Конечно, не все страны даже в описываемый период, охватывающий три десятка лет, смогут изменить свою структуру энергопотребления, многим, если не большинству, это не под силу в технологическом плане. Речь, скорее, о Европе и Соединенных Штатах (в том случае, если они не начнут искусственно пробуксовывать, найдя коммерчески выгодный способ извлечения сланцевой нефти).
В этих странах продолжится декарбонизация производств, все большую популярность будет набирать переход на электроэнергию, наиболее быстро начнет наращивать мощности производство возобновляемых источников энергии, продолжится рост доли водорода и биоэнергии.
В подтверждение своих прогнозов BP покупает у Equinor право на аренду морских ветроэнергетических активов в Соединенных штатах на сумму 1,1 млрд долл США, в ближайшем будущем компании намерены создать СП. Еще один подобный проект, но уже в области солнечно энергетики, намерены осуществить до конца этого года Т Плюс и Хевел. Общая мощность консолидированных активов может достигнуть 1,5 ГВт. В частности, компании развивают генерацию ВИЭ в России.
Но самыми быстрыми темпами в ближайшем будущем будут развиваться СПГ-проекты. В 2020 году мощность терминалов по приему сжиженного природного газа, строящихся во всем мире, достигла 144 млн. тонн в год. Наибольшая доля в этом объеме принадлежит странам АТР. В Китае постоянный рост спроса на этом рынке привел к запуску 52,6 млн тонн новых мощностей. Индия ведет строительство пяти терминалов общей мощностью 20 млн тонн. До 2025 года планируется ввести в производство 13 млн тонн в странах Европы. Не отстают и страны Латинской Америки – начали прием СПГ терминал в Бразилии и Пуэрто-Рико. В начале 2021 года Кувейт намерен запустить СПГ-терминал Аль-Зур, мощностью 2 млн тонн в год, который станет крупнейшим на Ближнем Востоке, удвоив пропускную способность региона, в связи с чем, поставками СПГ для Кувейта интересуются и российские производители сжиженного газа.
А что у нас? Помимо экспортного интереса к иностранным проектам предпринимаются попытки развивать внутренний рынок.
Премьер-Министр М. Мишустин поручил отраслевым министерствам до ноября разработать предложения по мерам государственной поддержки для российских производителей оборудования для производства СПГ. Кроме того, тем же ведомствам, совместно с Газпромом и НОВАТЭКом, поручено разработать долгосрочную программу развития производства СПГ, в частности для газификации регионов. Другим постановлением М. Мишустин распорядился увеличить размер субсидий для поддержки перевод автомобилей с бензина на газ для регионов с 25 до 75 млн рублей. Будет ли это сжиженный газ? – вполне возможно, учитывая, что Правительство утвердило программу субсидирования строительства СПГ-заправок, предполагающую строительство 79 крио-АЗС до 2023 года.
В Белгородской области планируют построить малотоннажный завод по производству СПГ мощностью 52 тыс. т/год. Объем инвестиций составит 2,1 млрд руб.
Однако, все это мелкие меры, в масштабах вопроса. В крупных проектах этот год был не слишком удачным. Строительство Морского перегрузочного комплекса СПГ НОВАТЭКа на Камчатке, в который правительство вложило 12,3 млрд рублей, откладывается по причине отсутствия подрядчиков, которых искали среди зарубежных компаний.
Сегодня в мире строится все больше заводов по сжижению газа и перегрузочных терминалов. Россия не является исключением, заинтересованность в развитии направления чувствуется на разных уровнях, но еще предстоит решить ряд вопросов, начиная от усовершенствования действующего законодательства и заканчивая формированием социального и потребительского поведения.