USD 92.5058

-0.79

EUR 98.9118

-0.65

Brent 87.64

-0.4

Природный газ 1.956

-0.01

11 мин
916

Обеспечение безопасной добычи нефти на шельфе

Каждый шельфовый проект по-своему уникален, но, как все промышленные объекты высокой степени сложности, они требуют организации безупречной системы безопасности при выполнении промысловых работ. Как сегодня обеспечивается должный уровень промышленной безопасности на шельфовых месторождениях, и каким техническим арсеналом располагают компании?

Обеспечение безопасной добычи нефти на шельфе

Морская спасательная служба Росморречфлота сегодня – это развитая многоуровневая система, вооруженная самыми современными спасательными судами и новейшими технологиями работы на море и под водой. Она является ведущей среди морских спасательных служб страны в области развития спасательного, судоподъемного и водолазного дела в инфраструктуре транспортного комплекса России.

За более чем 60-летнюю историю своего становления Морспасслужба претерпела ряд структурных и организационных изменений, и сегодня Федеральное бюджетное учреждение «Морская спасательная служба Росморречфлота» входит в состав Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, имея в своем подчинении десять филиалов, организованных на базе бассейновых аварийно-спасательных управлений во всех акваториях России.

В состав флота входят современные многофункциональные спасательные суда и катера, которые помогают Морспасслужбе, наряду с традиционной деятельностью по спасанию человеческой жизни на море, подъему затонувших судов и грузов, водолазными работами, оставаться лидером отрасли в области обслуживания шельфовых проектов с применением самой современной техники и обслуживающих судов для нефтегазодобывающих комплексов.

За годы своего существования Морская спасательная служба выполнила множество уникальных операций, внедрила новейшие образцы оборудования, техники и ввела в строй десятки современных судов.

На протяжении многих лет и до сегодняшнего дня Морспасслужба Росморречфлота остается надежным и ответственным партнером для ведущих предприятий морской индустрии, аккредитована как экспертное учреждение и признана Российским морским регистром судоходства и многими международными организациями, в том числе является членом Международной Ассоциации Морских Подрядчиков (International Marine Contractors Association (IMCA) в дивизионах навигационно-гидрографических работ на шельфе (Offshore survey) и дистанционно-управляемых систем и телеуправляемых подводных аппаратов (Remote systems & ROV), имеет признание классификационного общества DNV GL, входящего в свою очередь в International Association of Classification Societies (IACS), о соответствии всем требованиям при проведении подводного освидетельствования судов, нефтегазовых комплексов, а также подводного замера толщины корпусов с использованием специальных ультразвуковых устройств.

Морспасслужба располагает полным пакетом лицензий и сертификатов соответствия для выполнения всех видов работ и оказания услуг по ключевым направлениям деятельности:

  • обеспечение безопасности и проведение аварийно-спасательных работ при реализации шельфовых проектов;

  • океанские и морские буксировки плавсредств и сложных сооружений, включая морские буровые платформы;

  • предоставление услуг флота, в том числе судов-носителей для геофизических, геотехнических и гидрографических работ, экологических исследований и гидрометеонаблюдений, а также для размещения и использования при проведении глубоководных работ подводных телеуправляемых аппаратов (ROV);

  • весь комплекс подводно-технических (водолазных) работ;

  • перевозка опасных грузов, в том числе радиоактивных в специализированной таре;

  • сбор и транспортировка отходов I-IV классов опасности;

  • консультативные услуги в области защиты морской среды;

  • обучение в комплексном учебно-тренажерном центре.

Безопасность работ на шельфе

Для обеспечения безопасности при выполнении различных работ на шельфовых проектах Морспасслужба Росморречфлота организует аварийно-спасательное и противопожарное дежурство специализированными судами, оборудованием и аттестованными спасателями, в том числе по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов.

Общая численность персонала морских аварийно-спасательных формирований составляет более 1,5 тыс. человек. Ежедневно в России заступают на дежурство до 37 судов и 600 морских спасателей Морспасслужбы.

Морская спасательная служба Росморречфлота активно принимает участие как представитель России в проведении различного масштаба международных учений по обеспечению безопасности мореплавания и локализации и ликвидации разливов нефти, а также в конференциях по защите морской среды и разработке минимальных требований к реагированию на потенциальные разливы нефти на морских нефтегазовых установках и сооружениях.

Морспасслужба поступательно развивается в этом направлении и соответствует высоким профессиональным стандартам. Так, в июне 2016 г. учреждение стало полноправным членом Международного союза спасателей (ISU), который объединяет 54 компании морских спасателей из более чем 20 стран. В эту организацию принимают только компании, имеющие хорошую репутацию, большой опыт производства спасательных работ и предоставившие не менее двух рекомендаций от действующих полноправных членов.

В качестве последнего примера можно привести прошедшее 27 марта 2017 г. комплексное учение по ликвидации разлива нефти в ледовых условиях «Арктика–2017» в юго-восточной части Баренцева моря (Печорское море) в районе морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная». Тема – «Ликвидация разлива нефти в ледовых условиях в районе МЛСП «Приразломная» и защита прибрежной полосы п. Варандей от загрязнения нефтью и нефтепродуктов в результате столкновения танкера с судном обеспечения» во исполнение указа президента РФ № 7 от 05.01.2016 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» и распоряжение правительства РФ № 1082-р от 02.06.2016 «Об утверждении плана основных мероприятий по проведению в 2017 г. в Российской Федерации Года экологии».

Ответственным исполнителем по проведению этого учения являлось Минприроды России, соисполнители: Минтранс России, МЧС России, ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», ПАО «Нефтяная компания «Лукойл», ООО «Газпром нефть шельф».

Ежегодно Морспасслужба принимает участие в таких крупных международных учениях по ликвидации разливов нефти, как «BALEX DELTA» (совместно с коллегами из Германии, Дании, Латвии, Литвы, Польши, России, Финляндии, Швеции и Эстонии), «Баренц» (на основании соглашения между правительством РФ и правительством Королевства Норвегии о сотрудничестве при поиске пропавших без вести и спасании терпящих бедствие людей на Баренцевом море и о сотрудничестве в борьбе с загрязнением нефтью).

Шельфовые исследования

Для проведения инженерно-технических, инженерно-геологических, инженерно-экологических изысканий и работ на шельфе Морспасслужба предоставляет современные суда, оборудованные системой динамического позиционирования (DP).

Большинство судов Морской спасательной службы оборудовано буровыми шахтами (Moon Pool) с люковыми закрытиями, на которые устанавливается буровая установка или другое высокотехнологичное оборудование.

Одна из последних работ была произведена с борта многофункционального аварийно-спасательного судна «Спасатель Карев» мощностью 4 МВт совместно со специалистами ООО «Фертоинг» на акватории Балтийского моря (Калининградской области) по проведению инженерно-геофизических и геохимических исследований в точке бурения скважины.

Глубоководные операции

Отдельное внимание в Морспасслужбе уделяется таким видам работ, как обслуживание подводных частей буровых платформ и обследование устьев скважин на глубинах до 3000 м с помощью подводных необитаемых телеуправляемых аппаратов.

В интересах крупнейших мировых нефтегазовых компаний, оперирующих на российском шельфе, учреждение неоднократно признавалось лидером по предоставлению услуг подводных телеуправляемых аппаратов и всем видам водолазных работ на шельфовых проектах, в том числе при укладке подводных трубопроводов.

Опытные специалисты Морспасслужбы Росморречфлота, сертифицированные IMCA пилоты-техники ТНПА выполняют широчайший спектр работ:

  • обеспечение и сопровождение работ по бурению разведывательных и эксплуатационных подводных скважин;

  • инспекционные работы различных конструкций и объектов, участков дна и гидротехнических сооружений с применением большого спектра навесного гидроакустического оборудования, включая гидролокаторы, многолучевые эхолоты, звуковизоры, а также многочисленных видеокамер и оборудования неразрушающего контроля, в т.ч. измеряющего катодный потенциал и остаточную толщину материалов;

  • подводно-техническое сопровождение строительства и эксплуатации объектов подводных добычных комплексов (ПДК), в том числе монтаж и демонтаж, обслуживание и позиционирование, обеспечение контроля качества и работа с клапанами и заглушками;

  • полный спектр глубоководных площадных поисковых работ, как в акустическом, так и в визуальном режиме, с высокой точностью координирования обнаруженных объектов;

  • аварийно-спасательные операции, в том числе с возможностью разрезания стальных тросов диаметром до 100 мм, остропка и расстропка подводных объектов, их перемещение, разработка и удаление грунта;

  • обеспечение работ водолазов-глубоководников;

  • исследовательские работы, в том числе сбор гидрологических данных и мониторинг окружающей среды.

Морские спасатели обладают самой мощной водолазной структурой в стране – 180 высококвалифицированных специалистов, большинство из которых прошли курс обучения в зарубежных школах водолазов, признанных IMCA. Служба оснащена самым современным водолазным оборудованием, судами с водолазным снаряжением ведущих мировых производителей.

На вооружении отдела телеуправляемых подводных аппаратов состоят: ТНПА I класса по IMCA – Seamor 300T (рабочая глубина до 300 м) – 1 ед.; ТНПА I класса по IMCA – Нерей-350 (рабочая глубина до 350 м) – 1 ед.; ТНПА II класса по IMCA – Sperre AS SubFighter 7500 (рабочая глубина до 1000 м) – 2 ед.; ТНПА II класса по IMCA – МСС-350(М) (рабочая глубина до 350 м) – 2 ед.; ТНПА III класса по IMCA – Sperre AS SubFighter 15K (рабочая глубина до 1000 м) – 1 ед.; ТНПА III класса по IMCA – Sperre AS SubFighter 30K (рабочая глубина до 3000 м) – 1 ед.; ТНПА III класса по IMCA – SAAB Seaeye Jaguar (рабочая глубина до 3000 м) – 1 ед.; ТНПА III класса по IMCA – SMD Quasar (рабочая глубина до 3000 м) – 1 ед.

Океанские и морские буксировки

Сегодня буксировка – снова активно развивающаяся услуга, и Морспасслужба в ней конкурентоспособна.

Морские спасатели имеют многолетний опыт в буксировке любых плавучих объектов, в том числе самоходных и несамоходных, включая морские буровые платформы. Буксировки осуществляются на всех морских бассейнах, в том числе и на трассах Севморпути. Ежегодно судами Морспасслужбы осуществляется до 3 буксировочных операций по Северному морскому пути в период навигации.

В арсенале спасательной службы суда специализированного буксировочного флота, имеющие полное оснащение для проведения подобных операций.

Буксирование выполняется сверхмощными буксирами-спасателями, которыми эффективно управляют опытные экипажи, выполняющие свои обязанности даже в условиях чрезвычайных ситуаций.

Сбор и транспортировка отходов

Еще одно из важных направлений деятельности Морспасслужбы – сбор и транспортировка отходов. В соответствии с национальным законодательством учреждение имеет лицензию на проведение такого вида работ.

Новейшее оборудование, собственный специализированный автотранспорт, опытный и обученный коллектив позволяют учреждению работать с отходами всех классов опасности.

Для сбора и транспортировки каждого вида отходов Морспасслужбой разработаны и используются специальные технологии.

Учитываются и контролируются все экологические аспекты осуществления деятельности по сбору и транспортировке отходов, контролируются нормы выбросов в атмосферу, используется новейшее оборудование и привлекаются самые надежные подрядчики для утилизации.

Консультативные услуги

Эффективность морских международных перевозок и деятельность на континентальном шельфе в значительной мере зависит от беспрепятственного перемещения судов и знаний международных стандартов, которые необходимо внедрить и постоянно соблюдать.

Неисполнение или незнание законодательных требований несут для предприятия финансовые риски, связанные с привлечением к административной ответственности и предъявлением требований полного возмещения вреда окружающей среде.

Специалисты Морской спасательной службы проводят полноценное консультирование по вопросам правового регулирования в области охраны окружающей среды, как в рамках абонентского обслуживания, так и разового оказания юридических услуг с индивидуальным подходом к каждому клиенту, с учетом имеющихся задач и проблем в сфере защиты морской среды.

В учреждении работают высокопрофессиональные специалисты, которые участвуют в работе международных организаций и программах в области защиты морской среды, таких как Международная морская организация, Хельсинская комиссия, Черноморская комиссия, Арктический совет, НОУПАП.

Специалисты принимают участие в разработке новых правил и требований в области защиты морской среды, а также в работе по анализу их эффективного внедрения и выполнения на международном и национальном уровнях.

Учебно-тренировочный центр

Учебно-тренировочный центр Морспасслужбы является уникальным подразделением ведущих образовательных центров дополнительного профессионального образования в области водолазного дела и конвенционных морских подготовок и в 2016 г. был аккредитован Федеральным агентством морского и речного транспорта РФ. Свидетельство о соответствии тренажерного центра № 00248 от 08.07.2016 г.

В соответствии с этим свидетельством разрешено проводить подготовку членов экипажей морских судов по множеству различных программ, в том числе: начальная подготовка по безопасности; подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам; подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе; подготовка операторов (пилотов) ТНПА – телевизионных необитаемых подводных аппаратов (ROV); подготовка судоводителей маломерного флота для прохождения госаттестации в ГИМС МЧС г. Москвы на получение права управления маломерным судном. С 2017 г. стартовал совместный со Службой морской безопасности проект по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

В обучении используются новейшие тренажеры, такие как «Вертолетная кабина» (имитатор падающего в воду вертолета, который при аварийном погружении в воду имеет тенденцию к переворачиванию по причине особого расположения центра тяжести. Тренажер используется в программах подготовки в соответствии с международными стандартами OPITO – BOSIET, HUET, FOET) и «Вертолетная лебедка» (предназначен для имитации и тренировок экстренной эвакуации на вертолет терпящих бедствие людей из спасательного плота, либо непосредственно из воды и т.д.).

Оснащенность Учебно-тренировочного центра Морспасслужбы и квалификация его персонала позволяют на высочайшем уровне готовить специалистов по программам подготовки в соответствии с международными стандартами МК ПДНВ, OPITO, модельными программами ИМО и международным кодексом SOLAS.

Подготовка работников нефтегазовой отрасли

Подготовка работников нефтегазовой отрасли для допуска к работам на морских объектах осуществляется по программам в соответствии со стандартом OPITO (Offshore Petroleum Industry Training Organisation):

  • основы безопасности на морских объектах и подготовка к реагированию на чрезвычайные ситуации (Basic Offshore Safety and Induction and Emergency Training, BOSIET);

  • дальнейшая подготовка к реагированию на чрезвычайные ситуации (Further Offshore Emergency Training, FOET);

  • подготовка по эвакуации из вертолета под водой (Helicopter Underwater Escape Training, HUET).

Только за 2016 г. в стенах Учебно-тренировочного центра успешно прошли обучение по разным направлениям более 1 тыс. человек.

Перспективы

В настоящее время Морская спасательная служба активно развивается и выходит на новые рынки по предоставлению своих услуг и обеспечению плавучих буровых установок и платформ.

Модернизируется судовое оборудование, ведётся строительство новых многофункциональных специализированных судов с высокотехнологичным оборудованием для выполнения работ на шельфе.

В 2017-2018 гг. в соответствии с заключенными ранее судостроительными контрактами служба планирует ввести в строй следующие суда:

  • Многофункциональное аварийно-спасательное судно с усиленным ледовым классом проекта MPSV12 – 4 единицы

  • Многофункциональное аварийно-спасательное судно с усиленным ледовым классом проекта MPSV07 – 1 единица

  • Рейдовый водолазный катер проекта А160 – 1 единица

  • Научно-исследовательское водолазное судно катамаран проекта SDS18 – 1 единица

Keywords: safety, offshore projects, gidrometeorologiya, deep-sea work ROVS, transport of dangerous goods, transportation of waste, protection of the marine environment, a simulation training center.



Статья «Обеспечение безопасной добычи нефти на шельфе» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№5, Май 2017)

Комментарии

Читайте также