USD 73.2351

+0.08

EUR 85.956

+0.03

BRENT 45.09

-0.21

AИ-92 43.34

-0.01

AИ-95 47.57

-0.03

AИ-98 53

+0.01

ДТ 47.93

+0.01

2 мин
30
0

Бензиновый кризис: II часть Марлезонского балета

«Когда растут цены на нефть, то бензин, который производят из нефти, дорожает. Когда цены на нефть падают, то нефтяникам приходится повышать цены на бензин, чтобы компенсировать падение доходов от цен на нефть. Когда цены на нефть стабильные, то цены на бензин растут, потому что инфляция…»

С начала июля 2013 г. оптовые цены на нефтепродукты выросли на 20%. В попытке исправить ситуацию Президент Российского топливного союза Е.Аркуша направил письмо куратору ТЭКа А.Дворковичу, в котором предложил запретить экспорт бензина и завозить из Белоруссии не менее 150 тыс. т топлива в месяц.

Неделю спустя Минэнерго и ФАС провели заседание штаба по Мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России, по результатам которого потребовали от компаний объяснить, почему те, вместо того, чтобы поставлять свой продукт на отечественный рынок, увеличили его экспорт на 56,3% и предложило запретить экспорт бензина.

В России, в текущей ситуации, спрос на бензин растет быстрее, чем предложение, в результате это приводит к дефициту продукта и, как следствие, - росту цен.

Конечно, снижение экспорта непременно приведет к увеличению его количества на внутреннем рынке. Нефтяным компаниям было поручено восполнить дефицит бензина и до 1 сентября увеличить его запасы до 1,7 млн т. А мега-игроки рынка еще и пообещали в августе поставить на внутренний рынок сверх плана 200 тыс. т, компенсировав невыполнение обязательств в июле.

Такая мера, конечно, снизит волатильность оптовых цен и избавит от топливного дефицита страну (которая, к слову, занимает одно из первых мест по запасам нефти). Но где компании найдут сразу столько бензина? А. Голомолзин считает, что поставщики смогут сделать, в частности, за счет увеличения производства топлива на своих НПЗ, которые и без того работают на пределе возможностей. Минэнерго предлагает вернуться к выпуску бензина евро-3. И технология попроще и акцизов в 2 раза больше можно собрать.

Похожая ситуация наблюдалась в 2011 г. Тогда в качестве стабилизационных мер было предложено сформировать резервы, согласовывать графики ремонта НПЗ с Минэнерго и проработать вопрос о создании биржевого комитета на рынке нефтепродуктов. Повторение сюжета доказало неэффективность этих мер.

Сегодня для стабилизации цен и ликвидации дефицита на рынке решено запретить экспорт бензина и повысить экспортную пошлину. Повышение пошлины – не сработало, а вот от запрета экспорта - никуда не денешься, даже не смотря на то, что компании-экспортеры связаны договорными обязательствами.

При этом, никто даже не пытался включить экономические рычаги, например, сделать реализацию нефтепродуктов внутри страны более выгодной.

Почему страна, занимающая 1-е место по экспорту сырой нефти, продает бензин по одной из самых высоких цен и страдает при этом от его недостатка?



Статья «Бензиновый кризис: II часть Марлезонского балета » опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№7-8, 2013)

Читайте также
Система Orphus