Обычно не столь заметное широкой публики ежегодное послание президента к Федеральному Собранию в этом году стало, мягко сказать, резонансным. Само обращение было направлено на необходимость в срочном порядке внести изменения в основной закон страны и кабинет министров. И если отставка правительства – лишь небольшая рокировка, то с поправками в Конституцию все несколько тоньше.
Изменения коснутся в основном структуры власти в стране, но дьявол, как известно, кроется в деталях. В данном случае в деталях нескольких, ставших неудобными, статей Конституции, изменение которых по факту приведут к изменениям конституционного строя в России. С момента принятия Конституции прошло больше четверти века, политическая и экономическая, а главное, международная конъюнктура, изменились. По выражению президента, некоторые положения необходимо привести
в соответствие с текущими потребностями и целями развития страны. О каких потребностях идет речь?
Во-первых, о потребностях ограничить полномочия региональных властей. Эксперты считают, что это не только нарушает ст. 12 действующей Конституции, но и «может привести к восстановлению единой вертикали исполнительной власти по советскому образцу». На эти мысли наталкивает использованный президентом термин «единая система публичной власти» в отношении местного самоуправления.
Еще одна поправка – наделение Совета Федерации полномочиями отрешать от должностей судей Конституционного и Верховного суда РФ. Таким образом, судьи теряют независимость, нарушается система сдержек и противовесов.
Дальше Госсовет. Изменение его статуса и полномочий вызывает у многих опасения. Так, экс-сенатор К. Добрынин полагает, что Госсовет может стать надпарламентским органом по аналогии с Госсоветом Российской империи в начале ХХ века. Bloomberg считает, что новый орган «становится чем-то вроде коллективного президентства». Financial Times пишет, что часть поправок, касающаяся Госсовета, позволит В. Путину «продлить свое правление на неопределенный срок».
В целом и сами поправки и методы их внесения уже нарушают действующий закон, начиная от принципа разделения ветвей власти (нововведения предусматривают организационное руководство президента работой судов, прокуратуры и силовых министров с согласия представителей, большинство из которых назначаются органами исполнительной власти) и заканчивая противоречием отдельным статьям (например, ужесточение требований к кандидатам в президенты, в частности препятствием к занятию этой должности может стать двойное гражданство, что уже является нарушением ч. 2 ст. 6, согласно которой «каждый гражданин РФ обладает всеми правами и свободами»).
В целом, если не обращать внимание на эти мало для кого имеющие значение подробности, все выглядит удручающе безукоризненно. Предлагается даже закрепить в Конституции некоторые социальные гарантии, а именно, зафиксировать положение о том, что МРОТ не должен опускаться ниже прожиточного минимума. Сама по себе идея отличная. Однако при повышении минимальных окладов на любом предприятии повышается налоговая нагрузка. При росте расходов на оплату труда и налоги, предприятие повышает стоимость свой продукции, чтобы сохранить уровень прибыли, а потребители этой, теперь уже более дорогой продукции – каждый из нас. Так что получается разговор в пользу бедных (и это не аллегория).
Измененная Конституция должна быть одобрена народным голосованием, хотя законом не предусмотрены возможность создания какой-либо конституционной комиссии и плебисцит «по одобрению». К слову, финансирование поправок опять же ложится на плечи налогоплательщиков. Но это уже просто незначительная ремарка ради справедливости. И еще одна: ограничение прав местного самоуправления и расширение полномочий президента в отношении силового блока – это те поправки, которые фактически узаконивают существующее положение вещей (может быть, именно это имел ввиду президент, говоря о необходимости привести Конституцию в соответствие с изменившимися реалиями сегодняшнего дня?). А раз так, то в чем может заключаться беспокойство?
В том же послании президент озвучил ряд мер, призванных стимулировать рост инвестиций в российскую экономику, среди которых налоговые льготы и различные преференции. Но самым действенным стимулом для иностранных инвесторов является определенность экономической ситуации и степень защищенности прав собственности.
Сегодня, по утверждению специалистов, «высокая неопределенность экономической ситуации в значительной мере предопределяется санкциями». И здесь вызывает опасение одна из главных поправок в Конституцию, назовем ее прямо, о возможности не исполнять международные договоры. Статья 15 пока неисправленной Конституции гарантирует приоритет международных договоров над российскими законами. Согласно новой редакции, Россия будет вправе не соблюдать решения, принятые
международнымиорганами. И хотя, по мнению некоторых, поправка направлена на укрепление суверенитета страны, по факту – это шаг к обществу, в котором гражданские права становятся незащищенными, а страна может оказаться в международной изоляции. Нет сомнений, что любое обращение к этой статье, если она будет утверждена в предлагаемой редакции, будут означать введение новых санкций.
Продолжая надеяться на то, что никто не проживет без российских энергоносителей, стоит вспомнить, что европейские страны все активнее декарбонизируют свои производства и эта тенденция рано или поздно потихоньку свернет углеводородную зависимость от России и тогда нам будет крайне важно вписаться в правовое международное поле, чтобы продолжать партнерские отношения без привычных рычагов.