USD 97.149

-0.11

EUR 105.756

-0.33

Brent 73.56

-1.02

Природный газ 2.306

-0.04

2 мин
773

Черное золото Вавилона: кому достанется?

10 октября президент РФ В. Путин встретился с премьер-министром Ирака Нури аль-Малики. Говорили о нефти и оружии.

Черное золото Вавилона: кому достанется?

В ходе встречи впервые после 1990 г. был подписан ряд официальных контрактов на поставку российской боевой техники (42 пушечно-ракетных зенитных комплекса "Панцирь-1С" и 30 ударных вертолетов Ми-28НЭ) на сумму более $4,2 млрд. До этого основными поставщиками оружия в Ирак были США, они же разрабатывали крупнейшие нефтяные месторождения в этой стране, в отношении которых тренд также поменялся.

Правительство Ирака одобрило консорциуму в составе ЛУКОЙЛа и японской Inpex (60% и 40% соответственно) контракт на геологоразведку, разработку и добычу по Блоку 10 (в районе Басры). "Башнефть" совместно с британской Premier Oil и вьетнамской PetroVietnam получила Блок 12, "Зарубежнефть" готовится к участию в будущих тендерах,

Не при делах осталась только "Роснефть", которая ведет переговоры с ExxonMobil о совместной разработке иракского месторождения Западная Курна-1.

С американцами – понятно, но почему российские компании, со столь широко анонсируемыми углеводородными запасами рвутся в Ирак? Во-первых, средний дебит скважины составляет порядка 500 т/сутки (в России - 5-10 т/сутки), во-вторых, нефть в Ираке легкоизвлекаема, и стоимость добычи 2 долл/барр. И, в третьих, именно российские специалисты ставили нефтедобычу в Ираке, когда в 1969 г. для обеспечения инвестициями и обучения работников первой нефтяной иракской компании были заключены договоры с СССР.

В 1995 г было заключено межправительственное соглашение, определившее принципы и пути сотрудничества 2-х стран в нефтяной области. А в 1997 г ЛУКОЙЛ во главе консорциума заключил самый крупный контракт с Ираком о разработке нефтяного месторождения Западная Курна-2 с запасами до 15 млрд баррелей.

С приходом американцев в Ирак Total, Eni, China National Petroleum уступили свои позиции ExxonMobil, BP, Shell, с которыми курдские власти стали самостоятельно заключать контракты. Несмотря на определенную долю автономии Курдистана, вопросы добычи нефти в Ираке решаются федеральным правительством. При Хусейне режим наибольшего благоприятствования имели ряд российских компаний. Считая контракты с ExxonMobil незаконными Ирак рассматривает вопрос о замене его в месторождении Западная Курна-1 на ЛУКОЙЛ (9 октября иракское правительство одобрило контракт с ЛУКОЙЛом на геологоразведку, разработку и добычу на блоке 10 на юге Ирака) и «Газпром нефть». Последняя, по заверениям министр нефти Ирака А. Луэйби, приостановила работу по контрактам с региональным курдским правительством.

Незадолго до визита Н. аль-Малики в Россию В. Алекперов посетил Ирак. 3 октября он встретился с премьер-министром Ирака Н. аль-Малики, вице-премьером по ТЭК Х. Шахристани и министром нефти А. Луэйби

Ираку, как и России не нужна политика двойных стандартов, широко используемая западными странами для решения своих проблем. Вероятно, Ирак попытается получить в лице России некий противовес разнонаправленной политике запада. В начале ноября 2012 г правительство Ирака подпишет еще 2 договора с иностранными инвесторами на геологоразведку нефтяных месторождений. Не исключено, что это могут быть российские компании.



Статья «Черное золото Вавилона: кому достанется?» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№10, 2012)

Авторы:
552008Код PHP *">
Читайте также