Продолжая в этот месяце падение, рубль раз за разом устанавливает новые антирекорды. Графики цены нефти также неуклонно сползают вниз. Кривая цены на нефть уже вывела ее на уровень 83 долл за баррель, а рубль достиг отметки в 40,9 рублей за долл США. И это при том, что только за октябрь ЦБ РФ вбухал в интервенцию 6 млрд долл.
Расчеты ГУ ИЭС показали, что при изменении цены на нефть марки Brent на 1 долл приводит к изменению доходов консолидированного бюджета на 1,9 млрд долл. Что, само собой, влияет не только на доходы конкретных нефтяных компаний, но и на бюджет страны в целом.
Оптимистка Э. Набиуллина говорит, что снижение рубля временно, происходит это из-за некоторых негативных факторов и в ближайшее время рубль начнет расти.
В качестве таких «негативных факторов» аналитики называют введенные против России санкций и снижение цены на нефть, от экспорта которой, как известно, зависит формирование российского бюджета.
За последние три месяца цена нефти снизилась на 25 долл и, вероятно, продолжит снижаться. Министр нефти Кувейта, заявивший, что ОПЕК не будет снижать добычу, чтобы урегулировать цену и предположил, что цена на нефть остановится достигнув отметки в 76-77 долл за баррель. Хотя цена нефти уже давно не определяется одним лишь соотношением спроса и предложения на физическом рынке, ее цену регулирует «бумажный» рынок виртуальных поставок.
Но, как бы там ни было, до каких беспредельно низких отметок не докатилась бы цена, в ближайшее (а, скорее всего, даже отдаленное) время 147 долл за баррель, как летом 2008, нефть стоить не будет. Это значит, что России придется научиться жить в условиях ее реальной цены (а красная цена нефти в базарный день – 50 долл).
Бывший президент Украины Л. Кучма когда-то сказал, что высокие цены на газ – это стимул для Украины, т.к. именно они послужили толчком к развитию промышленности в стране. Сейчас аналогичные неприятные условия сложились для России и низкие цены на нефть вполне могли бы стать таким стимулом. Например, можно было бы посмотреть в сторону нефтехимии, для начала, не обязательно даже заглядывать в глубокие переделы, достаточно подтянуть ситуацию хотя бы с базовыми полимерами. Еще, для разнообразия, можно обратить внимание на стратегические отрасли, которые пусть и в мелочах, но все же необходимых, до сих пор зависят от иностранных производителей. Неплохо было бы вспомнить о позакрывавшихся конструкторских бюро и развалившихся НИИ, ведь если европейские партнеры перестали делиться с нами технологиями, то весь груз по разработке аналогов придется переложить на китайских товарищей, а где гарантии, что и они не поступят в какой-то момент точно так же?
Но такой вариант, видимо, никто из принимающих решения, не рассматривает. Еще в 2011 г. был утвержден налоговый принцип 60-66 снижающий экспортные пошлины на сырую нефть и уравнивающий пошлины на темные и светлые нефтепродукты, что мощно ударило по нефтеперерабатывающей отрасли, сделав экспорт сырых нефтепродуктов еще более выгодным.
Иными словами, на протяжении долгих лет мы ничего не делали для развития своей промышленности уделяя внимание по большей части только добывающему сектору, а сегодня говорим, что нас хотят утопить в санкциях и низких ценах на нефть.
Санкции и падение цены на нефть, конечно, оказали свое влияние на ситуацию, но правильно ли сваливать на других вину за собственную недальновидность и бездеятельность?