Однако далеко не все страны, имеющие выход к морям, могут заниматься добычей на шельфе. Особая природа наделяет акватории хрупкостью, требующей осторожного и наукоемкого подхода. Технологии, соответствующие такому подходу - уникальны, дороги и далеко не всегда доступны. Дело не только в том, что стоимость, например, поискового бурения может исчисляться сотнями миллионов долларов, а в отсутствии альтернативы традиционным технологиям. А когда речь идет о месторождениях арктического шельфа, применение традиционных технологий выглядит, как попытка выточить сверхточную деталь каменным топором.
Арктика не единственный регион, чей шельф обладает запасами углеводородов. Но способность добывать в Арктике является высшим пилотажем и своеобразным показателем профпригодности для добычных технологий. Современные ученые сравнивают поход человечества за добычей на шельф с освоением космоса, а саму акваториальную добычу выделяют в отдельную отрасль.
Чтобы успешно изучать запасы углеводородов морских месторождений и сделать их добычу экономически эффективной нужны высокие цены на нефть (начальный этап работ – геологоразведка, - будет актуальна при цене в 50 долл за барр) или высокие технологии, снижающие затраты на добычу. Лучше и то и другое.
Чтобы такие технологии появились необходимо увеличить финансирование науки. Все-таки человек – существо сухопутное и, несмотря на то, что прошло больше века, как человечество сумело преодолеть земное притяжение и давление подводных глубин, в новых для себя средах оно еще сталкивается со многими труднопреодолимыми препятствиями. Для работы на морских месторождениях необходимо аккумулировать работу всего пула ученых, чьи компетенции могут быть применены для добычи на шельфе – от геологоразведчиков до экологов и высококвалифицированных специалистов добывающих компаний.
На богатства Арктики претендуют 5 граничащих с нею государств, интерес к этим акваториям проявляют все больше стран, в том числе и не имеющих выхода к берегам северных морей. Помимо баснословных углеводородных запасов, по арктическим водам проходит самый кратчайший путь из Европы в Америку – Северный морской путь. По прогнозам, через 30 лет, он будет судоходен 100 дней в году, что сделает транспортировку более быстрой и дешевой. Немалую роль этот регион играет в обеспечении обороноспособности страны. Поэтому закрепление позиций в Арктике можно назвать стратегической задачей России. А уровень технологического и технического обеспечения определит место страны в мировом энергетическом балансе.
Учитывая актуальность вопроса (возможно, наиболее высокую из всех в области нефтедобычи), редакция журнала Neftegaz.RU запускает серию специализированных номеров, посвященных проблемам и особенностям освоения шельфовых месторождений. Вы держите в руках первый выпуск Neftegaz.RU Offshore, на страницах которого ведущие ученые отрасли рассказывают о состоянии, перспективах, а также имеющихся технологиях и оборудовании для геологоразведки на шельфе. Следующе три номера, выходящие раз в квартал, будут посвящены вопросам бурения, транспортировки и добычи на шельфе.