитектурно-строительного проектирования, строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий и другой аналогичного рода деятельности. В то время как МСП предназначены для освоения недр морского дна и расположены в морских акваториях, характеризующихся различным международно-правовым статусом. Континентальный шельф и его морское дно не является территорией государства. Прибрежное государство обладает над континентальным шельфом и его морским дном суверенными правами в целях разведки и разработки его природных ресурсов (п. 1 ст. 77 UNCLOS).[6]

Необходимо подчеркнуть, что при решении вопроса о регистрации морской стационарной платформы компании руководствуются положениями ст. 2 КТМ РФ,[7] согласно которой деятельность по разведке и разработке минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр регулируются КТМ РФ.

Согласно статьям 22-24 КТМ РФ, государственным учреждением, проводящим обязательное техническое наблюдение, классификацию и освидетельствование судов и МСП, является Российской морской регистр судоходства (РС), целью классификационной деятельности которого является, в том числе, обеспечение безопасности МСП. Морская стационарная платформа подлежит обязательной классификации РС. В соответствии с п. 1.5 Положения о классификации судов и морских стационарных платформ, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 9 июля 2003 г. № 160[8] (принят в целях реализации ст. 22 КТМ РФ), объектами классификационной деятельности РС, являются стальные, железобетонные и композитные МСП, в том числе ледостойкого типа, удерживаемые на грунте гравитационным способом, с помощью свай или комбинированным способом, предназначенные для добычи подземных ресурсов морского дна.

В соответствии с п. 7.14 Положения о классификации судов и морских стационарных платформ, наличие у МСП действующего класса (классификационного свидетельства) РС означает, что конструкция и техническое состояние МСП соответствует установленным требованиям. Целью проведения освидетельствования является определение и удовлетворение годности морской стационарной платформы к безопасной эксплуатации в соответствии с ее назначением, обеспечение безопасности человеческой жизни на море, предотвращение загрязнения морской среды, обеспечение технической безопасности мореплавания.

В соответствии с V Разделом Положения о классификации судов и морских стационарных платформ, МСП подлежат освидетельствованию не только в процессе постройки, но и в период эксплуатации. При этом классификация и освидетельствование проводится только по объектам, зарегистрированным в установленном порядке в соответствующем судовом реестре.

В соответствии с Правилами классификации, постройки и оборудования ПБУ и МСП Российского морского регистра судоходства,[9] нефтегазовые компании собственники МСП должны получить классификационное свидетельство, подтверждающее ее соответствие установленным законодательством правилам. Классификация и освидетельствование МСП не может осуществляться без включения в реестр судов Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 22 КТМ РФ, классификации и освидетельствованию подлежат суда, подлежащие государственной регистрации. Таким образом, для прохождения классификации и освидетельствования необходима государственная регистрация.

В связи с этим на практике государственная регистрация МСП в Российской Федерации осуществляется единственный способом – путем регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации (в статусе морской стационарной платформы) в соответствии с КТМ РФ, а не в статусе объекта капитального строительства (недвижимости) на территории Российской Федерации. Для государственной регистрации МСП необходимо получение классификационного свидетельства (классификационные требования) и свидетельств о соответствии требованиям международных конвенций (конвенционные требования) (более подробно будет сказано ниже). Соответственно, необходимо выполнение требований Правил МКО, в том числе по стадийности проектирования и оформлению проектной документации.

Кроме того, в отношении морских объектов, прибрежное государство и государство флага имеют различную юрисдикцию.

В соответствии с Федеральным законом о континентальном шельфе, искусственные острова, установки, сооружения должны создаваться в соответствии с проектной документацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности с учетом особенностей, устанавливаемых федеральным законом о континентальном шельфе и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (ст. 16.1).

Органы государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности, согласно п 5.1 ст. 6 ГрК РФ, обладают полномочиями по организации и проведении государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации.

Однако заметим, что существует принципиальное различие в терминах «строительство» и «постройка», которое является термином отрасли тяжелого машиностроения. ГрК РФ не распространяете на объекты гражданской морской техники, изготовление (постройка) которых осуществляется на предприятиях соответствующей отрасли тяжелого машиностроения. Согласно п. 13 ст. 1 ГрК РФ, строительство – это создание зданий, строений, сооружений. В таком случае МСП должна квалифицироваться как строение и сооружение, что достаточно спорно.

Из сказанного следует, что положения ГрК РФ не должны применяться к отношениям, регулируемым законодательством Российской Федерации о морских нефтегазовых объектах, в связи с чем должны быть внесены изменения в ГрК РФ.

Далее обратимся к положениям Федерального закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Согласно ст. 8 данного закона, проектная документация опасного производственного объекта 1) разрабатывается в порядке, установленном Федеральным законом о промышленной безопасности опасных производственных объектов, и 2) подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Главный вопрос, который здесь возникает, является ли МСП опасным производственным объектом. Сам закон, в отличие от Правил безопасности морских объектов нефтегазового комплекса, прямо не называет объекты гражданской морской техники (стационарные платформы, буровые суда, плавучие буровые установки, и т.д.) опасными производственными объектами. Единственная норма в законе, которая может быть истолкована, что объекты гражданской морской техники являются опасными производственными объектами, это п. 11 Приложения 1, согласно которой, в том случае если опасный производственный объект расположен на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, для такого опасного производственного объекта устанавливается более высокий класс опасности.

Если признать объект гражданской морской техники опасным производственным объектом, то в таком случае морские объекты являются объектами регулирования законодательства о градостроительной деятельности, которое не учитывает требования Международной морской организации (ИМО) и классификационных обществ. Между тем для государственной регистрации морских объектов, в том числе МСП или ПБУ, необходимо получить классификационное свидетельство в соответствии с КТМ РФ и свидетельства о выполнении международных конвенций ИМО, которые выдает соответствующее международное классификационное общество (например МКО «Российский морской регистр судоходства»).

Из чего следует, что понятие «опасный производственный объект» должно относится исключительно к «объекту капитального строительства» в соответствии с ГрК РФ (в редакции до 2005 г. «объект недвижимости в градостроительстве», «объект градостроительной деятельности») и не распространяться на объекты гражданской морской техники, изготовление которых производится на судостроительных предприятиях.

Если «объект гражданской морской техники» является «опасным производственным объектом», в таком случае необходимо проведение экспертизы проектной документации в соответствии с законодательством РФ, касающейся работ, которые могут быть отнесены к градостроительной деятельности – проводимых непосредственно на точке установки морского объекта (выравнивание площадки, крепление стационарной платформы сваями к морскому дну, отсыпка каменной бермы) и строительства скважин, то есть в части строительства, а не изготовления (постройки) на судостроительном предприятии.

Таким образом, морские нефтегазопромысловые объекты не должны относится к опасным производственным объектам, на которые распространяются законодательство о градостроительной деятельности, и должны быть исключены из предмета регулирования законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Правила безопасности морских объектов нефтегазового комплекса в ст. 4 устанавливают, что проектирование и строительство опасных производственных объектов морского нефтегазового комплекса в зависимости от их типа или вида осуществляются с учетом требований законодательства о градостроительной деятельности.

Данный подзаконный акт, в отличие от Федерального закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов, прямо относит фонд скважин, участки ведения буровых работ, стационарные платформы, плавучие буровые установки, подводные добычные комплексы, стационарные и плавучие нефтеналивные и перегрузочные комплексы к опасным производственным объектам (ст. 3). Таким образом, ведомственный акт отнес морские нефтегазопромысловые объекты к предмету регулирования законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В связи с этим указанные Правила, устанавливая требования к деятельности по проектированию, строительству и эксплуатации морских нефтегазопромысловых объектов, используют исключительно требования национального законодательства о градостроительной деятельности, игнорируя тот факт, что данные объекты создаются на судостроительных предприятиях под обязательным наблюдением классификационных обществ и даже не строятся в морских акваториях, а устанавливаются на морских нефтегазовых месторождениях.

Правила безопасности морских объектов нефтегазового комплекса, так же как и другие ведомственные акты Ростехнадзора:

- не содержат технические требования к морским нефтегазопромысловым объектам в их полноте и целостности и содержат только отсылочные нормы к законодательству о градостроительной деятельности, в отличие от требований ИМО и классификационных требований МКО;

- не содержат стадии изготовления морского нефтегазопромыслового объекта на судостроительном предприятии, в частности предусматривают такую стадию как «Разработка рабочей конструкторской документации»;

- не отсылают и не учитывают обязательные для исполнения требования ИМО, международных конвенций, требования классификационных обществ;

- не содержат такие термины, как «объект гражданской морской техники», «изготовление» и «постройка», используя исключительно терминологию градостроительного законодательства («строительство»);

- не подразделяют опасные производственные объекты морского нефтепромыслового комплекса на «типы» и «виды»;

- не разделяют требования прибрежного государства и государства флага к морским нефтепромысловым объектам в отношении создания и эксплуатации такого рода объектов;

- не упоминают термин «флаг».

В связи с этим возникает вопрос: распространяется ли национальное законодательство о градостроительной деятельности на создание и эксплуатацию бурового судна или плавучей буровой установки, привлекаемых российскими нефтегазовыми компаниями для работ на шельфе и зарегистрированными под иностранным флагом или на верхнее строение морской стационарной платформы, установленной на континентальном шельфе Российской Федерации, изготовленное при этом под иностранной юрисдикцией, например в Южной Корее, и зарегистрированное под флагом Российской Федерации? Ответ: очевидно, что нет.

Таким образом, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору распространяет градостроительные требования на МСП исходя из:

- отсутствия единого правового статуса морского нефтегазового объекта в РФ;

- отсутствия разграничения полномочий между государственными органами РФ и МКО при проектировании и постройке МСП;

- отнесение морских нефтегазопромысловых сооружений, в частности морской стационарной платформы к «объектам капитального строительства» основано на ст. 4 Правил безопасности морских объектов нефтегазового комплекса, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 18 марта 2014 № 105, проектирование и строительство опасных объектов морского нефтегазового комплекса в зависимости от их типа или вида осуществляются с учетом требований законодательства о градостроительной деятельности;

- Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора при строительстве;

- при строительстве МСП Ростехнадзор руководствуется ч. 2 ст. 54 ГрК РФ (государственный строительный надзор);

-создание объекта на точке установки в море рассматривается как строительство, при этом МСП квалифицируется как изделие до установки на точку эксплуатации.

Данные требования следует применять только к работам, проводимым непосредственно на точке установки морского объекта (выравнивание площадки, крепление стационарной платформы сваями к морскому дну, отсыпка каменной бермы) и строительству скважин, то есть в части строительства, а не изготовления (постройки) на предприятии.

Стадийность проектирования и разрабатываемая документация «объекта капитального строительства» и «объекта гражданской морской техники»

Стадии проектирования и требования к содержанию и оформлению проектной документации для объектов гражданской морской техники (являются продукцией тяжелого машиностроения) регламентированы в первую очередь системой межгосударственных стандартов, распространяющихся на все отрасли промышленности:

- Межгосударственный стандарт ГОСТ 2.103-2013 «Единая система конструкторской документации. Стадии разработки»;[10]

- Межгосударственный стандарт ГОСТ 2.120-2013 «Единая система конструкторской документации. Технический проект», [11] и другими; а также

- Правилами классификационных обществ.

В отношении объекта капитального строительства, стадии проектирования и требования к содержанию и оформлению проектной документации регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»,[12] которое раскрывает требования ст. 48 «Архитектурно-строительное проектирование» ГрК РФ.

В таблице 1 приведено сопоставление стадийности проектирования «опасного производственного объекта» – «объекта капитального строительства» и «объекта гражданской морской техники.

рис 1.jpg

При проектировании и изготовлении морской стационарной платформы как «объекта капитального строительства» ФАУ «Главгосэкспертиза», подведомственное Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства, проводит экспертизу проектной документации стадии «Проект». Однако, учитывая, что по факту МСП изготавливается на судостроительных предприятиях как продукция отрасли тяжелого машиностроения, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства не распространяет каких-либо требований и не проводит наблюдения на стадии «Рабочая документация» и на последующих стадиях. При этом документация стадии «Проект», разработанная в соответствии с градостроительными требованиями, не пригодна для разработки «Рабочей конструкторской документации» и изготовления морских нефтегазопромысловых сооружений на судостроительных предприятиях и не может быть использована на практике на дальнейших стадиях.

При проектировании и изготовлении морской стационарной платформы как объекта гражданской морской техники для стадии «Технический проект» основным требованием к документации является Межгосударственный стандарт ГОСТ 2.120-2013, призванный обеспечить «полное представление об устройстве разрабатываемого изделия и исходных данных для разработки рабочей конструкторской документации».

Детальные требования к содержанию проектной документации для МСП регламентированы Правилами МКО, например, МКО РС. Классификационное общество в обязательном порядке ведет наблюдение, в том числе рассмотрение и одобрение документации, на всех стадиях, начиная со стадии «Технический проект». Документация стадии «Технический проект» используется для разработки «Рабочей конструкторской документации» для изготовления МСП на судостроительном предприятии. Документация стадии «Концептуальный проект» также может быть рассмотрена классификационным обществом, в случае обращения заказчика морской техники. Комплект проектной документации, разработанный в соответствии с градостроительными требованиями, не может быть непосредственно использован для разработки Рабочей конструкторской документации и изготовления МСП на судостроительном предприятии.

МКО как член Международной Ассоциации Классификационных Обществ (МАКО) (в Российской Федерации – Russian Maritime Register of Shipping (RS) / Российский морской регистр судоходства, РС)[13] ведет наблюдение на всех стадиях жизненного цикла объекта в масштабе, принятом для гражданской морской техники как продукции промышленного производства отрасли тяжелого машиностроения:

- разрабатывает требования к морским объектам в полноте и целостности, без ссылок на национальное законодательство;

- предъявляет требования к морским объектам, а также проверяет проектную и рабочую конструкторскую документацию в рамках требований Правил МКО;

- разрабатывает требования к изготовлению объекта на судостроительном предприятии, а также к самому судостроительному предприятию, сертифицирует производство;

- осуществляет постоянное наблюдение за изготовлением (постройкой) морского объекта;

- участвует в приёмке испытаний готового морского объекта на судостроительном предприятии;

- разрабатывает Правила по морским операциям, требует разработки Проекта морских операций, утверждает данный проект. Сопровождает проведение морских операций по транспортировке стационарного морского объекта на точку эксплуатации;

- осуществляет наблюдение за выполнением требований Международных Конвенций ИМО в качестве «признанной организации» в соответствии с Кодексом для признанных организаций ИМО (Кодекс ПО).[14]

Таким образом, из анализа сопоставления стадий проектирования и строительства объекта гражданской морской техники и объекта капитального строительства следуют выводы:

Необходимо обратить внимание, что на этапе проектирования наибольшие трудности вызывают требования к стадийности проектирования и оформлению проектной документации стационарных МНГС (которые изготавливаются на предприятиях до полной заводской готовности) в соответствии с градостроительными требованиями. В связи с отсутствием формализованных требований государственных надзорных органов РФ к МНГС, в части «требований прибрежного государства» и «требования государства флага», существует необходимость разрабатывать специальные технические условия и согласовывать их с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Два несовместимых подхода к одному объекту диктуют различные требования к стадийности проектирования и оформлению проектной документации. В итоге единственным способом для согласования проектной документации стационарных МНГС с государственными надзорными органами и дальнейшего изготовления МНГС на предприятиях является разработка двух комплектов различно оформленной и различно насыщенной проектной документации:

– в соответствии с градостроительными требованиями (для согласования с государственными органами, не пригодна для разработки рабочей конструкторской документации и изготовления МНГС на предприятии);

– в соответствии с требованиями отрасли «судостроение и морская техника», которые сочетаются с требованиями МКО (для разработки рабочей конструкторской документации и изготовления на предприятии).

В итоге со стороны государственных надзорных органов РФ фактически предоставляются конкурентные преимущества проектным организациям и промышленным предприятиям под иностранной юрисдикцией. Однако национальные органы РФ продолжают придерживаться распространения «наземных» градостроительных требований на МНГС, проектирование и изготовление которых осуществляется под юрисдикцией РФ.

Наиболее опасным моментом является недостаток или отсутствие надзора и наблюдения за наиболее опасными элементами МСП – за нефтегазопромысловым оборудованием МНГС, включая системы трубопроводов, по следующей причине. Государственный строительный надзор (в соответствии с ГрК РФ) не может быть применён к изготовлению продукции (объекта гражданской морской техники) на судостроительных предприятиях. Наблюдение МКО за нефтегазопромысловым оборудованием МНГС производится на добровольной основе и не освобождает от выполнения требований «государства флага» и «прибрежного государства» (в то же время услуги МКО имеют свою стоимость, как правило, заказчик МНГС не привлекает МКО для наблюдения за проектированием и изготовлением нефтегазопромыслового оборудования МНГС). В итоге ни один комплект проектной документации не описывает конструкции МНГС и все его свойства в полноте и целостности. Таким образом, ни государственные надзорные органы РФ, ни МКО не наблюдают в полноте и целостности за изготовлением на предприятии наиболее опасных и ответственных элементов МНГС. Государственные надзорные органы РФ лишь принимают участие на стадии испытаний МНГС на предприятии. При этом проектная документация на МНГС, выполненная в соответствии с градостроительными требованиями (в соответствии с требованиями национальных органов РФ), принципиально не обладает полнотой и целостностью в описании МНГС, в том числе нефтегазопромыслового оборудования МНГС.

В рамках действующей нормативной базы РФ вместо разработки двух комплектов проектной документации МСП («градостроительного» и «технического») целесообразно разрабатывать единый – в объёме «Технический проект». С сохранением разработки и оформления проектной документации на обустройство морского месторождения, частью которого является МСП, и документации на установку МСП на точку эксплуатации в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности. При этом технические решения МСП в полноте и целостности будут содержаться в едином комплекте документации, что повысит качество проектирования и обеспечит беспрепятственный переход от проектной документации к разработке РКД для изготовления МСП на судостроительном предприятии. Данный подход позволит сократить трудоёмкость и сроки проектирования, не вызовет трудностей при экспертизе и надзоре.

В российском законодательстве необходимо установить особый статус морских нефтегазопромысловых сооружений (МНГС) в качестве особого вида «объектов гражданской морской техники». Исключить распространение «наземных» градостроительных требований на данный вид МНГС, обеспечить согласованность национальных требований с международными требованиями.

Разработка национальных требований к МНГС и к их деятельности на шельфе и в водах РФ должна быть осуществлена с разграничением областей требований на две категории:

– требования «прибрежного государства»;

– требования «государства флага».

С 2017 года ведется работа над новым федеральным законом «О морских нефтегазопромысловых объектах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Приведенные выше предложения могут быть реализованы в рамках данного закона, с учетом внесений изменений в Федеральный закон №187 «О континентальном шельфе Российской Федерации» и ГрК РФ.


Факты

Статус морской стационарной платформы в РФ законодательно не определен

Нормы архитектурно-строительного проектирования не отражают полноту и целостность требований к морскому объекту и не предусматривают выполнение расчетов, гарантирующих его жизнеспособность

МСП предназначены для освоения недр морского дна и расположены в морских акваториях, характеризующихся различным международно-правовым статусом

Государство флага и прибрежное государство в отношении морских объектов имеют различную юрисдикцию

Морские нефтегазопромысловые объекты должны быть исключены из предмета регулирования законодательства РФ о промышленной безопасности опасных производственных объектов

Отсутствие надзора за нефтегазопромысловым оборудованием МНГС – наиболее опасный момент

С 2017 года ведется работа над федеральным законом «О морских нефтегазопромысловых объектах и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

2 комплекта документации – единственный способ для согласования проектной документации стационарных МНГС с государственными надзорными органами и дальнейшего изготовления МНГС на предприятиях


Литература

1. «Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву» (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982).

2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18, ст. 2207. (С последующими изменениями).

3. Резолюция МЕРС.237(65) (принята 17 мая 2013 года) «Кодекс о признанных организациях (Кодекс ПО)».

4. Федеральный закон от 30 ноября 1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». «Российская газета», № 237, 07.12.1995. (С последующими изменениями).

5. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 № 190-ФЗ. СЗ РФ. 03.01.2005, № 1 (часть 1). Ст. 16.

6. Федеральный закон от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». СЗ РФ. 28 июля 1997. № 30. Ст. 3588 (с последующими изменениями).

7. Приказ Ростехнадзора от 18 марта 2014 № 105 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности морских объектов нефтегазового комплекса» (Зарегистрировано в Минюсте России 17 сентября 2014 № 34077).

8. Приказ Минтранса РФ от 09 июля 2003 № 160 «Об утверждении Положения о классификации судов и морских стационарных платформ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.07.2003 № 4894) (с последующими изменениями).

9. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». «Российская газета», № 41, 27.02.2008 (с последующими изменениями).

10. Гаврилина Е.А. Морские нефтяные платформы: статус и юрисдикция / Е.А. Гаврилина // Neftegaz. Ноябрьский выпуск № 11 (107) 2020. С. 2–15. https://magazine.neftegaz.ru/articles/dobycha/638883-morskie-neftyanye-platformy-status-i-yurisdiktsiya/


[1] Федеральный закон от 30 ноября 1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». «Российская газета», № 237, 07.12.1995 (с последующими изменениями).

[2] «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 № 190-ФЗ. СЗ РФ. 03.01.2005, № 1 (часть 1). Ст. 16.

[3] Федеральный закон от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». СЗ РФ. 28 июля 1997. № 30. Ст. 3588 (с последующими изменениями).

[4] Приказ Ростехнадзора от 18 марта 2014 № 105 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности морских объектов нефтегазового комплекса» (зарегистрировано в Минюсте России 17 сентября 2014 № 34077).

[5] «Российская газета», № 255, 31 декабря 2009 (с последующими изменениями).

[6] «Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву» (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) https://www.un.org/ru/law/lawsea/convention.shtml

[7] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18, ст. 2207. (С последующими изменениями).

[8] Приказ Минтранса РФ от 09 июля 2003 № 160 «Об утверждении Положения о классификации судов и морских стационарных платформ» (зарегистрировано в Минюсте РФ 11.07.2003 № 4894) (с последующими изменениями).

[9] Правила устанавливают требования, являющиеся специфичными для ПБУ и МСП, учитывают рекомендации Кодекса ИМО по конструкции и оборудованию ПБУ. (2009 MODU Code), принятого Ассамблеей ИМО 2 декабря 2009 г. (резолюция ИМО А. 1023(26)).

https://rs-class.org/forms/view.php?pdf=/upload/iblock/118/118fed23f1ac770bef19dd1f77c265ff.pdf

[10] http://docs.cntd.ru/document/1200115351

[11] http://docs.cntd.ru/document/1200115354

[12] Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». «Российская газета», № 41, 27.02.2008 (с последующими изменениями).

[13] https://rs-class.org

[14] Резолюция МЕРС.237(65) (принята 17 мая 2013 года) «Кодекс о признанных организациях (Кодекс ПО)» https://base.garant.ru/71844276/





Статья «Создание морской стационарной платформы под юрисдикцией Российской Федерации » опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№2, Февраль 2021)

Авторы:
Комментарии

Читайте также