В конце февраля появился слух о намерении «Газпрома» построить газоперерабатывающий комплекс на Ямале. По мере обрастания слуха подробностями стало известно, что в планах компании строительство газоперерабатывающего завода, который будет производить 37,8 млрд м3 метана, 2,3 млн т этана и 0,8 млн т СУГ и газохимического завода, использующего в качестве сырья продукты газоперерабатывающего завода – этан и СУГ. Финальным этапом передела станет полиэтилен.
Если проект действительно воплотится в жизнь, а полагать так есть все основания, то его смело можно причислить к самым трендовым в нефтегазовой отрасли, ведь вложение в газохимию – одно из ключевых направлений, в котором развиваются крупные мировые газодобывающие компании. Причины очевидны. Во-первых, таким образом компании снижают риски от колебания цен на энергоносители. Во-вторых, даже мировые гиганты, ведущие добычу нефти и газа, не застрахованы от тенденции перехода к «зеленой» энергетике стран-потребителей. Эксперты ожидают существенное снижение потребления газа уже в ближайшие 10–15 лет. Рано или поздно этот тренд заставит газодобывающие компании диверсифицировать производства. Третья причина – неизменно работающая закономерность: чем глубже переработка, тем выше прибыль. Даже если это переработка на Крайнем Севере.
Помимо объективных предпосылок есть и субъективные факторы, делающие этот проект выгодным для «Газпрома». Проект будет основан на ресурсной базе Бованенковского месторождения, до которого у «Газпрома» проведена железнодорожная ветка и где в целом компания за годы работы успела обрасти развитой инфраструктурой. Близость к сырью, прямой маршрут к рынкам сбыта, наконец, вклад в развитие отдаленного региона и наполнение грузопотока Северного морского пути выносят на поверхность саму идею газопереработки в регионе.
Единственное опасение может быть связано с насыщенностью рынка. Несмотря на то, что мировой спрос на полимеры растет и динамика продолжится, предложение идет на шаг впереди. BusinesStat прогнозирует, что в 2020–2023 гг. выпуск полиэтилена в России будет расти в среднем на 12,4 % в год.
Если говорить о российском рынке, он не достигает и двух процентов от общемирового объема. Но санкции способствовали налаживанию российского производства многих продуктов. Рынок ПЭ не стал исключением. Основной вклад вносят мейджоры: «Нижнекамскнефтехим», «Ставролен», «Казаньоргсинтез» и «СИБУР-холдинг», запустивший осенью 2019 года крупнейший не только в нашей стране, но и в Европе нефтехимический комплекс «ЗапСибНефтехима ». До запуска завода объемы производства росли в основном за счет модернизации существующих мощностей на действующих предприятиях. С выходом «ЗапСибНефтехима» на плановую мощность спрос на полиэтилен внутри страны будет полностью закрыт. Если прибавить к этому продукцию газпромовских заводов (Амурский ГХК и строящееся предприятие в Усть-Луге), то становится очевидным, что «Газпрому» придется выходить на внешние рынки и конкурировать с мировыми гигантами, в первую очередь с китайскими, японскими, германскими и американскими компаниями, которые прочно зарекомендовали себя на рынке.
Несмотря на возможные сложности, полимеры находят все новые сферы применения, отвоевывая позиции у металла и других традиционных конструкционных материалов. Neftegaz.RU неоднократно писал о необходимости развития перерабатывающей промышленности в нашей стране, а санкции и волатильность цен на энергоносители при правильном подходе скорее бонус, чем препятствие. Однако не все с этим согласны.
Так, компания Роснефть в прошлом году отказалась от уже начавшей реализовываться идеи создания нефтегазохимического комплекса на Дальнем Востоке, полагая, вероятно, что вложения в добычу (особенно если всегда есть шанс получить госсубсидии) более надежны, чем создание перерабатывающих мощностей, где капиталовложения окупаются медленнее, но в результате приносят больший доход компании и формируют стабильный рынок продукта в стране, минимизируя рычаги влияния на последнюю (все помнят историю с остановкой производства современного самолета из-за запрета ввоза в Россию конструкционного пластика, не производимого в нашей стране). Представляется, что компании с госучастием должны нести некоторую ответственность в этом отношении. Но пока даже крупный бизнес ориентируется на быстрые доходы, а в перерабатывающих производствах кто-то видит высокие затраты, а кто-то высокую прибыль. Как говорил Д. Рокфеллер: «Не надо бояться больших расходов, надо бояться маленьких доходов».