USD 92.8622

-0.06

EUR 103.41

+0.19

Brent 74.48

+0.04

Природный газ 2.849

+0.04

2 мин
0

О переработке глубокой и не очень

На протяжении многих лет одним из главных факторов, сдерживающих развитие нефтехимического комплекса продолжает оставаться вопрос сырьевого обеспечения. Не секрет, что уровень развития отрасли определяется производством крупнотоннажных продуктов. На сегодняшний день ситуация такова, что за истекшие два десятилетия не было построено ни одной крупной этиленовой установки, что, конечно, не могло не создать дефицита этого продукта.

О переработке глубокой и не очень

Технологии для производства базовых полимеров не только дорогие, но и долго окупаемые. Однако, если Китай может себе позволить применять такой техпроцесс, то Россия с ее богатыми запасами природного газа тем более. Проекты по строительству пиролизных мощностей отражены в Плане-2030, но уже много лет дальше планирования дело не идет.

Кроме того, есть проблема с обеспечением предприятий этим продуктом. Чтобы избавиться от неравномерного сырьевого обеспечения нефтегазохимических кластеров и сбалансировать производство и потребление химического сырья несколько лет назад была предложена идея строительства «кольцевого» продуктопровода по маршруту Нижний Новгород — Казань — Пермь — Нижнекамск — Уфа — Самара — Саратов — Волгоград — Астрахань — Буденновск. И не смотря на то, что строить новые транспортные сети выгоднее на базе уже имеющихся мощностей, нежели с нуля, один из старейших продуктопроводов, Салават-Стерлитамак-Уфа-Нижнекамск-Казань, в ближайшее время могут закрыть по причине ветхости.

Ответственный за состояние объекта ТАИФ мог бы справиться с поддержанием его состояния в должном виде. Однако, справедливости ради стоит взглянуть на международный опыт, который демонстрирует усиление государственного присутствия в решении подобных вопросов. Так, в США 95% этиленовых мощностей связаны системой этиленопроводов, в Северо-Западной Европе эта цифра составляет 90%. Конечно, вся эта инфраструктура создается и поддерживается не без участия государства.

Господдержка отдельных отраслей экономики проявляется также в предоставлении кредитов и налоговых льгота. В России ситуация складывается с точностью до наоборот: в результате «налогового маневра» эксперты заговорили о снижении инвестиционной активности отечественных производителей ПВХ, ПЭ и других продуктов нефтехимии, обеспечивающих замещение импорта, а также о снижении объемов производства из-за потери конкурентоспособности на внутреннем рынке.

В Плане-2030 заложена оптимистичная цифра 60% - именно такой объем углеводородного сырья будет направлен на переработку. Но полимеры – это еще не готовый продукт и база для его дальнейшей переработки в России практически не сформирована. Тоже можно сказать и о других сегментах нефтепереработки.

Так, например, к продуктам с высокой добавленной стоимостью относится производство шин. Рынок этого продукта более чем на 50% находится в зависимости от импорта. И дело даже не в том, что потребитель предпочитает хорошо раскрученные иностранные марки шин, а в том, что в их себестоимости 80% составляет сырье, в первую очередь продукты малотоннажной химии, придающие резине особые свойства. Спрос по малотоннажке сегодня удовлетворяется за счет импорта, по некоторым позициям на 100%.

В условиях санкций и торговых ограничений крайне важно развивать собственное производство, чтобы снизить зависимость от импорта необходимо повысить конкурентоспособность российских продуктов. В мировой практике для этого применяются такие инструменты, как налоговые преференции, льготное кредитование и создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе за счет политической репутации страны на международной арене.



Статья «О переработке глубокой и не очень» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, Апрель 2017)

Авторы:
Комментарии

Читайте также