USD 96.4172

0

EUR 104.8565

0

Brent 73.74

+0.68

Природный газ 2.271

+0.02

2 мин
1404

Донор или реципиент?

Донор или реципиент?

На протяжении последних десяти лет на месторождениях Западной Сибири наблюдается падение добычи углеводородов. Происходит это падение со скоростью 3 % в год, и этого вполне достаточно для того, чтобы при сохранении тренда главный нефтедобывающий регион страны потерял свой статус, а Россия в целом утратила лидерство в нефтедобыче на мировом рынке.

На совещании у Д. Медведева А. Новак, озвучивая прогнозы по нефтедобыче, сообщил, что в 2018 г. добыча нефти в России составит 553 млн т, на пик в 570 млн т/год страна выйдет в 2021 г., но если не простимулировать отрасль в ближайшее время, то к 2035 г. показатель может упасть на 44 %.

Допустить этого ни в коем случае нельзя. Недальновидная внешняя политика и отсутствие реформ (не считая недавние пенсионные недоразумения) привели к тому, что ни одна другая отрасль промышленности и даже совокупность основных из них не восполнит поступления в бюджет от упавшей нефтедобычи. А значит, в критической ситуации – это первое, что надо спасать.

И меры по спасению были предложены. Традиционно они базируются на финансовой поддержке, выражающейся в налоговых льготах. Преференции планируют предоставить месторождениям на шельфе, в ДФО, СКФО и Арктике. Также поддержку получат компании, применяющие современные технологии.

Нетрудно догадаться, что это будут самые крупные компании, имеющие собственные НИЦ или возможность купить дорогие технологии. Иными словами, те, кто и самостоятельно, хотя бы даже в целях сохранения уровня собственной прибыли, вполне способны уже сейчас предпринять меры для поддержания и даже увеличения уровня добычи.

Это уже не первый случай, когда правительство оказывает поддержку крупным компаниям. В 2017 г. «Роснефть» получила льготы на разработку Самотлорского месторождения, пообещав взамен больше инвестировать в бурение, увеличив тем самым добычу, а соответственно, и налоги.

Чтобы сохранить свою долю на рынке к 2035 г. Россия должна не только остаться в нынешних рамках добычи, но и увеличить объемы на 25 %. А учитывая, что конкуренция среди мировых компаний будет только расти, и этого может оказаться недостаточно,. При этом расти она будет за счет ввода новых технологий, и, не вкладывая в разработки сегодня, к 2035 г. Россия окажется далеко позади. По оценкам ВР, эволюция технологий в ближайшем будущем позволит снизить себестоимость добычи на треть.

Финансовые льготы приведут в первую очередь к тому, что разработка низкорентабельных месторождений, конечно, продолжится, но общий положительный уровень по-прежнему будет поддерживаться за счет «жирных» месторождений, и к 2035 г. мы подойдем с тем же технико-технологическим заделом и с наполовину исчерпанными высокопродуктивными месторождениями. Откуда такая уверенность? Все просто.

Добыча в Западной Сибири падает уже на протяжении 10 лет, т.е. о скором исчерпании запасов было известно еще тогда, когда нефть стоила 100 долл за барр. Однако, получая сверхприбыли и будучи, конечно, осведомленными, что экстенсивный метод рано или поздно приведет к тому, что придется возвращаться к старым скважинам, компании не сильно стремились вкладываться в разработки. Почему так произошло? Наверное, потому, что компании не имели достаточного стимула к тому, чтобы приложить усилия для поддержания добычи и сохранения уровня своей прибыли. Можно ли назвать таким стимулом налоговые преференции, еще раз дающие понять, что эта прибыль не будет меньше ни при каких обстоятельствах?



Статья «Донор или реципиент?» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№11, Ноябрь 2018)

Авторы:
538552Код PHP *">
Читайте также