Комиссия и круглые столы рассмотрели вопросы реализации многочисленных проектов, программ, стратегий и прочих планов, в которых хоть строчкой упомянуто ставшее почти национальной идеей импортозамещение и связанные с ним вопросы, со столь же печальной планидой. Например такие, как инвестиционная привлекательность и ОЭЗ.
Импортозамещение приобрело особую актуальность после санкций в 2014 г., т.е. когда стало совершенно очевидно полное отсутствие товаров российского производства в бюджетообразующих отраслях.
К настоящему моменту прошло достаточно времени, чтобы подвести итоги. Именно такой срок – 2-3 года и был определен правительством для реализации программы. Эксперты подсчитали, что замещению подлежит примерно треть импорта. Что можно получить за это время, учитывая, что все эти программы не обладают необходимым ресурсным обеспечением и обозначенные в них задачи так и останутся пустой декларацией, а наличие неоправданно большого количества самих программ распыляет усилия и средства, направленные на их реализацию?
Смотря со своей теоретической колокольни, ученые видят одну из основных проблем в терминологии понятия. Что понимать под импортозамещением: экономическую стратегию, направленную на замену импортных товаров национальными, или уменьшение импорта посредством производства в стране аналогичного товара? Импортозамещение – это априори любое созданное в стране производство, товары которого получат для производства ряд преференций и поддержку при экспорте, что вовсе не означает отказ от иностранных аналогов. Но для успешного производства недостаточно одних протекционистских мер, нужна еще и здоровая конкуренция.
Собственные производства не развивались не потому, что не было команды, а потому, что не было условий. То, что мы сегодня будем пытаться создавать собственными силами, через пять лет окажется устаревшей копией зарубежных аналогов.
Стране с гибкой внешней политикой и привлекательным инвестиционным климатом не понадобилось бы делать рывков, наверстывая в сжатые сроки то, что строится десятилетиями. Но форсированный характер – та черта российской экономики, которую мы не можем преодолеть с 20-х гг. прошлого столетия. А раз так, то приходится наверстывать.
Чтобы сегодня появлялось новое, нужна конкуренция, а при нынешних системах доступа к преференциям мелкие и средние предприятия оказываются исключенными из списка, хотя именно они обладают научным потенциалом.
Больше всего от импорта зависят проекты, связанные с добычей на северном шельфе и добычей сложной нефти.
Эксперты Аналитического центра при правительстве РФ полагают, что российский нефтесервис не пострадал от санкций, а добыча будет возрастать. Причину усматривают в крайне небольшом количестве совместных проектов с иностранными компаниями по добыче сложной нефти. Но большинство месторождений находятся на поздней стадии разработки, увеличивается глубина бурения скважин, падает их дебит.
Доля импортного оборудования и технологий для месторождений с трудно извлекаемыми запасами сегодня составляет порядка 50%, для месторождений на шельфе – 80%. В технологиях ГРП эта доля достигает 90%, навигационных комплексов в бурении – 85%, породоразрушающего инструмента – 60%, оборудования для сжижения газа – до 90%, Специалисты МЭА полагают, что к 2020 г. добыча упадет. Чтобы сократить падение, придется разрабатывать старые месторождения, ресурс которых выработан. Если российские компании хотят разрабатывать новые месторождения, им придется обратиться за новыми технологиями, потому что новые месторождения – это сложная нефть северных широт и арктического шельфа.
Бытует мнение, что уход иностранных компаний с российского рынка откроет путь отечественным производителям и стимулирует развитие научных разработок. Однако освобождение ниши рынка не гарантирует появления интереса к российским производителям. Российские нефтегазодобывающие компании не заинтересованы в российском оборудовании. Это отношение проявляется в усложнении тендеров, значительных сроках оплаты, забюрократизированных опытно-промышленных испытаниях.
Отсутствие альтернативных технологий уже повлекло за собой остановку крупных проектов. Поэтому крайне важно сегодня не только найти баланс между возможным импортом и отечественным товаром, но и обеспечить условия для развития последнего.