Технологии для производства базовых полимеров не только дорогие, но и долго окупаемые. Однако, если Китай может себе позволить применять такой техпроцесс, то Россия с ее богатыми запасами природного газа тем более. Проекты по строительству пиролизных мощностей отражены в Плане-2030, но уже много лет дальше планирования дело не идет.
Кроме того, есть проблема с обеспечением предприятий этим продуктом. Чтобы избавиться от неравномерного сырьевого обеспечения нефтегазохимических кластеров и сбалансировать производство и потребление химического сырья несколько лет назад была предложена идея строительства «кольцевого» продуктопровода по маршруту Нижний Новгород — Казань — Пермь — Нижнекамск — Уфа — Самара — Саратов — Волгоград — Астрахань — Буденновск. И не смотря на то, что строить новые транспортные сети выгоднее на базе уже имеющихся мощностей, нежели с нуля, один из старейших продуктопроводов, Салават-Стерлитамак-Уфа-Нижнекамск-Казань, в ближайшее время могут закрыть по причине ветхости.
Ответственный за состояние объекта ТАИФ мог бы справиться с поддержанием его состояния в должном виде. Однако, справедливости ради стоит взглянуть на международный опыт, который демонстрирует усиление государственного присутствия в решении подобных вопросов. Так, в США 95% этиленовых мощностей связаны системой этиленопроводов, в Северо-Западной Европе эта цифра составляет 90%. Конечно, вся эта инфраструктура создается и поддерживается не без участия государства.
Господдержка отдельных отраслей экономики проявляется также в предоставлении кредитов и налоговых льгота. В России ситуация складывается с точностью до наоборот: в результате «налогового маневра» эксперты заговорили о снижении инвестиционной активности отечественных производителей ПВХ, ПЭ и других продуктов нефтехимии, обеспечивающих замещение импорта, а также о снижении объемов производства из-за потери конкурентоспособности на внутреннем рынке.
В Плане-2030 заложена оптимистичная цифра 60% - именно такой объем углеводородного сырья будет направлен на переработку. Но полимеры – это еще не готовый продукт и база для его дальнейшей переработки в России практически не сформирована. Тоже можно сказать и о других сегментах нефтепереработки.
Так, например, к продуктам с высокой добавленной стоимостью относится производство шин. Рынок этого продукта более чем на 50% находится в зависимости от импорта. И дело даже не в том, что потребитель предпочитает хорошо раскрученные иностранные марки шин, а в том, что в их себестоимости 80% составляет сырье, в первую очередь продукты малотоннажной химии, придающие резине особые свойства. Спрос по малотоннажке сегодня удовлетворяется за счет импорта, по некоторым позициям на 100%.
В условиях санкций и торговых ограничений крайне важно развивать собственное производство, чтобы снизить зависимость от импорта необходимо повысить конкурентоспособность российских продуктов. В мировой практике для этого применяются такие инструменты, как налоговые преференции, льготное кредитование и создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе за счет политической репутации страны на международной арене.