USD 99.943

-0.05

EUR 105.4606

-0.25

Brent 72.97

-0.33

Природный газ 2.982

+0.01

3 мин
2463

Боливарианские рубежи нефтегазового фронта

В начале марта стало известно о переносе  офиса компании PDVSA из Лиссабона в Москву.  По официальным заявлениям  перенос связан с расширением сотрудничества госкомпании Венесуэлы с российским Газпромом и Роснефтью. Тогда же С. Лавров на встрече с вице-президентом Венесуэлы Д. Родригес подтвердил  солидарность российского руководства с режимом Н. Мадуро. Позиция России в этом отношении известна и неизменна: официальные представители МИД РФ не раз заявляли, что власти страны делают всё, чтобы защитить свои инвестиции в Венесуэле, главным образом путем сохранения государственности и недопущения полномасштабной гражданской войны в Боливарианской республике.

Боливарианские рубежи нефтегазового фронта

В начале марта стало известно о переносе офиса компании PDVSA из Лиссабона в Москву. По официальным заявлениям перенос связан с расширением сотрудничества госкомпании Венесуэлы с российским Газпромом и Роснефтью. Тогда же С. Лавров на встрече с вице-президентом Венесуэлы Д. Родригес подтвердил солидарность российского руководства с режимом Н. Мадуро. Позиция России в этом отношении известна и неизменна: официальные представители МИД РФ не раз заявляли, что власти страны делают всё, чтобы защитить свои инвестиции в Венесуэле, главным образом путем сохранения государственности и недопущения полномасштабной гражданской войны в Боливарианской республике.

Власти Венесуэлы переносят офис PDVSA в Москву.jpgВласти Венесуэлы переносят офис PDVSA в Москву

Системный кризис, разгоревшийся в Венесуэле затронул главным образом мировой рынок нефти, поэтому интерес основных игроков к происходящему вполне понятен. Вставая на сторону официальных властей, или поддерживая оппозицию, или соблюдая разумный нейтралитет, заинтересованные стороны, традиционно, объясняя свое участие цивилизационными ценностями, стараются адаптировать любую непонятную ситуацию под собственные нужды.

Основных участников (не считаю саму страдающую Венесуэлу, потому что она – проблема, а проблеме положено ждать пока ее разрешат) три: Китай, Россия и США.

Китай

Оказавшись в экономическом тупике власти Венесуэлы нашли поддержку у Китая и России, «выручивших» кредитами. При этом, главным заимодавцем оказалась не Россия, а Китай, который, по разным оценкам, вбухал в латиноамериканского товарища от 50 до 70 млрд долл США. Сделал он это не по доброте и не по глупости. За свои миллиарды Китай получает нефть по весьма сходной цене. Кроме того, пока у руля стоит Н. Мадуро Венесуэла, худо-бедно, платит по кредиту. Но стоит власти смениться и не известно признает ли новое правительство долги страны.

Китай инвестировал в экономику Венесуэлы 50 млрд долл США.jpgКитай инвестировал в экономику Венесуэлы 50 млрд долл США

Однако, во внутренние дела Китай старается не вмешиваться, во-первых, далеко, во-вторых, по-восточному мудро, учитывая что схожие интересы (недопущения полномасштабной революции) на боливарианском фронте отстаивает и Россия.

Россия

Россия - второй финансовый друг Венесуэлы и первый идеологический. Ее вклад в экономику Венесуэлы составляет примерно 17 млрд долл США, но учитывая, что последняя не обнародует данные по долгам, вероятно, и больше. Курс, взятый Россией в этой ситуации, основан не на возвращении денег, а на поддержание режима республики. Потому что сохранение статус-кво по подсчетам оказывается дороже 17 млрд долл США. Проверим подсчеты.

Венесуэла обязалась покупать заграничные товары только у России.jpgВенесуэла обязалась покупать заграничные товары только у России

Займы от России Венесуэла получила в обмен на обещание покупать все, что можно купить за границей, только у России. На этом Россия уже заработала 7 млрд. долл. США, продав Венесуэле оружие и автомобили. Кроме того, российская госкорпорация Роснефть получила контроль над крупнейшими венесуэльскими нефтяными активами: сегодня ей принадлежит до 20 до 40% крупнейших компаний, входящих в корпорацию PDVSA. И, без этого никуда, политическая сторона вопроса: под залог очередного кредита Россия получила 49,9% компании Citgo, владеющей трубопроводами и наливными терминалами в США, что позволяет России в определенной мере влиять на нефтяную политику США. Разумеется пока она сохраняет свое присутствие в Венесуэле. По оценкам экспертов, российские нефтяные активы в боливарианской республике оцениваются в 50 млрд долл. США. При этом Россия Венесуэла по-прежнему должна России 17 млрд долл, а Россия продолжает поставлять ей продукция своего автопрома и вооружать армию (не бесплатно, разумеется). Плюс к этому, по наблюдениям специалистов, российские компании заняли долю Венесуэлы на нефтяном рынке. Так, с 23 февраля по 1 марта поставки нефти и нефтепродуктов из России в США резко увеличились и достигли своего максимума за последние семь лет. Но с поставками не все так просто.

США

Дело в том, что любой НПЗ ориентирован на определенный тип нефти. А большинство американских НПЗ настроены под высокосернистую венесуэльскую нефть. Объявив повторное эмбарго на иранскую нефть в прошлом году, США почувствовали необходимость в венесуэльской нефти. Но за последние пять лет добыча в Венесуэле сократилась более чем на треть. Запасы нефти Венесуэлы огромны, по экспорту она входит в мировую десятку. Пока цены на нефть были высокими положение экономики страны оставалось приемлемым, но с 2013 года цена нефти снизилась вдвое и добыча нефти в стране также сократилась вдвое. Экономика оказалась в прямой зависимости от экспорта сырья (как знакомо, не правда ли?)

Американские НПЗ ориентированы на венесуэльскую нефть.jpgАмериканские НПЗ ориентированы на венесуэльскую нефть

Сегодня Соединенные Штаты – крупнейший покупатель, импортирующий более 40% нефти, продаваемой боливарианской республикой и очень заинтересованный в увеличении ею добычи. Такое положение вещей наталкивает на вывод о заинтересованности США в смене власти в Венесуэле, ведь новое правительство, скорее всего, первым делом наростит добычу и возобновит необходимые поставки.





Статья «Боливарианские рубежи нефтегазового фронта» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№3, Март 2019)

Авторы:
Комментарии

Читайте также