Эти изменения нацелены на уточнение порядка учета расходов на освоение природных ресурсов для организаций, осуществляющих деятельность, связанную с геологическим изучением недр, разведкой месторождений и добычей углеводородного сырья.
Также закон вносит изменения в части консолидации расходов, понесенных на одном месторождении, и финансового результата, полученного на другом месторождении.
Допускается консолидация налоговой базы по шельфовым проектам.
Введение повышающего коэффициента для разведки на шельфе поможет Роснефти и Газпрому, а для компаний это очень важно, поскольку они попали под антироссийские санкции. Одним из основных пунктов технологических санкций было условие не передавать российским компаниям оборудование, необходимое для ведения разведки и добычи на шельфе. Аналогичный коэффициент сейчас действует в отношении расходов на НИОКР.
Налоговые послабления могут стимулировать инвестиции нефтегазовых компаний в разработку шельф. По оценкам главы Минприроды РФ С. Донского, в 2016 г. компании снизили инвестиции в ГРР на 3,5%, до 71,4 млрд руб.
А 2018 г. может стать критическим для проведения ГРР на шельфе, поскольку по условиям лицензионных соглашений основные объемы поискового бурения заложены с 2016 г. с последующим увеличением до 2022-2023 гг.
В связи с этим Роснефть и Газпром стремятся отодвинуть сроки работ в рамках лицензионных обязательств. Это привело к тому, что правительство РФ приостановило выдачу лицензий на шельфовые участки.
На акватории 12 морей действуют 122 лицензии, у Роснефти – 51 лицензия, у Газпрома – 40.
Вместе с тем, несмотря на снижение инвестиций, Минэнерго РФ ожидает к 2035 г. прирост объемов добычи на шельфе в Арктике на уровне 31-35 млн т.