USD 99.943

-0.05

EUR 105.4606

-0.25

Brent 73.14

-0.16

Природный газ 2.948

-0.02

3 мин
1275

ВЭФ-2019

ВЭФ-2019

В 2006 г. в Благовещенске (Амурской области) прошла конференция, участники которой задались целью ответить на вопрос: потеряет ли Россия Дальний Восток (ДВ). Тогда, 13 лет назад, эта угроза была вполне реальной из-за засилья жителей сопредельной провинции Хэйлунцзян и оттока российского населения, чьих предков привела на эти земли переселенческая политика царизма, сулившая преференции. Но затем регион на долгое время остался без внимания, государство, казалось, забыло о 5,5 % населения, отделенных от Москвы 11 часовыми поясами.

13 лет назад научное сообщество озаботилось проблемой возможной потери Россией Дальнего Востока.jpg

Когда именно начал возрождаться в умах руководства страны интерес к ДВФО сказать сложно. Возможно, с началом строительства Русского моста в 2008 г., или с 2015 г., когда Роснефть объявила о планах строительства ВНХК, а может раньше – в 2007 г., когда президент подписал указ о строительстве космодрома «Восточный». Какой бы из этих брошенных на восток взглядов не стал первым, очевидным фактом остается то, что уже более 10 лет российский ДВ находится в интересов правительства, а значит, у него появился шанс на превращение из дотационного в самостоятельный.

Даже если учесть, что мост Русский заставляет усомниться в своей целесообразности, космодром «Восточный» (прославившийся финансовыми махинациями прежде, чем запустил первый спутник), достраивается на базе успешно действующего на тот момент космодрома «Свободный», а ВНХК свернули на стадии проекта, все равно ДВ уже нельзя назвать забытым уголком. Доказательством того служат, в частности, решения экономических форумов, на протяжении последних пяти лет проходящих во Владивостоке.

На ДВ создано 20 ТОСЭР, с 2015 г. в экономику региона инвесторами вложено 612 млрд руб., введено 242 новых производства, рост промышленного производства (как заявил в своей речи президент В. Путин) за последние 5 лет составил почти 23%.

На территории ДВ созданы 20 ТОСЭР.jpg

В начале сентября прошел пятый по счету ВЭФ, призванный способствовать экономическому развитию ДВ. О достигнутых на форуме договоренностях писали все ведущие СМИ, в том числе зарубежные. Особое внимание привлекла статья The Wall Street Journal, рисующая в общих чертах такой скетч: значимых сделок на форуме не заключили, отток населения из региона перекрывает его рост, иностранные инвесторы не находят там интересных сфер приложения капитала и чтобы компенсировать это российское правительство пообещало потратить 10 млрд долл на расширение дорог, но и эти средства, по прогнозам журналиста, если и будут выделены, то далеко не сразу и вряд ли в заявленном размере.

Во Владивостоке прошел пятый по счету экономический форум.jpg

Конечно, такая информация сильно диссонирует с остальным потоком. Выходит, 270 подписанных соглашений на сумму свыше 3,4 трлн руб. не в счет? Или статья американского журналиста по сути то, что в бульварных романах называют словом «ложь»?

На форуме было подписано 14 крупных инвестиционных соглашений, среди которых договоренности о развитии химических производств, фармацевтики, животноводства, судостроения и другие проекты, с участием нескольких сторон. Если посмотреть на сами эти стороны, то процент участия иностранных инвесторов становится более очевидным.

На форуме было подписано 14 крупных инвестиционных соглашений.jpg

Одно из наиболее интересных соглашений - о строительстве предприятия по производству метанола и аммиака, подписали Корпорация развития ДВ и «Находкинский завод минеральных удобрений» (инвестиции 200,7 млрд руб.), Фонд развития ДВ и «Русская медная компания» заключили договор займа по строительству горно-обогатительного комбината (142,5 млрд руб.)

Агентство ДВ по привлечению инвестиций заключили ряд соглашений. В частности с АО «Технолизинг» и японской компанией Marubeni Corporation - о поставке метанола. Инвестиции в проект неизвестны; восьмистороннее соглашение с участием ГК Mengniu Dairy Group Ltd. И ГК Zhongding Dairy Farming Co. по реализации проекта строительства животноводческого комплекса (45 млрд руб); с ООО «Арктик Оушен Холдинг Групп» о сотрудничестве по созданию туристического кластера (57,2 млрд руб.); с Harbin Pharmaceutical Group Holding Co. соглашение по релокации фармацевтического завода «Хаяо» на ДВ (10 млрд руб.); с ООО «Антей» и ПАО «Находкинский судостроительный завод», по строительству серии рыболовных судов (10 млрд руб.). ООО «ФИНР» и Корпорация развития ДВ подписали соглашение в рамках освоения Крутогоровского угольного месторождения (11 млрд руб.). ПАО Банк «Финансовая корпорация «Открытие» - соглашение с городами ДВ по развитию сети индустриальных парков (442,5 млрд руб.). АО «Полиметалл УК» и Фонд развития ДВ - соглашение о взаимодействии при реализации проектов на ДВ. И четыре соглашения о намерениях в реализации проектов перспективных информационных технологий подписали АО «Вертолеты России», ПАО «МТС», ОАО «РЖД», ООО «Элемент» при участии Минвостокразвития, Минкомсвязи РФ и ДВФУ.

Если сложить общие суммы инвестиций в проекты с участием иностранных компаний, то получится, что их доля составляет 1,6%.

В развитии проектов в ДВФО заинтересованы российские компании. Наконец регион получает импульс развития достойный своих возможностей. Печалит лишь то, что иностранные инвесторы, даже из числа дружеских стран, не видят в России надежного партнера, ведь риски, сопряженные с ведением бизнеса в нашей стране, перевешивают преимущества, дающиеся ее богатствами.





Статья «ВЭФ-2019» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№10, 2019)

Авторы:
500242Код PHP *">
Читайте также