В июле президент В. Путин должен подписать Стратегию развития Арктики до 2035 г.
Это не первый документ такого рода. Ранее была Стратегия-2020, перед ней Стратегия-2013, опиравшаяся, в свою очередь, на концептуальный документ 2008 года - "Основы политики России по освоению Арктики".
Во всех трех Стратегиях приоритеты и вызовы остаются неизменными и, по сути, особенно ничем не отличаются. Поставлены задачи социально-экономического и инфраструктурного развития региона для ускорения экономического роста страны, а также развитие СМП. Также одинаково эти задачи не исполнялись.
С 2012 г. правительство выдало 69 лицензий на разведку и добычу в Арктике
Однако, нынешний документ отличается от предыдущим не только несколькими важными пунктами, но и дает основания полагать, что за их исполнением будут следить более тщательно, а за неисполнением – более жестко.
Одно из таких отличий состоит в возможной либерализации шельфовых арктических проектов. В частности, в ч. 3, п. 12 б отмечено: расширение участия частных инвесторов в реализации проектов на арктическом шельфе при сохранении со стороны государства контроля за их реализацией. Иными словами, частные компании будут допущены к разработке шельфа северных морей, хоть и с некоторыми оговорками. Либеральный жест в сторону негосударственных компаний назрел давно.
К 2035 году у Роснефти и Газпрома появятся конкуренты в Арктике
В 2019 г. Ю. Трутнев докладывал президенту, что арктический шельф «не работает на экономическое развитие России», с 2012 г. правительство выдало 69 лицензий на разведку и добычу в Арктике. К лету 2019 г. вместо 89 скважин пробурено только 5. Первоначальные сроки освоения шельфа оказались сорваны, а упущенная выгода в приросте ВВП России к 2035 г. оценивается в 18 трлн руб. Такое медленное развитие Трутнев объясняет отсутствием конкуренции. В том же году на совещании у Д. Козака все ведомства выступили за расширение субъектного состава компаний. Не поддержал предложение только А. Новак, но что-то переломило ситуацию, хотя резко против выступает и глава ПАО «Роснефть».
Шельф не работает на экономику России - считает Ю. Трутнев
Очевидно, что в ситуации, которая сложилась за последние пять лет, Арктика перестает быть просто благоприятным потенциалом. Осваивать ее нужно сегодня, иначе это сделают другие.
На арктические территории претендуют 4 группы стран: арктические державы, имеющие побережье на Северном Ледовитом океане и обладающие преимущественными правами на разработку ресурсов Арктики (Россия, США, Канада, Дания, Норвегия), приарктические государства, находящиеся в непосредственной близости к Полярному кругу (Исландия) или обладают территориями в Заполярье (Швеция и Финляндия), международные организации западных стран (НАТО, ЕС, организации стран Северной Европы), а также некоторые неарктические государства. Все они, так или иначе, пытаются влиять на ситуацию в регионе и делят территории. Решить вопрос переговорами не удается уже не первое десятилетие. И не столь важно смогут ли российские компании добывать там нефть в ближайшей или отдаленной перспективе, будут ли по побережью северных морей построены ветряные установки или СПГ-заводы.
Литература:
1. Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. №164 " Об основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 г."
2. Доклад группы экспертов под редакцией руководителя Центра евроатлантических исследований РИСИ Е.С. Хотьковой
3. Официальный сайт Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики
4. "Коммерсант" 5 марта, 2020 г.
5. "РБК", 8 октября, 2019 г.