USD 68.9831

-0.73

EUR 76.7782

-0.86

BRENT 39.56

-0.12

AИ-92 42.24

+0.03

AИ-95 46.04

-0.1

AИ-98 52.51

+0.09

ДТ 47.31

0

2 мин
161
0

Попытка №2

Во второй день ПМЭФ на деловом завтраке Сбербанка Г. Греф провел опрос среди финансистов и экономистов на предмет того, чего стоит опасаться российской экономики. Оказалось, что самым опасным явлением, страшнее санкций, кризиса и падения цен на нефть, подавляющее большинство - 61,5% опрошенных, посчитали откладывание реформ.

После инаугурации, переизбранный в очередной раз на пост президента В. Путин, подписал так называемый майский указ, в котором обозначил основной путь движения страны на ближайшие шесть лет.

Задачи очередной шестилетки звучат очень достойно. По обозначенному пути хочется следовать, а целей – добиваться. Как и 6 лет назад, когда после очередной инаугурации президент подписал серию из 13 указов.

Итак, до 2024 г. в стране должен быть обеспечен рост численности населения, устойчивый рост реальных доходов граждан, снижение уровня бедности в 2 раза, ускорение технологического развития, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Россия должна войти в число 5 крупнейших экономик мира, темпы экономического роста должны превысить мировые при сохранении макроэкономической стабильности, в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности, должен быть создан высокопроизводительный экспортно ориентированный сектор, обеспеченный высококвалифицированными кадрами и развивающийся на основе современных технологий. 

Большое внимание уделено уже давно шагающей по миру, но вошедшей сравнительно недавно в моду в России, цифровизации. Правительству поручено увеличить внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников не менее чем в 3 раза по сравнению с 2017 г. и обеспечить создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств. Даже тех 40% домохозяйств, которые, по признанию А. Миллера, топят дровами, и тех, к которым в период весенней распутицы не ведет ни одна дорога. При этом, органы местного самоуправления и федеральные чиновники должны постараться использовать российское ПО. Несколько лет назад на чиновниках уже пытались опробовать отечественное программное обеспечение, но что-то пошло не так и эксперимент свернули. Очевидно, наши разработчики пока не столь сильны в этой сфере и принудительное внедрение - не лучшее решение.

Согласно Майскому указу должны быть сформированы глобальные конкурентоспособные несырьевые секторы. Общая доля экспорта в них к 2024 г должна составить 20% ВВП. Хочется в это верить, но любой прогноз основывается на предшествующем опыте, а он говорит, что проводимая до этого политика развития конкурентоспособных экспортных товаров особых результатов не принесла. И это при низких ценах на сырье. Что же говорить о сегодняшнем дне, когда цены на нефть растут? 

Да и стоит ли задаваться таким вопросом, если совершенно очевидно, что цели завышены, задачи нереальны и потому весь намеченный путь становится липовым? 

Исполнение указов 2012 г. препятствовали кризис и санкции, о чем заявлял Д. Медведев, но и сам президент еще в 2013 г. признался, что намеренно «завысил планку» в указах, что, однако не должно стать поводом для их неисполнения. В результате региональные власти бросились выполнять «завышенную планку» в ущерб нуждам своих регионов. 

Требуемый майским указом прорыв во всех сферах жизни приведет к увеличению расходов на одни сферы жизни за счет других с одной стороны, и к повышению налогов – с другой. Но, может, вторая попытка будет удачней?..


Автор


 



Статья «Попытка №2» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№6, Июнь 2018)

Авторы:
Читайте также
Система Orphus