Президент РФ В. Путин подписал закон о ратификации Конвенции о статусе Каспийского моря.
ФЗ №329-ФЗ опубликован 1 октября 2019 г. Сама конвенция о правовом статусе Каспийского моря была подписана странами «каспийской пятерки» (Россия, Иран, Казахстан, Азербайджан и Туркмения) в рамках V Каспийского саммита в г. Актау 12 августа 2018 г. Этому предшествовал длительный 22-летний период согласования и урегулирования разногласий.
Так, согласовался статус Каспийского моря в качестве озера или моря, что означало регулирование разными положениями международного права. Также остро стоял вопрос о том, как вообще разделить Каспийское море. Не имея общих взаимных соглашений, Азербайджан, Казахстан и Россия исходили из принципа срединной линии для делимитации морского пространства между прибрежными государствами. Иран же хотел разделить Каспий на равные сектора, а Туркменистан - методом равноудаленных точек.
Ряд разногласий удалось урегулировать, так, в плане разграничения была принята концепция срединной линии. А вот вопрос со статусом Каспия как моря или озера отложен для урегулирования на более поздний срок.
Основные положения конвенции:
-
в Каспийском море не допускается присутствие вооруженных сил внерегиональных держав, ответственность за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами несут 5 прикаспийских государств, основная площадь водной поверхности Каспийского моря остается в общем пользовании сторон, дно и недра делятся соседними государствами на участки по договоренности на основе международного права,
-
судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов должны осуществляться по согласованным сторонами правилам,
-
все стороны несут ответственность за ущерб, нанесенный экологической системе Каспийского моря.
Согласно сопроводительным документам к закону №329-ФЗ, конвенция содержит положения, закрепляющие механизмы установления границ территориальных вод и рыболовных зон, разграничения дна и недр Каспийского моря на секторы, условия прокладки подводных кабелей и трубопроводов и вопросы, касающиеся др. аспектов сотрудничества прибрежных государств.
Документ предписывает, что каждая сторона устанавливает территориальные воды, не превышающие по ширине 15 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных документе.