Если все это удастся доказать, что по мнению экспертов сделать непросто, Газпрому грозит штраф в 6 млрд долл США, что маловероятно, и пересмотр экспортных контрактов, что уже гораздо болезненнее. Хуже всего то, что сам факт обысков в 2011 г показал, что у Газпрома больше нет иммунитета в ЕС. Принцип «разделяй и властвуй» себя исчерпал.
Выглядя монополистом, Газпром действительно вел не слишком гибкую политику. Но, во-первых, он уже начал снижать цены, и решение это было порождено не политической конъюнктурой. И, во-вторых, Европа и сама не выглядит слишком надежным партнером.
Но проблемы, или, вернее, временные затруднения с ЕС, на фоне других временных затруднений Газпрома не выглядят слишком серьезно. Например, если США, наладят промышленный экспорт сланцевого газа, то Газпрому труднее будет продавать газ Европе. И тогда непонятно, что делать с Северным потоком и нужно ли строить Южный поток? Не решен вопрос с Украиной. И не подписаны газовые контракты с Китаем. На этом фоне кажется, что Газпрому пора искать новые рынки сбыта.
Но, не все так плохо. Что касается Украины, то небольшие уступки могли бы способствовать увеличению потребления газа на 2-3 млрд м3/год. Неясная ситуация с Китаем вполне может компенсироваться партнерством с Японией. Рынок Японии не только емкий, но и считается премиальным для компании в ценовом сегменте. Серьезность намерений подтвердилась в ходе саммита АТЭС, когда был подписан Меморандум по проекту Владивосток-СПГ.
Восточная газовая программа, куратором которой является Газпром, может быть ускорена, а объем экспорта газа на восток может превысить объемы экспорта в Европу. И не стоит забывать: Газпром – «национальное достояние», посягать на которое Россия не позволит. Это станет более очевидно, если вернуться к истокам конфликта с ЕС.
Предположительно, инициатором расследования стала Литва, с которой у Газпрома еще с 2008 года отношения строятся через суд. Год назад Еврокомиссия провела обыски в офисах Газпрома. Было ясно, что, фальшиво сыграв на трубе Nabucco, ЕС репетирует новую оперу, начав с увертюры. На барабаны поставили Литву, с которой у Газпрома еще с 2008 года отношения строятся через суд. Но, для усиления оперной труппы, Россия направила солировать НОВАТЭК, у которого от усиленных занятий появился бас. НОВАТЭК успешно заключил договор на поставку газа в Европу и составил конкуренцию Газпрому на внутреннем рынке, образ которого, как монополиста, по мнению России, должен бы уже померкнуть в глазах ЕС.
Статус солиста Газпрому был подтвержден наделением «публично значимыми функциями и статусом стратегической организации, контролируемой государством». Некоторые западные солисты были «не в голосе», и на помощь Газпрому пришел МИД призывая Евросоюз "воздержаться от политически ангажированных решений». А затем Россия и вовсе поставила своего дирижера. Наших дирижеров боятся не только российские музыканты. Это ставит Европу в ситуацию, когда любой ее выпад в сторону Газпрома будет автоматически рассматриваться как выпад в адрес России.