USD 99.943

-0.05

EUR 105.4606

-0.25

Brent 73.33

+0.03

Природный газ 2.958

-0.01

4 мин
655

Зачем стране нефть?

Зачем стране нефть?

Очевидность ответа делает его риторическим, но для синхронизации понимания ответим: нефть, как и другие полезные ископаемые, нужна для того, чтобы перерабатывать, продавать, платить налоги и, таким образом, повышать благосостояние граждан страны. В своих дальнейших рассуждениях, как и ранее, мы будем исходить именно из этого постулата.

В начале апреля глава Роснефти встретился с президентом РФ и рассказал о том, что компания рассматривает возможность создания Арктического кластера. По задумке в него должны войти Ванкорское, Сузунское, Тагульское, Лодочное месторождения, Южный Таймыр и Западно-Эргинский участок. Этот грандиозный проект к 2030 г. должен обеспечить добычу нефти до 100 млн т. в год. Конечно, такая концентрация ресурсов не оставит равнодушными инвесторов. По словам И. Сечина они уже потянулись с запада и востока. Тема кластера была затронута в разговоре с президентом не просто так: описав все привлекательные моменты глава Роснефти обратился с просьбой создать благоприятные для инвесторов условия, которые, вероятно, будут включать и налоговые льготы.

Картинки по запросу путин и сечин

Т.о. уже приносящие доход месторождения ограждаются кластером от полноценного облагания налогами. Одиннадцатилетний период не такой большой срок, но как минимум это время бюджет не будет получать должных поступлений. А с недобором в казну поступают всегда одинаково.

Так, в качестве одного из вариантов компенсации выпадающих доходов от оплаты льгот нефтяным компаниям за поставки топлива на внутренний рынок, правительство рассматривает использование средств ФНБ. Однако, существует небольшая вероятность, что пойдудт по одному из альтернативных путей, которые предусматривают повышение акцизов на мазут и средние дистилляты, либо повышение НДПИ. Относительно последнего А. Новак сообщил, что считает нецелесообразным его увеличение для компенсации демпфера.

Поиск новых налогов процесс увлекательный, а учитывая череду недешевых проектов - необходимый. В первых числах апреля Минфин опубликовал проект изменений в налоговый кодекс, согласно которому предлагается ввести новые главы: об экологическом налоге, утилизационном сборе, сборе с пользователей автодорог, налоге с операторов связи и о гостиничном сборе. Так что если Вы думаете, что такие проекты, как Арктический кластер Вас лично не касаются, то советуем пересмотреть совю точку зрения, так как почти все мы пользуемся автодорогами и услугами связи, операторы которой найдут за чей счет компенсировать дополнительную налоговую нагрузку.


Осознание этого особенно резко диссонирует с информцией, недавно полученной Минприроды, которое оценило в стоимостном выражении запасы полезных ископаемых. Выяснилось, что стоимость запасов нефти составила 39,6 трлн руб., газа - 11,3 трлн руб., коксующегося угля - почти 2 трлн руб., железной руды - в 808 млрд руб., алмазов - в 505 млрд руб., золота - в 480 млрд руб. Эксперты утверждают, что формула рассчета была не совсем корректной, но чувство радости не становится меньше от осознания того, на каких территориях нам довелось жить стараниями богов и предков.

Не лишний раз в этом дает возможность убедиться Газпром, который в 2018 г. добыл 497,6 млрд м3 газа, что на 5,7% больше, чем в 2017 г. В отчете призеденту А. Миллер гордо рассказал о том, что созданы новые газотранспортные мощности для вывода газа с Ямала, по Силе Сибири работа идёт с опережением графика и 1 декабря 2019 г. начнутся поставки в Китай. В 2019 г. также будет введен в эксплуатацию Турецкий поток.

По цифрам внутри страны картина иная: на 1 января 2019 г. показатель газификации в среднем по стране составлял 68,6%. Но это не равномерное распределение. Например, уровень газификации Иркутской области составляет 8,1 %. Вопрос уже был поднят на федеральном уровне, но потом отложили, как минимум до конца 2019 г.


России вообще свойственны лозунги наподобие «не доедим, но продадим», поэтому великая газовая держава, которая местами совсем без газа - явление не новое. Чтобы сделать акцент на основной мысли немного ярче приведем еще один пример.

Оказывается (для жителей столицы это окровение, а для страны – ежедневная реальность), 22,6% населения России не имеет доступа к централизованной канализации. Что касается жителей сельской местности, то без доступа к централизованной канализации живут 66,5% россиян. По показателю численности городского населения без доступа к безопасным и частным туалетам Россия занимает пятое место после Индии, Китая, Нигерии и Индонезии.

А теперь снова вернемся к льготам.

Санкции ограничили доступ росскийх компаний к европейским технологиям. Выход нашли в предприятия ВПК, которые буду производить оборудование для нефтянки. Главным требованием для локализованного оборудования будет конкурентоспособность. Но сами компании ТЭК настроены не очень оптимистично. Одних беспокоит отсутствие подразделений по сервису у предприятий ОПК, ведь оборудование без услуги сопровождения никто не купит, других – качество работ. Так, энергетики просят сделать флот для ГРП «нормальным, как за границей», а не в виде танка. По словам вице-премьера, правительство готово поддержать оборонные предприятия масштабными налоговыми льготами.


Без помощи государства масштабные проекты реализовать крайне сложно, да и не справедливо, ведь в конечном итоге налоги идут именно в государственную казну. И, конечно, поддерживать стоит проекты, которые принесут наибольшею прибыль. Но не стоит забывать о конечной цели этих нефтефинансовых потоков, мы убеждены, что в качестве таковой следует считать благосостояние населения страны.



Статья «Зачем стране нефть?» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, Апрель 2019)

Авторы:
503717Код PHP *">
Читайте также